С 12 по 17 апреля в Армении прошли мероприятия, посвященные 1300-летию тридцать четвертого армянского Католикоса Ованеса Ш Одзнеци (717-728гг.), крупного мыслителя, реформатора и богослова, законоведа. За блестящее образование и широту интересов он был прозван Имастасером (Философом). Свидетельства о нем оставили многие историки: Асохик, Ованес Драсханакертци, Киракос Гандзакеци и другие. Они характеризуют его как "мужа, любящего мудрость и святого, прекрасного роста и сложения, с душою еще более прекрасной".
Как общественный и церковный деятель Ованес Одзнеци, благодаря своим дипломатическим способностям, сделал все возможное для улучшения положения родного народа Армении, находившейся под властью Арабского халифата.
Современники рассказывают, что, отдаваясь проповедям и молитвам, он "следил за своей внешностью", прикрывая козью дерюгу, которую носил на теле, блестящими великолепными одеждами из дорогих узорчатых тканей, и, опрыскивая золотым порошком, смешанным с благовонным маслом, "свою ухоженную бороду, спускавшуюся до кромки его одеяния".
Представ в таком виде, "красивым и величественным мужем, с изукрашенным золотом посохом из эбенового дерева в руках перед халифом Хишамом, он изумил его своей красотой". Пораженный видом владыки, халиф сказал: "О Христе вашем говорят, что он был чрезвычайно кроток и смирен и особенно любил бедность. Это видно и из законов христианских, ибо духовные предводители бедность и нищету уважают больше, чем богатство и великолепие. Святой Ованес Имастасер ответил: "У тебя по сравнению со слугой твоим нет никаких преимуществ, кроме венца твоего и облачения царского, и именно из-за них боятся и почитают тебя.
Хотя Христос, Господь наш, плотью и скрыл божественную славу свою, однако дивные знамения божественной силы не утаил, но излил на всех, передав своим ученикам тот же дар и искусство знамений, коих было достаточно, чтобы пробудить в человеческом уме страх Божий, так что они не нуждались в одеждах, поражающих воображение. А ныне, так как для нас закрыт их дар совершать множество знамений, мы придумываем поражающие воображение одежды, чтобы обратить грубость незрелого ума людей к страху Божиему. То же самое можно увидеть и у вас, земных царей. Ибо, кто же из людей, увидев вас одетыми во власяницу, бедно и невзрачно, изумится и устрашится вашей славы, которая не будет видна". Потом, сняв с себя верхнюю одежду и показав козью дерюгу, сказал: "Вот это моя одежда, а верхняя для лицезрения со стороны".
Возвеличив Ованеса Имастасера многими почестями и щедро одарив, халиф похвалил веру христианскую и сказал: "Проси, я сделаю для тебя все, что ты пожелаешь! "
Желания католикоса были удостоверены письменной грамотой. А просил святой патриарх "никого из христиан не принуждать отступаться от веры своей, предоставив каждого его воле"; не облагать церковь податью и не взыскивать ничего с иереев и дьяконов; позволить христианам смело исповедовать свою веру, где бы они ни жили в государстве твоем".
Вернувшись в Армению, святой патриарх продолжил упорядочение религиозных дел. Армянская церковь ставила себе целью, в условиях арабского владычества сохранив целостность и независимость, отстоять ее и от посягательств как греко-православной, так и римско-католической церквей.
В 726 году Католикос Ованес Ш Одзнеци Имастасер созвал собор в Маназкерте, на котором вновь, как и на церковном соборе в Двине (719г.), осуждались принципы халкидонского вероучения. На этот собор был приглашен и сирийский патриарх Афанасий. Собор был созван для окончательного разрешения так называемого "вопроса о тленности Тела Христова", который вызвал раскол между армянской и сирийской церквами. Собор признал десять канонических правил, ставивших целью устранение всех разногласий. В условиях арабского владычества религиозный союз с сирийскими якобитами (монофизитами) был для армянской церкви важной вехой, значительной победой.
Эта сторона деятельности Католикоса Ованеса Ш Одзнеци была освещена на конференции, состоявшейся в НАН РА 12 апреля, рядом докладчиков и выступавших. Доктор исторических наук, профессор Вреж Варданян остановился на личности католикоса более подробно: "Многочисленные труды и деятельность Ованеса Одзнеци раскрывают стереотип его эпохи. Он сделал все, чтобы искоренить религиозные расхождения и поднять престиж церковных учреждений. В речи "Атенабанутюн" ("Витийство") он выступает как великий обличитель социальных зол и пороков, канонических прегрешений священнослужителей. Он обосновал почитание Креста. Говорил о моральных и духовных возможностях человека.
Борясь против решений Халкидонского собора, Католикос Ованес Ш Одзнеци сорвал попытки Византийской церкви "привязать" Армянскую Церковь к имперской. Он развернул борьбу против ересей докетизма и павликианства. Католикос сделал все, чтобы сохранить безусловную целостность и строгую иерархичность Армянской Церкви, укрепить основы конфессионального самоопределения армянского народа. Ведя национальную церковную политику, Католикос Ованес Одзнеци стремился поднять и укрепить жизнеспособность армянского общества и государственность. При Одзнеци Армянская Церковь фактически являлась государством в Арабском халифате."
Ведя подвижническую жизнь, Католикос Ованес Ш Одзнеци, "укреплял себя в духовных песнопениях постом, молитвами и всенощным бдением". Автор десятков шараканов, многие из которых и поныне исполняются в армянских храмах, он сочинял и риторические речи для нужд кающихся, "отвращающие от злых деяний и увещающие". Ему принадлежит ряд трудов, в которых подробно излагается порядок богослужения в Армянской Церкви, исполнение обрядов и т. д. Однако главный труд всей его жизни "Канонгирк Айоц" систематизированный и составленный им свод канонических законоположений армян. Этому труду католикоса на конференции было уделено большое внимание и даже специальное заседание, которое прошло по инициативе Центра Конституционного права под председательством его главы доктора юридических наук Гагика Арутюняна, подведшего итоги докладов и выступлений:
- "Книга канонов" Одзнеци фактически является первым сборником церковного права Армении, объединившим канонические постановления вселенских и поместных церковных соборов. 24 раздела книги регламентируют отношения между прихожанами и церковью, между духовными деятелями: содержат каноны, которыми должны руководствоваться епископы, творя суд. В нее вошли постановления касательно нарушений культа и самых разных сторон мирской жизни. Католикос выступал защитником норм церковной и социальной морали своего времени.
Армянское законодательство нами недостаточно исследовано и изучено. А между тем оно представляет собой завершенный и совершенный труд. Каждое звено этой цепи создавалось на основе христианской морали и идеологии, отражающих всю систему ценностей. Надо только найти в нашем прошлом законодательстве все звенья этой цепи."
17 апреля, в день памяти Католикоса Ованеса Ш Одзнеци, участники конференции совершили паломничество к святым местам, посетив Одзун, где родился святой патриарх и где в 1999 году был установлен ему памятник. В местной церкви, возведенной еще в VI веке, епископ Гугаркской епархии Сепух Чулджян отслужил литургию, после чего все направились в Ардви месту упокоения патриарха, для очередного богослужения и поклонения в церкви, построенной Ованесом Ш Одзнеци.
Епископ Чулджян сказал: "Я мысленно провожу параллель между его и нашим временем и спрашиваю: похожи ли VIII и XXI века? В его время князья просили духовных отцов рассматривать, развивать и совершенствовать законы, часть которых в разные периоды изживала себя, другая часть ослабевала, из-за чего страдало общество. Сторонники законов и святости просили церковных деятелей собраться и решить, как защищать законы, неукоснительно соблюдать их, чтобы сохранить Церковь, Общество, Государство. Мы чувствуем и знаем, что наш народ и сегодня нуждается в четких, отражающих дух Времени и Общества законах".
Ованес Ш Одзнеци 1300 лет назад в условиях порабощенной арабами Армении сумел правильно построить отношения с представителями Ислама, сохранив целостность, независимость и чистоту нашей Церкви. Ему удалось победить и секты. Но если он боролся с двумя сектами, то сегодня нам приходится обороняться против десятков сект. Прискорбно говорить, что даже здесь, на родине Ованеса Одзнеци, близ его святой могилы, мест, которые освящены им, сегодня сектанты разобщают наше общество и отвращают даже детей от Армянской Апостольской Церкви.
Ценности христианства всегда остаются незыблемыми, и, если мы хотим извлечь уроки из истории, то и в этом смысле сегодня время обратиться к Одзнеци, который сделал 1300 лет назад все, чтобы сохранить самобытность нашей Церкви.
Всю работу по подготовке конференции и ее проведению ее осуществил культурно-благотворительное общество "Симон Заварян" в лице неутомимого его председателя Гагика Шахвердяна, врача, преподавателя Медицинского университета.
Он рассказал, что целью общества является работа по выявлению и пропаганде людей, которые на каком-либо поприще, в любой исторический период сделали что-то важное для народа и страны. Ованес Одзнеци, безусловно, и был такой незаурядной личностью, которая сыграла важную роль в жизни и судьбе армянского народа.
30.04.2005
Источник: Голос Армении (Ереван)