В российский прокат вышел фильм "Царство небесное". Говорить о художественных достоинствах этого фильма сложно, поскольку вся картина один художественный недостаток режиссера Ридли Скотта. Плохо отснятые батальные сцены, дешевая компьютерная графика, чрезмерная даже для исторического боевика-мелодрамы патетика и чудовищный кастинг, который не спасает присутствие таких именитых актеров, как Джереми Айронс и Лиам Ниссон. В целом же фильм можно назвать провальным дублем "Гладиатора". При этом создателям картины удалось чудовищно исказить исторических персонажей, легших в ее основу. Скажем, владетельный сеньор Бальан д'Ибелин, влиятельный политик и второй муж вдовствующей королевы Иерусалимской, был бы очень разочарован и возмущен, узнав, что его превратили в кузнеца Бальана из Ибелина. Страна.Ru рассказывает о том, как в действительности жили и умерли герои "Царства небесного".
Сюжет фильма лег в основу его провала: кузнец Бальан из Ибелина в один день хоронит жену-самоубийцу, убивает нахамившего ему священника и знакомится со своим настоящим отцом знатным бароном-крестоносцем, специально приехавшим из Иерусалима, чтобы повидаться с бастардом и забрать его с собой в Святой град. Папу, правда, вскоре смертельно ранят, но цель его выполнена кузнец превратился в барона и крестоносца. А вскоре он и вовсе становится гражданским мужем королевой Иерусалимской Сибиллы. В общем, комичный и весьма американский сюжет: тот, кто был никем в Европе, становится всем на "диком Востоке".
И тем не менее, Бальан персонаж вполне исторический. Очевидно, речь идет о Бальане д'Ибелене, "Защитнике Иерусалима". Правда, был он отнюдь не кузнецом, а весьма знатным рыцарем, которому лишь досадный случай помешал спасти Левант от сарацин. Противоречивы описания и других персонажей этого фильма. Более или менее достоверно выписаны лишь два героя, исторический масштаб которых просто не позволил авторам фильма исказить их биографии. Во-первых, это Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Благо Веры") основатель династии Айюбидов и один из величайших полководцев Востока, разгромивший Латинское королевство. Во-вторых, король Иерусалимский Балдуин IV правитель, который мог бы отсрочить падение Иерусалима. В 17 лет он разгромил сарацин, обратив в бегство самого Саладина, и вынудил его заключить весьма выгодный для франков мир, отсрочивший падение Латинского королевства, ставшее неизбежным после провала Второго крестового похода. Однако проказа, рано сведшая его в могилу, помешала этому политику до конца проявить свой талант.
Бальан д'Ибелен
Бальан д'Ибелен, правитель Наблуса был вторым мужем вдовы покойного короля Иерусалима Амори I де Анжу. Когда после смерти Балдуина IV решался вопрос о престолонаследнике, д'Ибелен встал на сторону лидера баронов Святой земли графа Раймунда III Триполитанского, назначенного регентом при малолетнем короле Балдуине V. В оппозиции им находилась группа авантюристов, прибывших из Европы, лидером которой оказался французский дворянин из провинции Пуату Ги де Лузиньян человек храбрый, но слишком неискушенный в политике. Однако его брак с сестрой Балдуина IV Сибиллой (главной героине фильма) сделал его реальным претендентом на трон. Поддерживали его и госпитальеры с тамплиерами, которым импонировали смелые заявления Ги начать новую войну против неверных. В итоге, Ги самопровозгласил себя королем, и Латинское королевство оказалось на пороге междоусобной войны.
Тогда-то д'Ибелен вместе с магистром ордена госпитальеров Роже де Муленом выступили в качестве "партии мира" и уговорили великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора присоединиться к ним. И, возможно, только досадное недоразумение, произошедшее с Бальаном, помешало им объединить силы франков.
Проезжая через свой наблусский фьеф, Бальан сделал остановку на один день, сказав обоим магистрам, что следующей ночью присоединится к ним в замке Фев. Но по дороге он вспомнил о наступающем празднике святых апостолов Филиппа и Иакова и решил снова задержаться, чтобы прослушать мессу. Утором Бальан вновь пустился в путь, однако в замке Фев он не обнаружил ни души, если не считать нескольких больных. А встретившийся тамплиер рассказал ему о произошедшей катастрофе.
Оказалось, что за эти дни Саладин предпринял наступление на Палестину, чтобы отомстить за египетские караваны, разграбленные франками во время перемирия. Оба магистра узнали о вылазке в замке Фев, собрали порядка двухсот рыцарей и у Крессонского источника настигли отряд из 7 тысяч сарацин.
Магистр госпитальеров посоветовал повернуть назад, но Жерар призывал напасть на неверных. При этом, опасаясь оскорбить главу иоанитов, он набросился на брата своего ордена Жака де Майи: "Вы говорите как человек, который хотел бы удрать; вы слишком любите эту белокурую голову, кою вы так хотели бы сохранить". "Я умру перед лицом врага как честный человек. Это вы повернете поводья как предатель", ответил ему брат Жак и не ошибся. Спаслись только трое тамплиеров, в том числе Жерар де Ридфор, который удирал во весь опор до самого Назарета, где к нему ненадолго присоединился Бальан.
Через 2 месяца Войско Христово было разбито Саладином у деревни Хаттин. И после этого поражения уже не осталось рыцарей для защиты Святого Града. Тогда-то Бальан д'Ибелен, отпущенный султаном в Иерусалим, дабы обеспечить безопасность своей жены и детей, и сыграл свою историческую роль. Население города умоляло его остаться и организовать оборону, и он согласился. В распоряжении д'Ибелена было всего лишь два рыцаря. Чтобы укрепить моральный дух, он тут сценаристы "Царства небесного" не погрешили против истории посвятил в рыцари всех сыновей крестоносцев, которым исполнилось пятнадцать лет, и большое число горожан. А чтобы изыскать средства для содержания армии, он приказал переплавить в монеты серебряные украшения из храма Гроба Господня. В итоге, после провала первых атак Саладин предпочел не рисковать своей армией и согласился отпустить жителей за выкуп. "Было условлено, пишет средневековый летописец ибн Алатир, <...> чтобы каждый мужчина в городе, богатый или бедный, заплатил за себя в качестве выкупа десять золотых монет, женщины пять, а дети обоего пола по две. Для уплаты этой дани был назначен срок в сорок дней. По истечении этого времени все неуплатившие считались бы рабами. Напротив, уплатившие выкуп тотчас же освобождались и могли отправляться куда пожелают". За бедных султан потребовал коллективного выкупа в тридцать тысяч золотых монет. Более того, Саладин отпустил большое число бедняков без выкупа, и не стал следовать примеру крестоносцев, которые, захватив в 1099 году Иерусалим, устроили в городе резню. В итоге, беженцев разделили на три потока, один из которых вел Бальан. Спустя некоторое время он включился в борьбу за престол, пытаясь посадить на него свою падчерицу Изабеллу и ее очередного мужа маркиза Тирского Конрада Монферра.
Потомки д'Ибелена еще долгое время играли активную роль в левантийской политике, и даже некоторое время правили Кипром. Более того, можно сказать, что они приняли участие в уничтожении ордена тамплиеров. Именно Бальан д'Ибелен, носивший титул принца Галилеи, был послан в Лимасол, где находилось руководство ордена, с просьбой выполнить требование папы по поводу передачи имущества тамплиеров под охрану.
Рено де Шатийон
Один из главных персонажей фильма "грабитель караванов" Рено де Шатийон объединяет в себе двух исторических героев. Первый это собственно Рено де Шатийон, правитель Антиохийского княжества, авантюрист и пират. После того, как его выкупили из плена, он стал владельцем двух мощных крепостей Керак и Крак де Монреаль, контролировавших основные торговые пути между Египтом и Сирией. Видимо, устоять перед соблазном легкой наживы он не мог и в 1182 году напал на караван, направлявшийся в Мекку, а через год разграбил побережье Хиджаза. Он открыто насмехался над святынями мусульман, обещая разрушить гробницу "проклятого погонщика верблюдов" и храм Каабы.
Именно его "стараниями" и было разрушено ослабленное Латинское королевство, которое могло выжить лишь в условиях мира с Саладином, заключенного в 1180 году и продленного в 1185 году. В 1187 году Рено де Шатийон напал на караван, шедший в Дамаск, захватив сестру Саладина. А когда Ги де Лузиньян по требованию Саладина попытался образумить своего вассала, Рено ответил, что он никакого мира не подписывал. "Они верят в Мухаммеда, заявил он. Пусть Муххамед придет и спасет их".
Второй герой, влившийся в образ киношного Рено это, по всей видимости, магистр храмовников Жерар де Ридфор. О его неприглядной роли в истории падения Латинского королевства уже было сказано выше. И действительно именно при этом некогда странствующем рыцаре начал рушиться ранее незыблемый авторитет тамплиеров, которые вместе с госпитальерами составляли дружину лучших и наиболее опытных воинов королевства Иерусалимского. Прошедшие школу сражений против мавров на Пиренеях, они быстро приспособились к ближневосточным боевым условиям и не раз спасали крестоносцев. В то же время, тамплиеры, часто показывавшие себя искусными дипломатами, за что их обвиняли даже в предательстве, столь же нередко совершали и необдуманные поступки.
После разгрома франков у Крессонского источника было принято решение повести все рыцарство Святой Земли на Саладина. Но во время встречи сеньоров Святой Земли стало известно, что Саладин осадил замок Тивериады, в котором находилась графиня Триполитанская. Сам Раймунд III воспротивился предложениям идти на помощь его жене, понимая, какими опасностями грозит этот переход через пустыню. "Я вижу волчью шкуру", насмехался над ним Жерар. Тем не менее, совет согласился с мнением графа и решил дожидаться наступления Саладина.
Но в полночь, когда Лузиньян остался один в своем шатре, магистр ордена Храма проник к нему и начал уговаривать короля отправиться в поход: "Сир, верите ли вы этому предателю, который дал вам подобный совет? Ибо великий стыд и великие упреки падут на вас. Подите же и велите крикнуть войску, чтобы все вооружались и становились каждый по своим отрядам и следовали за знаменем Святого Креста".
Ги послушал его. Войску крестоносцев нужно было пройти лишь двадцать километров но это был переход под палящим солнцем, без воды и под градом стрел лучников Саладина, отряды которого засыпали все колодцы. Победа далась Саладину легко. 4 июля в битве у Хаттина он нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Только Раймунд и командовавший арьергардом барон д'Ибелин смогли прорваться через окружение. В этой битве был потерян навсегда и Святой Животворящий Крест Господен.
Султан проявил к пленным великодушие, приказав казнить лишь Рено де Шатийона (по преданию ему отрубил голову сам Саладин), а также членов орденов Храма и госпитальеров. Жерара де Ридфора по неизвестной причине он пощадил. Его, как и Ги де Лузиньяна, отпустили под клятву не выступать против Саладина. Однако слова своего они не сдержали. Во время штурма Акры, где Жерар присоединился к де Лузиньяну, магистр ордена погиб. По другим данным, он попал в плен, и Саладин приказал обезглавить де Ридефора. 4 октября 1189 года магистра-авантюриста не стало.
Ги де Лузиньян
В "Царстве небесном" Ги де Лузиньян явно негативный персонаж. Он изображен интриганом, бездарным полководцем, бесчестным рыцарем и рогоносцем. В действительности, портрет этого исторического деятеля вряд ли можно писать одними лишь черными красками. Когда он пришел к власти, его брат Жоффри сказал про него: "Если Ги стал королем, то я могу быть богом". Однако в итоге, Ги показал себя мудрым правителем, а судьба его сложилась не столь трагично, как у многих его современников. Да и жена его Сибилла, что бы ни утверждали авторы "Царства небесного", судя всему, любила мужа.
Напомним, что после разгрома при Хаттине, Саладин отпустил Ги. Сделал он это не столько ради выкупа, выплаченного Сибиллой (был отдан город Аскалон), сколько стремясь посеять среди вражду франков, которые начали консолидироваться вокруг правителя Тира маркиза Конрада Монферра.
Однако Ги, выйдя из плена, не оправдал надежды Саладина и не опустился до междоусобицы. Вместо этого он приступил к осаде захваченной Саладином Акры. Тем временем, его права на престол ослабли. В октябре 1190 года от дизентерии умерла королева Сибилла и две их маленькие дочери Аликс и Мария. А вскоре Конрад Монферра женился на Изабелле, получив таким образом возможность отобрать у Ги Иерусалимский трон. К тому же в 1191 году в Палестину под стены Акры прибыл французский король Филлип II Август, покровительствовавший Монферра.
В итоге, Ги де Лузиньян предпочел интересы королевства своим личным. Он отправился на Кипр, где в это время находился Ричард I Львиное Сердце и присоединился к войне короля Англии против владыки острова Исаака Комнина. После того, как император Исаак был низложен, Ги вместе с Ричардом вернулся в Палестину. И в ходе переговоров было принято следующее решение: Ги де Лузиньян сохраняет пожизненно титул короля Иерусалима, оно фактическим правителем Леванта становится Конрад Монферра. Последнего, впрочем, такое решение не устроило и 28 апреля 1192 года он сообщил Ричарду о своей коронации. Но вскоре Конрад Монферра был прилюдно убит асассинами.
Следующим противником Ги стал граф Генри II Шампанский, который женился на овдовевшей Изабелле. И снова стороны решили, что Ги будет королем де-юре, а Генри Шампанский де-факто. При этом Ричард сделал Ги де Лузиньяна правителем Кипра. Надо сказать, что на острове Ги показал себя как талантливый владыка. Он провел важные реформы, превратил его в процветающее государство, ставшее надолго христианским форпостом в борьбе с исламской экспансией. Умер Ги 18 июля 1194 года в возрасте 34-х лет, назначив наследником на Кипре своего брата Жоффруа де Лузиньяна.
Источник: Страна.Ru