Один из признанных в мире специалистов по исламу доктор Ширин Хантер, директор исламских программ Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) разъяснила спецкору Газеты Надежде Кеворковой, как властям отличить простого мусульманина от экстремиста и что должны делать власти, чтобы их возмущение не принимало радикальных форм.
В Узбекистане, как и в России, "Хизб ут-Тахрир" причислена к запрещенным террористическим организациям. Тогда как ни в Англии, ни в США, ни в других странах, исламских и неисламских, ее таковой не считают. Почему в Узбекистане она считается экстремистской?
Все весьма относительно с группой "Хизб ут-Тахрир". Они могут входить в контакты с другими группами, могут быть инфильтрованы в них. Но, с моей точки зрения, они не являются сильно централизованной организацией и в разных местах применяют разную методику. Но в любом случае они далеки от экстремистов, ведомых идеей джихада и насилия.
Какова же их реальная роль в Узбекистане? Там, по данным международных правозащитных организаций, 10 тысяч заключенных подвергаются пыткам именно из-за обвинений в причастности к "Хизб ут-Тахрир".
В Узбекистане за членов
"Хизб ут-Тахрир" очень часто принимают обычных мусульман. О ситуации в Узбекистане судить очень сложно: что там правда, кто там является членами экстремистских групп и кто совершает акты насилия. И в Казахстане и в других частях Азии появляются небольшие организации с неизвестными названиями, а как они связаны с "Хизб ут-Тахрир", можно только предполагать. Чаще их связывают с Исламским движением Узбекистана. Вот в Европе и некоторых неевропейских странах их присутствие более очевидно, поскольку они выступают за построение халифата.
Какое отношение имеет листовка с призывом к халифату к реальному исламу, к экстремистским направлениям и к современности?
Халифат существовал в истории ислама. Теперь многие понимают, что невозможно восстановить старую версию халифата, когда ислам распространялся на обширные территории. С идеей халифата входят в противоречие национальные, исламская и другие идеологии. Наконец, возникают вопросы: кто будет халифом, на каком основании он будет выдвигаться, как пресекать конфликты претендентов. Само возрождение мечты о халифате, мне кажется, стало реакцией на модернизацию, что вызвало идеологизацию религии.
Идеологизация ислама это протест против политического строя в исламской среде? Чему угрожает политический протест такого рода кроме авторитарных режимов?
За небольшим исключением как в Малайзии или ряде хороших примеров в Африке исламские страны находятся под управлением авторитарных режимов, правых или левых. Шах Пехлеви в Иране был правым, президент Насер в Египте левым. Люди, разочаровываясь в таких формах правления, видят единственное спасение в религии. В особенности после иранской революции власти в исламских странах испытали страх, не придет ли к ним такая революция. Именно тогда эти власти стали покровительствовать официальному исламу, надеясь контролировать все процессы в исламской среде. Так, исламизация стала расширяться, крепнуть как политическая сила, опираясь не только на сам ислам, но и на концепции, существовавшие в прошлом, в первые века ислама. Противоядием этому, мне кажется, может служить только открытость политических систем. В этом смысле пример Эрдогана, прошедшего путь от главы исламской партии Турции до премьер-министра, весьма показателен. Теперь, благодаря его роли, всерьез рассматривается вопрос о вхождении Турции в Европейский союз, страна модернизируется.
***
Оппозиция и подполье Узбекистана
Человек, освобождения которого требуют митингующие, Акрам Юлдашев, основатель джамаата (общины), знаток и проповедник ислама, с середины 80-х годов увлекшийся учением "Хизб ут-Тахрир". К началу 90-х годов он вышел из движения и попытался создать общину на принципах ислама. Его арестовывали в 1995 и 1998 годах. В 1999-м он был осужден на 17 лет. В феврале в Андижане начался суд над 23 членами его общины, которых в ходе процесса объединили в террористическую ячейку "Акрамия", получившую название по имени Акрама Юлдашева.интеллигенты и националисты
Реальная политическая оппозиция Исламу Каримову, возникшая в конце 80-х годов, была уничтожена к 1995 году. Ее представляли Мухаммад Салих и его партия интеллигенции "Эрк" и националисты Абдурахима Пулата в партии "Бирлик". Обе партии не были зарегистрированы, уже 10 лет запрещены, оба лидера в эмиграции. Салих был единственным реальным политическим оппонентом Каримова на выборах 1991 года. Заочно осужден на 15 лет в 2000 году. Живет в Норвегии.
"Хизб ут-Тахрир", или халифатисты
В Узбекистане с середины 80-х годов появились проповедники движения "Хизб ут-Тахрир аль-ислами" (Исламская партия освобождения). Движение возникло 50 лет назад, его штаб-квартира находится в Лондоне. Эта своеобразная секта "исламских непротивленцев" получила в Узбекистане массовую поддержку. Они проповедуют утопическое построение всемирного халифата (справедливого общества, управляемого справедливым правителем) и не признают при этом никаких насильственных методов. Каждый член обязан на вопрос о принадлежности к движению, даже при угрозе жизни, отвечать только правду.
Исламское движение Узбекистана
В противовес этому движению возникло и радикальное исламское сопротивление. Его лидер Тахир Юлдашев, выпускник медресе, в первой половине 90-х годов активно поддерживал "Хизб ут-Тахрир", создав множество региональных организаций. Не видя смысла в раздаче листовок, чем занимались его коллеги, он вместе с Джумой Намангани, бывшим десантником-афганцем, создает в 1996 году радикальное политическое подпольное Исламское движение Узбекистана (ИДУ). После серии взрывов в 1999 году (в организации которых было обвинено не только ИДУ, но и лично Мухаммад Салих) оба лидера и оставшиеся бойцы уходят в Афганистан, а затем в Пакистан. Движение считается разгромленным. По слухам, Намангани убит в Афганистане в 2001 году, а Юлдашев находится в Пешаваре. Несмотря на разгром ИДУ и "Эрк", власти начинают массовые аресты среди активистов "Хизб ут-Тахрир", непричастных ни к мятежу, ни к подполью. При невозможности задержать реальных зачинщиков власти хватают кого придется. После каждого покушения на милиционеров (в Узбекистане в основном именно они являются объектами нападения) производится зачистка среди правоверных мусульман. На сегодняшний день, по данным правозащитных организаций, число арестованных мусульман составляет 70 тысяч, число прошедших через пытки 10 тысяч.
14.05.2005
Источник: Газета