ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О некоторых особенностях отношения Русской Православной Церкви к внецерковному религиозному поиску

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

В. А. Вовченко (Орел) :: 24 мая 2005

Отношение Русской Православной Церкви к внецерковным религиозным исканиям уже с момента принятия православия в качестве государственной религии на Руси не отличалось особой приверженностью принципам свободы совести и толерантности. Располагая лишь двумя видами наказания: отлучение от церкви для мирян и извержение из сана для духовенства, Церковь всегда опиралась на силу государственного аппарата. Законодательные акты санкционировали применение к религиозным преступникам двойного наказания: со стороны княжеской, светской и со стороны епископской, церковной власти.

В связи с быстрым распространением расколо-сектантства с середины ХIХ века меры государственного воздействия на сектантов и раскольников ужесточаются. Вместе с тем, как светская, так и духовная власть приходят к выводу о недостаточности только репрессивных мер. Православная церковь переходит к созданию миссионерской службы с целью воздействовать на сознание раскольников и сектантов путем убеждения.

Очевидно, что за оставшиеся до социалистической революции годы, поставленные перед православной миссией задачи, так и не были решены. В период существования советской власти межрелигиозное напряжение было ослаблено благодаря государственному ограничению деятельности всех религиозных организаций. В результате, в конце ХХ века, когда в стране была восстановлена религиозная свобода, Русская Православная Церковь столкнулась во многом с теми же проблемами, что стояли перед ней в начале столетия.

Если в конце 80-х – начале 90-х Православная церковь рассматривала появление множества религиозных течений в России как знак демократизации общества, то с ростом деструктивных проявлений религиозных новообразований, а так же по мере укрепления позиции Церкви в государстве ее отношение начинает меняться. Архиерейский Собор 1994 года засвидетельствовал несовместимость новых религиозных движений с православием и констатировал отпадение их последователей от Православной Церкви. Таким образом, в отношении к новым религиозным организациям современная позиция Русской Православной Церкви в целом мало чем отличается от восприятия ею расколо-сектантства в Российской Империи.

В условиях возросшей конкуренции на рынке религиозных идей Церкви приходится практически заново восстанавливать миссионерскую службу для противодействия активной миссионерской деятельности как традиционных, так и новых религиозных движений. Используя различные средства для противодействия новым религиозным движениям, отдельные группы в Русской Православной Церкви стремятся усилить влияние Церкви в обществе и заручиться поддержкой государства.

Недостаточное внимание со стороны государства к деструктивной деятельности религиозных организаций, а также неподготовленность Русской Православной Церкви к деятельности в условиях идейного плюрализма объективно подталкивают ее к поискам быстрых и эффективных средств защиты от конкурентов в лице новых религиозных движений. С одной стороны, предпринимаются усилия для получения государственных привилегий и ограничения деятельности религиозных новообразований на государственном уровне. С другой – ведется активная критика вероучения и деятельности всех новых религиозных движений. В деле противостояния религиозным новообразованиям Православная церковь идет на сотрудничество с инославными деноминациями.

Однако следует отметить, что среди православного духовенства можно встретить сторонников и другого подхода к новым религиозным движениям, которые считают неоправданным рассматривать новые религиозные движения как некий единый целостный феномен, тем более распространять обвинения, предъявляемые к одной из групп, на другие.

Таким образом, современная позиция русской православной церкви в межконфессиональных отношениях ориентирована в целом, с одной стороны, на конструктивный диалог с традиционными религиями в рамках межрелигиозных советов, с другой, на всяческое вытеснение новых религиозных движений с духовного пространства России.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама