Начало: часть 1
Борьба за всеправославное первенство и судьба Украинской Церкви
Начиная с 90-х годов, Московский Патриархат чрезвычайно усилил свои позиции в православном мире. Получив возможность беспрепятственно развивать свою инфраструктуру в России и за её пределами, Московский Патриархат существенно вырос количественно. И в настоящее время удельный вес приходов РПЦ (с украинскими включительно) намного превышает половину всех существующих православных общин мира. Усиление закономерно приводит к росту амбиций – почему бы Москве не занять место слабеющего Константинополя и не стать лидером православного мира? И здесь не обойтись без украинских приходов, потеря которых почти вдвое уменьшила бы РПЦ.
Кроме того, образование единой независимой Украинской Церкви непременно сломало бы устоявшиеся схемы мировых церковных отношений, а новая структура превратилась в весомый фактор церковной дипломатии, относительно которого было бы необходимо строить новую систему отношений.
Тем временем ничто так не способствует активизации Константинополя в Украине, как нежелание РПЦ предпринимать шаги с целью результативного преодоления украинского раскола. Пока похоже на то, что Константинопольский Патриархат с формами своего участия в украинских делах ещё не определился. Однако красноречивым является уже то молчание, которым Константинополь ответил на запрос РПЦ относительно того, отражает ли заявление архиепископа Всеволода официальную точку зрения Константинопольской Церкви.
Позицию Константинополя по украинскому вопросу можно объяснить только исходя из ситуации, в которой сейчас оказалась эта Церковь. Несмотря на то, что исторически Константинополь занимает авторитетнейшее место среди Поместных Православных Церквей, ныне он переживает далеко не лучшие времена. После массового вытеснения в XX веке греческого православного населения из их исторических земель на территории современной Турции, Константинополь всё больше становился экстерриториальным центром Православия, историческая паства которого сократилась, и теперь она состоит преимущественно из греческой диаспоры в государствах Европы и Америки и населения греческих островов.
Несмотря на существенное улучшение отношений с западными христианами, Константинополь постоянно сталкивается с новыми вызовами. Это и непростые отношения с турецкой властью, и стремление сохранить в своей орбите американские епархии, постепенно теряющие греческий характер и стремящиеся к единению с другими американскими православными, и конфликты в православном мире. Недавно закончилось противостояние Константинополя с Греческой Церковью, которое касалось юрисдикции над территориями на севере Греции; в Эстонии продолжается напряжённость между Эстонской Церковью константинопольской юрисдикции и церковными структурами РПЦ; не так давно Константинополь был вовлечён в решение проблем Иерусалимской и непризнанной Македонской Церквей.
По мнению обозревателей, территориально-юрисдикционный характер внешних противостояний Константинополя может свидетельствовать о его стремлении расширить свой территориальный ареал и сохранить влияние в православном мире. Тогда как потенциально возможный отход от Константинополя американских и европейских епархий, склонных к интеграции с другими православными структурами в своих государствах, может катастрофически подорвать его финансовое состояние и нанести удар по его церковному авторитету. И это притом, что новый претендент на всеправославное лидерство, Московский Патриархат, уже готов занять место, которым так дорожит Константинополь.
В Константинополе хорошо известно, что объединение всех ветвей украинских православных могло бы создать самую многочисленную в мире православную Церковь. Такая Церковь не только не угрожала бы нынешним позициям Константинополя, но и гарантировала бы их от посягательств соседей, став "санитарным кордоном" между Москвой и остальным православным миром.
Активизации Константинополя на украинском направлении особенно способствует группа архиереев украинского происхождения, которая сейчас в Константинопольском Патриархате насчитывает 7 епископов. К ним относится и автор упоминавшегося заявления архиепископ Всеволод (Майданский). Группа "украинской партии" в Константинопольском Патриархате усилилась в конце прошлого века. Тогда, не смотря на неудовольствие Москвы, Константинополь принял в свой состав церковные структуры украинской диаспоры, "апостольское преемство" которых происходит от Польской Православной Церкви начала XX века.
Таким образом, в настоящее время в составе Константинополя пребывают: УПЦ в США, УПЦ в Канаде и УАПЦ в диаспоре. Из упомянутых церквей украинской диаспоры наиболее активна УПЦ в США, у которой давние отношения с украинскими автокефалистами, и которая в 2000 году едва не присоединила к себе УАПЦ. Важно другое: вхождение в состав Константинополя церковных структур украинской диаспоры представляет собой модель возможного принятия или признания Константинопольским Патриархатом УАПЦ и УПЦ КП.
В то же время существуют весомые факторы, которые пока что удерживают Константинополь от резких шагов. Прежде всего, обеспокоенность константинопольцев вызывает возможность обострения и без того непростых отношений с Москвой, которое способно привести к противостоянию Церквей союзных Константинополю с теми, которые поддержит Москву. А это не только подорвёт систему межправославных отношений, но и авторитет Православия как такового, что ударит по всех участниках противостояния. В Константинополе принимают во внимание и наличие других "проблемных мест" этой Церкви по всему миру: Турция, США, Северная Греция, Иерусалим, Эстония, Македония. Появление ещё одной "горячей точки" Украины, конфликт относительно которой носит для Москвы принципиальный характер, может превзойти все существующие в настоящее время проблемы Константинополя. О последствиях намного более тяжелых, чем в Эстонии и об угрозе единству вселенского православия прямо предупреждает патриарх Московский Алексий II.
Другие факторы сдержанности Константинополя являются исключительно украинскими, а мотивации исключительно церковного характера. Во-первых, это состояние тех церковных образований, которые претендуют на признание Константинополем. До настоящего времени нет официального признания Константинополем "апостольского преемства" в УАПЦ и УПЦ КП, то есть действительности всей их иерархии. И по некоторым данным каноническая экспертиза Константинополя склоняется к непризнанию законности хиротоний совершённых в непризнанных украинских деноминациях. Следовательно, это поставит очень серьёзный вопрос о необходимости повторных рукоположений большинства клириков УПЦ КП и УАПЦ от епископа до священника и диакона. Также важной темой, которая обращает на себя внимание Константинополя, является качество церковной жизни в непризнанных украинских церковных юрисдикциях: поведение отдельных епископов, состояние церковного образования, монашеской жизни и т.д. Итак, далеко не все клирики УПЦ КП и УАПЦ будут счастливы от перспективы поставить своё будущее в зависимость от воли константинопольских иерархов.
Конечно, ещё одним фактором, который принимает во внимание Константинополь, является УПЦ. В ходе неоднократных встреч представители Константинополя совместно с руководством УПЦ обсуждали украинские церковные проблемы. Последняя из них состоялась незадолго до заявления архиепископа Всеволода относительно канонической территории Московского Патриархата. На сегодня количество церковных приходов УПЦ в несколько раз превышает аналогичные показатели УАПЦ и УПЦ КП вместе взятых. При этом образование параллельной канонической юрисдикции в статусе автокефальной церкви, которая составляет меньшинство на данной территории, было именно тем, за что Константинополь жёстко критиковал РПЦ после предоставления Москвой в 1970 году автокефалии Американской Православной Церкви. В то же время создание такой юрисдикции, но как автономной, было апробировано самим Константинополем в Эстонии. В любом случае подобные действия в православном мире всегда воспринимаются как недружественные, а в данном случае вызвали бы сопротивление УПЦ, каноничность которой Константинополь никогда отрицать не будет.
Продолжение следует...