ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Колокольный звон перестройки"

Елена Гордиенко :: 26 апреля 2005

40 лет водил Моисей по пустыне "богоизбранный народ". Чтобы на землю обетованную ступило не старое поколение, помнящее египетское рабство, а новое – воспитанное в духе библейских заповедей. Советскому правительству понадобился срок почти вдвое больший, чтобы народ зги заповеди забыл. Вместо православного христианства – атеизм и "моральный кодекс строителя коммунизма" – вместо заветов. Десятки тысяч разрушенных, разграбленных и превращенных в склады, катки, бассейны храмов... По количеству мучеников за веру Советский Союз догнал и перегнал Римскую империю времен раннего христианства.

Двадцать лет назад, 23 апреля 1985 года, в истории 80-летней войны государства против Церкви была поставлена точка...

"Апрельские тезисы" Михаила Горбачева

На легендарном апрельском Пленуме новый (и, как оказалось, последний) Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев сформулировал основные тезисы задуманной "перестройки" весьма осторожно. Был задан курс на ускорение социально-экономического развития страны. С одной стороны, говорилось о неукоснительном следовании ленинской традиции, с другой – о глубоких переменах практически во всех сферах жизни советских людей. Активизация всей системы политических и общественных институтов, углубление социалистической демократии, самоуправление народа... привело к первой и самой романтической волне либерализации и гласности 1985-1987 годов. Газеты, радио и телевидение просто захлестнуло лавиной откровений и разоблачений. Грифы "Совершенно секретно" срываются, открываются страшные страницы советской истории. В том числе реальные факты и статистика репрессий, среди жертв которых и десятки тысяч православных священнослужителей.

Впрочем, никаких особых распоряжений по поводу Церкви новое советское правительство не делает. Фактически остаются действительными партийные документы эпохи Андропова и Черненко. В том числе требование июньского Пленума ЦК КПСС 1983 года "активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов... уделять больше внимания атеистическому воспитанию... настойчивее внедрять советскую обрядность... Разработать и осуществить систему мер... чтобы все формы досуга способствовали выработке... атеистических вкусов".

ВЫХОД ИЗ ПОДПОЛЬЯ

В декабре 1985 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий направляет Горбачеву письмо, в котором говорит о многовековом служении Русской Церкви народу, о заслугах ее перед государством и ставит вопрос о пересмотре законодательства в отношении религиозных организаций:

...Происходящие сейчас в нашей стране изменения находят широкий отклик среди православных верующих и православного духовенства... В этих условиях перед нами, естественно, встает вопрос: что может сделать Русская православная церковь для того, чтобы содействовать претворению в жизнь курса, встречающего одобрение всего народа?..

В апреле 1988 года состоялась встреча глав КПСС и Русской православной церкви. Последствия беседы Святейшего Патриарха Пимена с Михаилом Горбачевым сравнимы со встречей Сталина и митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в 1943 году, когда в обмен на помощь в поддержании духа Красной армии Церкви обещали всестороннюю поддержку. Встреча проходит под прицелом десятков телекамер разных стран мира. Горбачев говорит о трагических ошибках периода культа личности, затронувших и религиозные организации, и об исправлении этих ошибок при разработке закона о свободе совести.

1988 год многие историки считают началом третьего, "предкризисного" этапа перестройки. Январский Пленум 1987 года и доклад Горбачева "Октябрь и перестройка: революция продолжается" придали изменениям в структуре советского государства и общества "ускорение", необходимое для того, чтобы на заключительном этапе несущуюся на крейсерской скорости "перестройку" не смог остановить уже никто, включая ее создателей. Процесс становится неуправляемым.

Именно на третьем этапе "перестройки" начались реальные изменения в структуре партийного аппарата, экономике, внешней и внутренней политике страны. Курс перестройки поворачивается от "обновления социализма" к "либерально-демократической революции сверху", а, по сути, к процессу возврата капитализма.

1988 год становится переломным и для Русской православной церкви. Весь мир празднует тысячелетие Крещения Руси. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить эту дату как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре. В Москву на торжества приезжают члены Поместного собора, патриархи и главы православных Церквей зарубежья. Тысячелетие Крещения Руси стало новым витком в истории Русской православной церкви – она напомнила всему миру о своем существовании. В течение недели колокольный звон уцелевших храмов звучал особенно торжественно и гордо, оповещая, что Церковь вышла из "подполья".

СОВЕТСКАЯ РУСЬ

Церковь дореволюционная и Церковь постперестроечная. Годы, когда православие было неотделимо от государства, и годы, когда быть верующим стало чуть ли не модой. А между ними промежуток в 80 лет – мрачной и еще не до конца изученной истории Церкви. Трагические подробности репрессий и гонений, судьбы многих православных святынь воссоздают по рассекреченным сегодня архивам, свидетельствам уцелевших очевидцев...

1917 год. Николай II отрекается от престола. Временное правительство готовит Декрет об отделении Церкви от государства. Затем Великая Октябрьская революция. Власть меняется, меняется и отношение к Церкви. От плохого к худшему. Ленин воспринимает Церковь как серьезного врага революции и источник быстрого обогащения государственной казны. Расправа скорая и беспощадная становится возможной в жестоких реалиях Гражданской войны и голода.

Из секретного письма В.И. Ленина: "Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией... Чем больше число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать".

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

По стране, разрываемой Гражданской войной, прокатилась волна убийств. Были тайно арестованы и расстреляны митрополит Киевский Владимир и архиепископ Пермский Андроник. В Туле по крестному ходу открыли огонь из пулеметов, на мостовой остались 13 человек. Был арестован епископ Балахнинский Лаврентий. Перед казнью он обратился к солдатам, и они отказались стрелять в него. Тогда по приказу чекиста Булганина пригнали китайцев, которые и убили архипастыря. В Петрограде был осужден за контрреволюционную деятельность и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин. Чердынского протоиерея Николая Конюхова обливали холодной водой на морозе, пока он не обледенел. Протоиерея Евграфа Плетнева, вместе с сыном Михаилом, сварили в пароходной топке. Священников Аристарха и Родиона из храма Нерукотворного Спаса в Борках скальпировали. Иеромонаха Нектария "причащали" оловом, а в голову ему забивали деревянные гвозди. Пермского священника Игнатия схватили во время богослужения, вывели на улицу, привязали к хвосту лошади и погнали лошадь по полю. В Тобольской епархии протоиерея Феодора Богоявленского водили по селу, заставляя играть на гармошке, плясать и петь, а потом убили и скинули в яму.

...К концу Гражданской войны идеи Ленина были реализованы. Силы Церкви подорваны, а церковные ценности, переведенные в пуды золота, серебра и драгоценных камней, перешли в казну государства.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Конституция 1936 года обещала священнослужителям и верующим относительное спокойствие: за всеми гражданами признавалась "Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды". Но всеобщая перепись населения 1937 года дала неожиданный и неприятный для власти результат: две трети сельского и треть городского населения открыто называют себя верующими. Тогда Маленков предложил Сталину "покончить в том виде, как они сложились, с органами управления церковников, с церковной иерархией". Церковь решили обезглавить. За два года был уничтожен практически весь епископат – иерархическая верхушка Русской православной церкви. Митрополитов, архиепископов, епископов обвиняли в "контрреволюционных действиях", "в создании церковно-фашистских, диверсионно-террористических, шпионско-повстанческих организаций", в поджогах, вредительстве... Основным приговором был расстрел или десять лет без права переписки. К началу Великой Отечественной войны на территории РСФСР из десяти тысяч храмов действовало около ста. В основном в больших городах, куда приезжали иностранцы. Эти церкви так и называли показательными.

ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!

За все годы советской истории лишь однажды государство признало в Церкви не врага, а союзника. Во время войны Церковь стала своеобразным идеологическим оружием в противостоянии двух строев – фашистского и коммунистического, двух тиранов – Гитлера и Сталина. Желая перетянуть на свою сторону народы на оккупированных территориях, Гитлер сделал тонкий ход. Он представил фашистские войска чуть ли не поборниками христианства и защитниками веры.В захваченных городах и селах открывались заколоченные храмы, велись церковные службы.

Сталин в сентябре 1943 года встретился в Кремле с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Разговаривал почти ласково, вспоминал о своем семи- народам образовании и обещал помочь Церкви во всем. Действительно, вскоре открываются тысячи храмов, вновь ведутся службы, возрождается патриаршество, под амнистию попадают многие священнослужители. Госпропаганда и церковная проповедь впервые действуют сообща, работая на Победу.

После войны священники продолжают подвергаться репрессиям наравне со всеми гражданами "самой свободной страны". Новые гонения на Церковь выпадают, как ни странно, на годы хрущевской "оттепели". Похоже, "воинствующим атеизмом" генеральный секретарь пытается задобрить товарищей по политбюро, недовольных излишним либерализмом. Впрочем, за веру уже не расстреливают: иногда сажают, иногда бесплатно лечат в психушке, выгоняют с работы или из института...

Основная борьба идет через пропаганду в комсомольских организациях. При Брежневе на существующих верующих уже махнули рукой. Главное, чтобы новое поколение вырастало без этих религиозных предрассудков.

ТАЙНЫЕ ВЕЧЕРИ

Статистика конца 1970-х – начала 1980-х преподнесла сюрприз как государству, так и самой Церкви. Каких-то пять лет назад казалось, что многолетний труд советской власти наконец начинает приносить свои плоды. Возраст прихожан приближался к пенсионному, и верующими в основном были сельские жители без высшего образования. Молодежь в Церковь не шла. Теперь ситуация резко меняется. Крещение принимают сотни студентов в больших городах. Вопреки пропаганде и атеистическому воспитанию.

Этому явлению в 1983 году посвятил свою проповедь протопресвитер Виталий Боровой в Кафедральном православном соборе в Лондоне: "Новое движение началось среди.образованной молодежи... Это поколение пришло к Христу само по себе путем глубочайших раздумий и внутренних переживаний. Это делает честь не нам... Это делает честь нашим верующим... Но все же они пришли к Церкви многими различными путями... Это часто заканчивается распадом семьи, принесением в жертву образования и карьеры... И сейчас у нас есть сотни и тысячи таких конкретных жизненных примеров... Это новое в нашей Церкви; этот процесс можно, конечно, замедлить, но никто в этом мире не обладает властью, чтобы полностью прекратить его..."

Протоиерей Александр Степанов, настоятель Церкви Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, главный редактор радиостанции "Град-Петров":

- В середине 1980-х мы собирались на квартирах. В основном молодая публика: студенты, аспиранты. Разными путями доставали Евангелие и религиозную литературу... Читали, обсуждали, вели богословские споры. Собрания были тайными, потому что хотя "перестройка" уже началась и времена были достаточно "вегетарианские", но неприятности по работе или учебе еще вполне могли быть.

Все мы, конечно, как люди церковные, собирались вокруг какого-то священника и какого-то храма. Для нашей общины это был отец Василий Лесняк и храм Спаса Нерукотворного Образа на Шуваловском кладбище. Раз в месяц проходили своеобразные "дни открытых дверей", никаких объявлений мы, конечно, не делали, но члены общины приводили своих знакомых и родственников, которых заинтересовало православное христианство, многие потом оставались. В конце 1980-х мы уже проводили небольшой курс лекций, вели катехизические беседы, ставящие целью подготовить взрослого человека к сознательному крещению. Общины начали расти, разделялись на новые...

Ну а позже, когда храмы начали открываться, а священнослужителей остро не хватало, общины дали приличную генерацию священников. Мы стали первым постперестроечным "призывом".

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ

Для советской власти всегда был очень важен социальный статус верующих и священнослужителей. И статус этот должен был быть низким. Причем "правильная" статистика достигалась самыми разнообразными способами.

Около девяноста процентов студентов ленинградской духовной семинарии были выходцами с Западной Украины. Выбирая из двух зол – Церковью католической и православной, государство предпочитало последнее. "Западэнские" католики, поддерживающие связь с Римом, а значит, и со всем враждебным Западом, были Советскому Союзу не нужны. Сложнее было с тотальными десятью процентами учащихся. Каждый год в семинарию поступали заявления с просьбой о приеме от людей, уже имевших высшее образование, а нередко и ученые степени. В 1980-х это был путь одиночек, миновавших общины и пришедших в семинарию как к очагу духовной жизни и источнику знания. Но таких людей в семинарию брать не позволяли. По крайне мере, не сразу. Сначала вызов в Большой дом на Литейном, с доходчивой разъяснительной беседой. Затем могло быть принудительное лечение в психиатрической лечебнице или банальное увольнение с работы. Все это сопровождалось отчуждением и непониманием со стороны родных.

Самые стойкие в конце концов поступали. 2-3 года работы сторожем или оператором котельной, и их социальный статус становился "проходным". И в очередной раз в статистике выводили, что в священники идут люди малообразованные, а порой и просто психически ненормальные.

РЕЛИГИЯ ИЗБРАННЫХ

Действие равно противодействию. А потому все старания советской власти сделать религию уделом пожилых и малограмотных привели к абсолютно противоположному результату. Облик дореволюционных и современных православных христиан разительно отличается.

Протоиерей Александр Степанов:

- Если сейчас посмотреть, кто наполняет храмы в Москве и Петербурге – это по большей части интеллигенция или, по крайней мере, люди с высшим образованием. Кроме того, верующих гораздо больше в крупных городах. А в деревнях ситуация не изменилась – в церковь ходят только старушки, а молодежь предпочитает выпивку и дискотеки.

Мне кажется, здесь несколько причин. Человек, получивший образование, привыкший мыслить систематически, ведя последовательную цепь экзистенциальных рассуждений в конце концов почти всегда приходит к идее существования Бога. А в те годы религия была в некоторой степени проявлением независимости от власти, диссидентством. Но это скорее могло служить побудительным мотивом, а дальше, приходя в церковь и начиная церковную жизнь, человек исходил уже просто из потребностей своей души.

Сегодня сложилось так, что чем ниже уровень образования у человека, тем меньше он склонен прийти в церковь. В каком-то смысле православие стало "элитарной" религией.

И очень много приходит молодых. Люди, всю жизнь прожившие при коммунизме и до сих пор митингующие с красными знаменами, вряд ли придут в церковь. Исключение – женщины, которые заходят в храм поставить свечку и попросить о чем-нибудь. Но это не верующие, скорее люди суеверного сознания. Для которых храм – это мистическое мест. Вроде зашел, поставил свечку – и на душе легче. Но Церковь и таким людям рада. Иоанн Златоуст говорил: "Бог и намерение целует", приветствует.

МОДА НА БОГА

Быть православным стало одной из едва ли не обязательных составляющих имиджа современного российского политика. Партбилеты заменили крестики, а ноябрьские и майские демонстрации – рождественские и пасхальные службы под зорким оком телеобъективов.

То, что для сильных мира сего – часть имиджа, для многих стало данью моде. Особенно венчание – красивый ритуал, о смысле и ответственности которого мало кто задумывается. Пока не сталкиваются с вопросом церковного развода. А между тем количество поводов для расторжения церковного брака за последние несколько веков особо не увеличилось. Самая популярная причина – супружеская измена. Вот только одно НО – виновная сторона о повторном венчании может забыть.

Впрочем, мода на православие уже прошла. Стадное чувство заменило индивидуальное и осознанное понимание человеком ответа на вопрос, для чего он пришел в Церковь.

НА СЛУЖБЕ ЛЮДЯМ

В 1990 году в своем первом выступлении перед московским духовенством новоизбранный Патриарх Всея Руси Алексий II сказал: "Церковь всегда помогала страждущим. И эту миссию особенно необходимо нести теперь, когда для священнослужителей открылись двери больниц, домов престарелых, тюрем".

Слова, произнесенные 15 лет назад, сегодня приобретают особое значение. Вот лишь один пример. С 1992 года в Петербурге существует православное братство святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Святая Анастасия прославилась милосердием, служа узникам-христианам, врачуя их душевно и телесно. И поначалу братство в своем служении следовало этим двум направлениям – медицинскому и тюремному. Сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными в 5-й городской больнице и Детской больнице Марии Магдалины, особое внимание уделяя одиноким старикам, брошенным детям и наркоманам. Братья опекают узников российских тюрем. Глава братства – отец Александр Степанов – долгое время является настоятелем тюремной церкви в детской колонии в Колпино. Община открывает два реабилитационных центра: для несовершеннолетних преступников – на Васильевском острове и для страдающих наркоманией – в Псковской области. Помимо благотворительности Братство занимается воспитанием и просвещением. Детская церковная организация "Витязи" – своего рода православный аналог пионерии, с летними лагерями, экскурсиями, изучением истории Отечества и Закона Божьего.

В великом противостоянии XX века православная вера все-таки одержала победу над коммунистической идеологией. Советский Союз стал главой из учебника по истории, а Церковь вошла в новое тысячелетие.

18.04.2005

Источник: Секретные материалы (Санкт-Петербург)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама