ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"В Узбекистане обычных мусульман часто принимают за экстремистов"

Ширин Хантер :: 14 мая 2005

Один из признанных в мире специалистов по исламу доктор Ширин Хантер, директор исламских программ Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) разъяснила спецкору Газеты Надежде Кеворковой, как властям отличить простого мусульманина от экстремиста и что должны делать власти, чтобы их возмущение не принимало радикальных форм.

В Узбекистане, как и в России, "Хизб ут-Тахрир" причислена к запрещенным террористическим организациям. Тогда как ни в Англии, ни в США, ни в других странах, исламских и неисламских, ее таковой не считают. Почему в Узбекистане она считается экстремистской?

Все весьма относительно с группой "Хизб ут-Тахрир". Они могут входить в контакты с другими группами, могут быть инфильтрованы в них. Но, с моей точки зрения, они не являются сильно централизованной организацией и в разных местах применяют разную методику. Но в любом случае они далеки от экстремистов, ведомых идеей джихада и насилия.

Какова же их реальная роль в Узбекистане? Там, по данным международных правозащитных организаций, 10 тысяч заключенных подвергаются пыткам именно из-за обвинений в причастности к "Хизб ут-Тахрир".

В Узбекистане за членов

"Хизб ут-Тахрир" очень часто принимают обычных мусульман. О ситуации в Узбекистане судить очень сложно: что там правда, кто там является членами экстремистских групп и кто совершает акты насилия. И в Казахстане и в других частях Азии появляются небольшие организации с неизвестными названиями, а как они связаны с "Хизб ут-Тахрир", можно только предполагать. Чаще их связывают с Исламским движением Узбекистана. Вот в Европе и некоторых неевропейских странах их присутствие более очевидно, поскольку они выступают за построение халифата.

Какое отношение имеет листовка с призывом к халифату к реальному исламу, к экстремистским направлениям и к современности?

Халифат существовал в истории ислама. Теперь многие понимают, что невозможно восстановить старую версию халифата, когда ислам распространялся на обширные территории. С идеей халифата входят в противоречие национальные, исламская и другие идеологии. Наконец, возникают вопросы: кто будет халифом, на каком основании он будет выдвигаться, как пресекать конфликты претендентов. Само возрождение мечты о халифате, мне кажется, стало реакцией на модернизацию, что вызвало идеологизацию религии.

Идеологизация ислама – это протест против политического строя в исламской среде? Чему угрожает политический протест такого рода кроме авторитарных режимов?

За небольшим исключением – как в Малайзии или ряде хороших примеров в Африке – исламские страны находятся под управлением авторитарных режимов, правых или левых. Шах Пехлеви в Иране был правым, президент Насер в Египте – левым. Люди, разочаровываясь в таких формах правления, видят единственное спасение в религии. В особенности после иранской революции власти в исламских странах испытали страх, не придет ли к ним такая революция. Именно тогда эти власти стали покровительствовать официальному исламу, надеясь контролировать все процессы в исламской среде. Так, исламизация стала расширяться, крепнуть как политическая сила, опираясь не только на сам ислам, но и на концепции, существовавшие в прошлом, в первые века ислама. Противоядием этому, мне кажется, может служить только открытость политических систем. В этом смысле пример Эрдогана, прошедшего путь от главы исламской партии Турции до премьер-министра, весьма показателен. Теперь, благодаря его роли, всерьез рассматривается вопрос о вхождении Турции в Европейский союз, страна модернизируется.

***

Оппозиция и подполье Узбекистана

Человек, освобождения которого требуют митингующие, – Акрам Юлдашев, основатель джамаата (общины), знаток и проповедник ислама, с середины 80-х годов увлекшийся учением "Хизб ут-Тахрир". К началу 90-х годов он вышел из движения и попытался создать общину на принципах ислама. Его арестовывали в 1995 и 1998 годах. В 1999-м он был осужден на 17 лет. В феврале в Андижане начался суд над 23 членами его общины, которых в ходе процесса объединили в террористическую ячейку "Акрамия", получившую название по имени Акрама Юлдашева.интеллигенты и националисты

Реальная политическая оппозиция Исламу Каримову, возникшая в конце 80-х годов, была уничтожена к 1995 году. Ее представляли Мухаммад Салих и его партия интеллигенции "Эрк" и националисты Абдурахима Пулата в партии "Бирлик". Обе партии не были зарегистрированы, уже 10 лет запрещены, оба лидера – в эмиграции. Салих был единственным реальным политическим оппонентом Каримова на выборах 1991 года. Заочно осужден на 15 лет в 2000 году. Живет в Норвегии.

"Хизб ут-Тахрир", или халифатисты

В Узбекистане с середины 80-х годов появились проповедники движения "Хизб ут-Тахрир аль-ислами" (Исламская партия освобождения). Движение возникло 50 лет назад, его штаб-квартира находится в Лондоне. Эта своеобразная секта "исламских непротивленцев" получила в Узбекистане массовую поддержку. Они проповедуют утопическое построение всемирного халифата (справедливого общества, управляемого справедливым правителем) и не признают при этом никаких насильственных методов. Каждый член обязан на вопрос о принадлежности к движению, даже при угрозе жизни, отвечать только правду.

Исламское движение Узбекистана

В противовес этому движению возникло и радикальное исламское сопротивление. Его лидер Тахир Юлдашев, выпускник медресе, в первой половине 90-х годов активно поддерживал "Хизб ут-Тахрир", создав множество региональных организаций. Не видя смысла в раздаче листовок, чем занимались его коллеги, он вместе с Джумой Намангани, бывшим десантником-афганцем, создает в 1996 году радикальное политическое подпольное Исламское движение Узбекистана (ИДУ). После серии взрывов в 1999 году (в организации которых было обвинено не только ИДУ, но и лично Мухаммад Салих) оба лидера и оставшиеся бойцы уходят в Афганистан, а затем – в Пакистан. Движение считается разгромленным. По слухам, Намангани убит в Афганистане в 2001 году, а Юлдашев находится в Пешаваре. Несмотря на разгром ИДУ и "Эрк", власти начинают массовые аресты среди активистов "Хизб ут-Тахрир", непричастных ни к мятежу, ни к подполью. При невозможности задержать реальных зачинщиков власти хватают кого придется. После каждого покушения на милиционеров (в Узбекистане в основном именно они являются объектами нападения) производится зачистка среди правоверных мусульман. На сегодняшний день, по данным правозащитных организаций, число арестованных мусульман составляет 70 тысяч, число прошедших через пытки – 10 тысяч.

14.05.2005

Источник: Газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама