В наше время мы видим славянство и саму Россию теснимыми западной военной, экономической, политической силой, и одновременно с этим начинается бурная деятельность мусульманского мира. На исторической арене возник величественный силуэт ислама, грозная сила которого заключается не только в признании коранической истины, единственно чистой, но и в активной международной политике в честь ее. В зарубежных и отечественных исследованиях по исламу мелькает мысль, что Коран учит магометан быть истребительными только по отношению к язычникам, не имеющим Писания, но не в отношении к иудеям и христианам, " людям Писания ", имеющих Библию, исповедующих единобожие, если они не проявляют вражды к исламу. Не учитывается тот факт новейшей истории, что в мире светских государств живёт масса атеистов, а протестантизм европейских стран и США по общему признанию как религиозных, так и политических деятелей потерял духовность, выродился в некий религиозный формализм, интеллектуализм. Поэтому отношение к ним ислама такое же, как к безбожным, не имеющим единого Бога, язычникам. Совершенно очевидно, что Запад, отуманенный возникшей борьбой с ислама, надеется видеть в России союзницу в этой борьбе.
Сходство исторической, православной России с миром мусульманским в общинности, центральной власти и глубинной религиозности обусловило возможность такого феномена в мировой политической культуре, как Российская Империя, в которой мирно уживались христианские и мусульманские племена, без помощи "железных легионов", хотя и в условиях военно-экономически крепкого государства. Реконструкция названных принципов в их неразрывном единстве отвечает духовным запросам народов, населяющих мусульманские страны.
В условиях России складывается консенсус православной религии, общества, государства, таящийся в логике развёртывания мирового исторического процесса. Выявляется сходство мусульманского и православного русского мира в укладе семьи, в отношении личности к государству, в социально-нравственном отношении полов, поколений, в уважении социальной иерархии, в склонности к социальной устойчивости и религиозной созерцательности. В настоящее время еще до конца не осознана относительная социально-культурная и религиозно-духовная близость православно-русского и мусульманского народов. Больше говорится о социальном национализме, религиозном фанатизме. Но стихийное народное сознание мусульман всё-таки останется относительно близким православно-русскому духовному строю. Русские мыслители – "живая мысль нации" – сумели выявить идеологическую концепцию, более глубокую, сложную и цельную, чем звонко-пустое воинственное призывание покончить с религиозным экстремизмом, национализмом и беззубые призывы к взаимной веротерпимости.