Активизация религиозной жизни в России, отличительной чертой которой является поликонфессиональность, стала социальным фактом и обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых – отказ от идеологии государственного атеизма и признание религии в качестве важной составляющей современной цивилизации, с одной стороны, и резким подъемом самосознания социума, многочисленных этносов и самое главное – человека, с другой.
В современных условиях глобализации и интеграции, создания единого мирового рынка, информационного пространства, взаимопроникновения культур (соответственно и религий), регионы, прежде монорелигиозные, становятся поликонфессиональными, и в них тесно соседствуют различные верования, нормы, ценности и формы культовой практики. Что касается Республики Башкортостан, то по данным социологических исследований 61,1 % опрошенных относят себя к верующим; колеблются между верой и неверием – 20,6 %; неверующие составляют – 11,5 %; верят не в бога, а в другие сверхъестественные силы – 5,3 %; затрудняются ответить – 1,5 %. На вопрос о принадлежности к какой-либо религиозной конфессии, с православием идентифицировали себя – 29,8 % опрошенных, со старообрядчеством – 0,8 %, с исламом – 55,7 %, затрудняются ответить – 8,4 %.
Местные религиозные объединения мусульманской и Русской Православной Церкви составляют 88 % от их общего количества, все остальные – 12 %. Поэтому говорить о засилии, экспансии или каком бы то ни было большом влиянии других религиозных течений на повседневную жизнь людей не приходится.
В последние годы необходимость межконфессионального диалога начинает осознаваться как одна из важнейших тенденций развития современного общества. При этом, к сожалению, в отношениях религиозных конфессий друг с другом все еще сохраняются центробежные, а не центростремительные тенденции, что затрудняет процессы взаимодействия различных конфессиональных общностей.
В современных условиях российской действительности люди разной веры самой судьбой обречены на взаимопонимание и содружество. Большую роль в том, как будут складываться межконфессиональные отношения, играет то, насколько близки по вероучению, доктрине и традиционности стороны диалога. Понятно, что в российской действительности православный и мусульманин – люди Книги – скорее находят общий язык и испытывают взаимоуважение, чем православный и католик, в силу разных концепций жизни, сформировавшихся в течении многих столетий.
Отметим, что деятельность ряда религиозных объединений, прежде всего тоталитарных сект, справедливо вызывает неприятие со стороны государства и традиционных религиозных конфессий. Именно в этих сектах существует ярко выраженное духовное, а часто и физическое насилие над людьми. При определенных разногласиях между традиционными и нетрадиционными конфессиями, их общей задачей в современной действительности является противодействие религиозному тоталитаризму. В последние годы появились новые религиозные объединения мистической ориентации. Несмотря на неоднозначное отношение к новым культам со стороны государства и традиционных конфессий – (от терпимого до резко отрицательного), отметим, что они являются реальностью в современном обществе. Если они приобретают тоталитарный характер и их деятельность не соответствует принятому закону о религиозных объединениях, им нужно противодействовать, если же они действуют в рамках закона, с их существованием необходимо считаться.