ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Пути Господни"

Елена Стариченкова :: 03 мая 2005

Неверующий художник возродил божий промысел

Десять лет назад, 1 марта, директор фабрики "Городецкая роспись " Владимир Ефремов подписал приказ о создании иконописной мастерской. Новое для фабрики дело начинали четыре человека: Николай Карасев, Светлана Скворцова, Галина Лапшина, Елена Шашкова. Сегодня мастерская имеет статус патриаршей, ее иконы развозят благочестивые христиане по всей России. Но руководитель мастерской Николай Карасев говорит: мы в начале пути. И не устает повторять слова выдающегося иконописца современной России архимандрита Зенона: "Нужно пятнадцать лет, чтобы иконописец получился".

КРАЙ ОТЕЧЕСКИЙ СЕРДЦУ СНИТСЯ

Родина – это страна, в которой человек родился и вырос. Отечество – земля отцов, родина предков. Человек, для которого оба эти понятия с рождения слиты воедино, редко осознает свое счастье. Если же волею судьбы человек родился не в отеческом краю, эта разделенность часто рвет душу, как неправильно склеенную липовую доску.

Русский мальчик Коля Карасев родился в жарком азербайджанском городе Баку. "Нефть как черная кровь земли. Паровозы кругом... Корабли..." Его отец, уроженец поволжского села Акинино, был направлен в Баку строить советскую индустрию. Среди рабочих завода имени Вано Стуруа было немало земляков, а во дворе, где рос Коля, смуглые лица юных азербайджанцев и армян мешались с голубоглазыми мордашками волжан, под ночным небом мальчишки считали яркие звезды юга и вспоминали рассказы родителей о земле отцов. Национальность воспринималась так же естественно, как цвет глаз или имя, все были тогда советскими. Коля вырос, пошел строить корабли, потом, после армии, освоил профессии слесаря и крановщика, и быть бы ему всю жизнь кадровым рабочим, как отец, но... неисповедимы пути Господни.

Еще в школе он рисовал лучше всех в классе. Одаренного мальчишку хвалили, понуждали развивать талант. То ли учителя перестарались, то ли душу искусство не зацепило, но после школы он забросил карандаши и" кисти, как старый дневник, с уверенностью, что никогда к ним не вернется. Но когда юность была уже на излете, он стал замечать, что невзначай увиденная репродукция картины или рисунок волнуют душу и будоражат ум, рождают непонятные стремления. К 27 годам стремление оформилось, стало осознанным, и Николай послал в далекую Москву, в заочный Народный университет искусств, пакет со своими рисунками и акварелями. Его приняли сразу на второй курс, но это мало облегчило задачу: заочная учеба требует особой целеустремленности, а искусство – особой преданности.

Получив диплом, Николай стал художником-оформителем. "Километры кумача я извел в подготовке советских праздников, тонны краски и десять лет жизни". Работа советского художника-оформителя давала, однако, возможность творчества, и немало замечательных художников вышло из оформительских мастерских. Но судьбе русского в перестроечном

Баку уготовано было другое. "В один миг будто все кончилось, вчерашние друзья и коллеги стали чужими, я с изумлением смотрел вокруг. Кто-то сказал слово, и это слово перевернуло жизнь миллионов людей". Родина отвернулась от своего сына, и ему пришлось обратить взгляд в сторону отечества. Взяв очередной отпуск, Карасев поехал к родным в Горький искать работу и жилье. Шел 1990 год.

Объездив с двоюродным братом всю область, Николай нашел в последний день отпуска место по душе – в, старинном волжском Городце. Вспоминая тот мартовский день, когда отдал задаток за дом и договорился о работе художником-оформителем на фабрике "Городецкая роспись", он повторяет: "Промысел Божий", чувствуя странное, но очень верное по сути слияние двух смыслов старинного русского слова "промысел".

"КТО-ТО ПОМОЛИЛСЯ: "ГОСПОДИ ИСУСЕ"

- Я был совершенно неверующим человеком, на икону смотрел как на произведение искусства, не более. И я ли один? Когда руководители территориально-производственного объединения народных художественных промыслов Нижегородской области задумали в 1991 году возродить иконопись как одно из забытых направлений нижегородских промыслов, на фабрике нашлось 17 добровольцев попробовать себя в новом деле, всего по области набралось до полусотни – из Казакова, Семенова, с Борской строчевышивальной фабрики, из Варнавина. Главный художник ТПО Борис Петрович Широков и искусствовед Нина Александровна Бытина, кажется, раз в две недели организовывали семинары, приглашали консультантов и лекторов. Когда наши художницы приехали с первого семинара, их сбивчивые рассказы задели за живое, и я напросился в группу. Конечно, хотелось серьезно попробовать себя в качестве иконописца, тем более что опыты уже были – и в годы учебы заочном университете, и по том. Это был интерес художника, не более. Пелена спала с глаз после лекции священника отца Владимира Краева. Понял, на что замахнулся, и... испугался. А потом решил: уж возрождать иконопись, так по самому чистому канону, по рублевскому, по канону древнерусских мастеров, ведущих традицию от иконописца XI века Олипия.

С бывшим директором фабрики Владимиром Николаевичем Ефремовым спорили мы не раз, и жестоко. Он видел в иконе товар, причем перспективный, я мыслил о возрождении древнерусской иконы, воссоздании забытой технологии подготовки досок, ^красок, поиске иконографических образцов. Надо отдать Ефремову должное, он терпеливо относился к нашим поискам (нас осталось четверо, тех, кто спустя три года откроет мастерскую), но и нам было нелегко. Сколько досок разорвало и треснуло, пока научились их клеить! Искали состав красок, технологию грунтовки, покрытия готовых икон. И это не все. Вы знаете, что в русском православии почти 800 образов Богородицы канонизировано? А есть еще сонм святых и угодников, их тысячи. Повторить – всей жизни не хватит. За 10 лет мы собрали неплохую библиотеку по иконописи, но одно дело теория, другое – практика.

И вдруг пришло понимание: икону надо писать с молитвою. И пишется она не для красоты, а для молитвы. Сегодня есть такая мода – уклонение в красивость. Уж так художник стремится себя выразить и показать, что забывает, для чего, собственно, икона предназначена. Но иконописец не художник, стремящимся выразить свою индивидуальность, здесь огромное значение имеет традиция, понимание ее тончайших нюансов. Еще одна опасность – некое усреднение иконописных приемов, не различишь, где писана икона: в Москве или Новгороде. Мы стремимся возродить традицию лаконичной и строгой городецкой иконы. Как получается – не нам судить. Должна свершиться хотя бы одна живая передача традиций от поколения к поколению. Только о том сейчас и думаю. Ходит к нам мальчик, сын церковного старосты, ему 10 лет. Хороший мальчик, талантливый.

- А какую молитву вы первой выучили?

- "Отче наш", конечно.

- Но есть же и короткие?

- Господи, помилуй.

"НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ...

Полки иконописной мастерской на фабрике нежно золотятся нимбами святых, а в алтаре церкви Архистратига Михаила художницы заливают синевой свод, расписывают одежды изумленных Преображением Господним апостолов. Успеть бы к Пасхе... После освящения никогда не ступит нога женщины в алтарь, не увидит больше Катерина своих апостолов, но ее не печалит эта мысль. Девушка улыбается, поправляя складки апостольской туники. В старинной церкви моют шваброй потолки, трут полы. "Надо понимать, что поешь", – спокойно и строго выговаривает женский голос, и вслед под фортепианные аккорды слышится неокрепшее девичье многоголосие. В ста метрах от свежебеленых церковных стен под крутым откосом несет мутные потоки разбухшая Волга.

Николай Николаевич вздыхает. Много суеты мирской навалилось в последнее время на его плечи: кроме руководства мастерской, есть еще обязанности по управлению всем подразделением. Далек от завершения труд по созданию церковного иконостаса. "Бывает, так заморочится голова, придешь в церковь – и полслужбы мучаешься, не можешь от всего этого отойти. А потом вдруг отпустит – и такая благость сойдет! Наверное, это тоже Промысел, что мне даже иконы писать самому сейчас некогда. Терплю, хотя тяжело. Бывает, подбегу к художнице, кисть возьму, мазок наложу – полегчает... Мы в миру живем, от мира не отгородишься".

Самый любимый праздник у православных – Пасха. В пасхальную ночь в ответ на радостный возглас священников "Христос воскресе!" несется тысячеголосое "Воистину воскресе!", а за стенами церквей бушует весна. Разноцветные скорлупки пестрят на пробуждающейся земле, воздух дрожит колокольным звоном, и даже атеист, трогая лопнувшую почку, невольно повторит: "Воистину воскресе". Неисповедимы пути Господни, велик его промысел...

30.04.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама