ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Про авторитарное православие и про демократическое католичество

Андрей Гайосинскас :: 26 апреля 2005

Написать эту небольшую статью меня толкнули два фактора. Первый – это достаточно частое противопоставление православной (довлеющей и недемократической) и католической (опекающей и свободной) церквей в российской прессе и интернете. А второй – это не менее частые обвинения православной церкви в приверженности к авторитаризму (поддержка и солидаризация с режимом Лукашенко в Беларуси; все усиливающиеся связи со светской властью в России), которые особенно часто можно услышать за границей.

Оба утверждения, регулярно повторяющиеся в разных местах, вызвали у меня желание попытаться их опровергнуть. Однако я не собираюсь опровергать утверждения, что православие в определенной мере склонно к авторитаризму и поддержке авторитарного типа правления. О проблеме цезарепапизма говорилось много. Но обвинять в цезарепапизме только православную церковь, это не правильно. Безусловно, тяготение к недемократическим правым формам правления у православия есть. Но возникает вопрос – нет ли такого же тяготения у католической церкви? Достаточно очевидный ответ – есть.

Имидж демократической, радеющей за свободу, проевропейской католической церкви сформировался в царских, а затем советских условиях, где католическая церковь воспринималась как враждебная и ее действие ограничивалось (или же активно выкорчевывалось, в зависимости от исторического периода). На этом фоне видение католика-прозападника, стремящегося к демократии и равенству, который находится в духовной оппозиции монархическому (вариант – просоветскому) православию прочно укрепился в сознании части русской интеллигенции и особенно прочно у самих русских католиков.

Тяготение к авторитаризму у Католической церкви достаточно ярко просматривается на протяжении всей ее истории. Но, даже откинув многие века и обратившись к истории двадцатого века, наглядно видно, что Католическая церковь, как структура, не была ярым поборником демократии и свобод. Достаточно вспомнить Италию времен Муссолини, Хорватию военного времени, режим Виши во Франции или марионеточную фашистскую Словакию 1942-1944 годов, президентом которой был католический священник. Безусловно, не все священники поддерживали фашистские режимы, были и активно сопротивляющиеся, но это скорее были личные решения и подвиги, а не позиция церкви. Авторитарные перевороты в межвоенный период в Европе (в Польше, Литве, Испании, Португалии) также всегда поддерживались и приветствовались католической церковью.

В Испании, где авторитарный режим Франко пал только в 1975 году, отношения между либерально настроенными социалистами, а также значительной частью поддерживающего их общества, и церковью остаются достаточно напряженными. Каждый раз, приходя к власти, социалисты снова и снова урезают права церкви, пытаются окончательно отделить ее от государства. И имидж католика-демократа в этой стране это редкость, чаще можно встретить противопоставление – католик, значит сторонник диктатуры или, по крайней мере, сильной руки, а либерал и демократ выступает за уменьшение прав церкви и устранение ее с политической арены. Похожая картина видна и в странах Латинской Америки, где правые перевороты обычно поддерживаются католическим духовенством (сторонники теологии освобождения, обильно там распространившиеся, были оппозицией не только властям, но и внутри самой церкви).

Так почему же католическая церковь в России ассоциируется с демократией, почему она ратует за гражданские свободы? Потому, что находится в позиции религиозного меньшинства. Именно в такой позиции для нее характерны либеральные взгляды на религиозную политику. Но точно то же наблюдается и с православной церковью. Оказавшись в позиции меньшинства она оказывается поборником свобод и отделения церкви от государства. Поддержка недемократических форм правления свойственна только традиционным доминирующим религиям.

Теперь остается вопрос – является ли поддержка авторитарных режимов злом, указывающим на некую порочность церкви (православной или католической, как выяснилось большой разницы тут нет). На самом деле ответ на этот вопрос вовсе не так очевиден, как может показаться. Есть желание заявить, что поддержка авторитаризма это, безусловно, зло, но так ли это на самом деле? Поддержка авторитарного режима доминирующей церковью это вещь более чем натуральная и естественная. Правые режимы склонны опираться на доминирующую церковь, и предоставлять ей статус государственной, а также даровать иные возможные привилегии. Для любой церковной организации совершенно естественно стремиться к усилению собственной роли в обществе, особенно если все граждане этого общества рассматриваются церковью как реальные ее члены. Идея национальнообразующей церкви очень сильна в европейской традиции и очень редко ее удавалось избежать. Авторитарный режим может дать церкви финансовые свободы и привилегии, возможность заниматься образованием (т.е. интеллектуальным воспитанием молодежи, будущей паствы), ограничить действие чужеродных, по ее мнению, вер. В условиях традиционно доминирующей церкви любая деятельность иных церквей автоматически воспринимается как захват паствы. Авторитарные режимы говорят о патриотизме, ценностях семьи и национальной культуры – что также близко доминирующей церкви. Поэтому ничего удивительного или ненормального в том, что церкви поддерживают правые режимы нет, это их естественный интерес. Можно по-разному воспринимать это явление, но изменить этого невозможно, церковь не становится из-за этого прибежищем зла, это просто часть ее сущности.

От государственно-церковных отношений перейдем к внутрицерковным правилам. Почему-то часто католическую церковь в России считают либеральной, хотя это, наверное, самая строгая в отношении дисциплины религиозная организация мира. К верующим католикам предъявляются требования, которые ничем не легче, чем требования к верующему православному. Я даже не говорю об организациях, которые вызывают критику даже внутри католической среды (неокатехуменат, Опус Деи, католическое харизматическое движение и проч., чьи дисциплина и закрытость иногда вызывают обвинения в сектантстве). И в жизни католической страны есть довольно интересные перегибы. В весьма западной и демократической Польше, гостя у родственников в городе Вроцлав, собственными глазами видел как на дверях подъездов, на специальных досках для объявлений были вывешены списки... не пожертвовавших католической церкви! Выглядит это так – ксендз обходит квартиры и собирает "добровольные" пожертвования, а не давших "клеймят" на подобных досках. Даже обвиняемая во многих стяжательских грехах РПЦ до подобного пока не дошла. Да и межрелигиозные отношения не всегда гладкие – в 1990 году была сожжена старая православная церковь на горе Грабарки (основное место православного паломничества в Польше, куда на Спас собирается до 100 тысяч верующих), но к счастью в современной Польше это скорее исключение из правил.

В свете всего сказанного, мне кажется, что говорить о каких-то принципиальных различиях католичества и православия относительно взглядов на гражданские свободы и демократию некорректно и не соответствует истине. Все доминирующие в стране церкви тяготеют к авторитаризму, а будучи религиозным меньшинством стремятся к свободам и демократии. Быть православным в Польше не легче, а видимо даже и труднее, чем быть католиком в России.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама