Архиепископ Лука и возрождение Тамбовской епархии.
В суровые для страны годы Великой Отечественной войны тамбовское духовенство и верующие так же, как и все жители области, всемерно помогали Красной Армии. Только со дня открытия церквей на Тамбовщине, то есть с октября 1943 года по июль 1944 года, ими было собрано на строительство военной техники, приобретение подарков для красноармейцев, оказание помощи инвалидам войны, детским учреждениям, семьям фронтовиков 241375 рублей.
История Тамбовской епархии в годы войны была весьма непростой. Мы попросили рассказать об этих годах советника главы администрации области Сергея Алексеевича Чеботарева, автора книги "Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века".
НАЧИНАЯ с 1917 года политика государства в отношении церкви была чрезвычайно жесткой. Особенно жесткие меры принимались в 20-х годах. Ко второй половине 30-х на территории области все церкви были закрыты. Не было ни одного действующего храма и в Тамбове. Практически все священники были арестованы. Епархия оказалась разгромленной. Такая же картина была в целом и по всему Советскому Союзу. Даже сегодня историки не могут назвать точное количество церквей, действовавших к началу войны. Называется приблизительная цифра: к 1939 году на всей территории СССР, без западных областей, действовало около ста храмов. Некоторые церкви считались действующими, но в них не было священников, которых к этому времени репрессировали. На свободе находилось несколько митрополитов, в том числе митрополит Сергий, скорее для представительских целей. В некоторых изданиях говорится о том, что к 39-му году в СССР существовало несколько тысяч действующих церквей. Откуда такая цифра? - В 1939 году по пакту Молотова-Риббентропа Советскому Союзу отходят Западная Украина и Западная Белоруссия, затем присоединяется Прибалтика. И, конечно же, количество храмов возрастает. Причем очень значительно. Около четырех тысяч приходов в СССР появилось за счет тех, что были на присоединенных территориях. Также за счет западных в статистику включили и 80 монастырей.
Не имеют под собой реальной почвы и некоторые другие мифы последнего времени. К примеру, о том, как с иконой Божьей Матери в 41-м году летали вокруг Москвы. Или, что якобы Сталин прозрел, раскаялся и стал глубоко верующим человеком. Все это не имеет под собой никакой реальной почвы. И с исторической точки зрения неправомерно утверждать, что с началом войны отношение государства к церкви сразу же изменилось. Хотя массовые антицерковные акции больше не проводились.
Возьмем 41-й год. Самый тяжелый. Казалось бы, надо повернуться к церкви лицом. Но этого не было сделано. Правда, митрополиту Сергию разрешили выступить с патриотическим обращением, и он призвал верующих сражаться за Родину. На оккупированных территориях разбрасывали листовки с обращением того же митрополита Сергия патриотического содержания. Храмам разрешалось собирать средства в фонд обороны. И средства от храмов и верующих действительно поступали в казну. Чтобы спасти главу православной церкви, митрополита в 41-м эвакуировали в Ульяновск. Но послаблений церкви в этот период никаких не было. В Советском Союзе в 41-43-м годах на самом деле активно открывались храмы, но... на оккупированных территориях, и делали это фашисты. Например, в Курской области фашисты открыли несколько сот храмов.
- Какие же храмы они открывали?
- Православные.
- Кто служил в них?
- Уцелевшее духовенство. Какое-то время священники действовали и после освобождения территорий, но потом их все-таки репрессировали. Например, псковская миссия была арестована полностью. Несмотря даже на то, что она подчинялась митрополиту Сергию, была очень лояльна к советскому государству, многое сделала для победы, прятала партизан.
- Когда же начались перемены?
- В сентябре 43-го. Сталин приглашает к себе митрополитов, расспрашивает о положении церкви, делая вид, что ничего не знает: "Почему у вас проблема с кадрами? Не хватает богословских институтов?" Митрополиты в замешательстве, не знают, что сказать. Среди главных проблем митрополит Сергий называет отсутствие у русской церкви патриарха. Сталин говорит: "Что же мешает?" "Собор надо созывать". "Созывайте". "Нам необходимо время, чтобы его созвать". "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" "Соберем через несколько дней".
И, действительно, через несколько дней собрали архиерейский Собор. За государственный счет на самолетах со всего Советского Союза в Москву привезли священнослужителей. Собор единогласно избрал патриархом Сергия. А дальше происходит самое интересное. Не меняя законодательства 20-х годов, по которому церковь не имеет юридического лица, не может заниматься благотворительностью, не имеет собственности, появляются всякие секретные инструкции, в частности, об открытии православных храмов. На местах создается институт уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР.
- С какой целью?
Вести учет и регистрацию действующих православных церквей, молитвенных домов и монастырей; регистрировать религиозные общества и духовенство; рассматривать ходатайства верующих, а также наблюдать за деятельностью церкви, доводить до местных органов власти постановления и распоряжения правительства, касающиеся РПЦ, а в целом претворять в жизнь новую государственную политику в отношении церкви. Первым уполномоченным Совета по делам РПЦ при Тамбовском облисполкоме стал майор госбезопасности с 25-летним стажем службы в органах Николай Медведев.
- Сколько храмов уцелело в Тамбовской области?
- Кстати, с первых же дней в деятельность уполномоченного входил учет недействующих церковных зданий. Судя по информации, полученной из райисполкомов, в Тамбовской области к 45-му году сохранилось около 380 храмов. В основном это были деревянные сельские церкви. В пяти городах области уцелело лишь 15 храмов. - Началом возрождения Тамбовской епархии можно считать 9 сентября 43-го года, когда группа обновленческих священнослужителей во главе с протоиереем Иваном Леоферовым открыла в Тамбове единственный на всю область храм Покрова Пресвятой Богородицы. Леоферов стал его настоятелем. Однако православные Тамбова, в большинстве своем не принимавшие "обновленчества", не посещали храм.
- Можно немного подробнее, кто такие "обновленцы"?
- Это группа священнослужителей, которые откололись от православной церкви, поддерживали советскую власть, считая ее властью, несущей свободу человеку. "Обновленцы" были революционерами в церкви. На самом же деле это были нечистоплотные люди, которые писали доносы, самыми гнусными способами боролись с духовенством. В народе их называли "красные попы". "Обновленцы" стали приводить в порядок Покровский храм, но народ к ним не шел, говоря, что "красных попов" нам не надо. Подобное происходило по всей стране. Патриарху Сергию было высказано пожелание об "ускорении оформления перехода обновленческого духовенства". Почувствовав изменившуюся конъюнктуру, Леоферов обратился к патриарху Сергию с просьбой принять Покровский приход Тамбова в свое духовное водительство.
Чин присоединения был совершен 31 декабря 43-го года. Вместе с Леоферовым в патриаршую церковь вернулись три священника и два диакона. Так в Тамбове появился первый православный приход. В январе 1944 года архиепископом Тамбовским и Мичуринским и одновременно хирургом-консультантом тамбовских госпиталей был назначен высокопреосвященный Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он прибыл в Тамбов 19 февраля. Первая проповедь архиепископа Луки была сразу же направлена в УНКГБ по Тамбовской области как содержащая "нездоровые высказывания".
Лука разработал стройную программу возрождения духовной жизни в епархии просвещение интеллигенции, организация воскресных школ, открытие всех сохранившихся в области храмов и так далее. Владыка обратился с просьбой выдать из краеведческого музея церковное облачение и утварь. Из всех просьб была удовлетворена лишь одна: выдали незначительнее количество церковной утвари. Отклонили просьбу и об открытии второго храма в Тамбове. В 44-м году владыка обратился к пастве с посланием вместе взяться за дело восстановления тамбовской церкви. Совет по делам РПЦ расценил действия Луки неправильными. Под давлением совета патриарх дал письменное указание архиепископу Луке умерить свою активность, что, естественно, расстроило владыку, но не сломило его воли. Будучи на своем посту до 46-го года, архиепископ Лука все же успел многое сделать для возрождения Тамбовской епархии. В частности, своими проповедями он смог "утолить голод слышания Слова Божия". Любовь прихожан к владыке, почитание его добрых дел были огромными.
18.05.2005
Источник: Тамбовская жизнь