ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Влияние христианства на литературный процесс Японии конца ХІХ – начала ХХ ст.

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Ю. В. Осадча (Киев, Украина) :: 24 мая 2005

После длительной изоляции от политических и культурных процессов на материке реформация социально-общественной жизни Японии второй половины XIX ст. проходила под лозунгами модернизации (киндайка) и европеизации (сэйёка). Сильное влияние западной религиозно-философской мысли, в частности официально разрешенного властями с 1873 г. христианства, во многом определило особенности литературного процесса Японии конца XIX – начала ХХ ст.

Для привлеченного экзотичностью и прогрессивностью западной культуры молодого поколения литераторов христианство выполняло двойную функцию. С одной стороны, оно стало своеобразной альтернативой традиционным учениям и верованиям, а с другой – символом духовной революции, переоценки ценностей во всех областях общественной и культурной жизни, борьбы за свободу и независимость личности. Тем не менее, для большинства новообращенных христиан церковь была не более чем "окно в Европу": миссионерские центры были идеальным местом для изучения иностранных языков и знакомства с культурой Запада, тут же составляли словари и учебники, переводили Библию.

Как одно из магистральных течений конца XIX ст. романтизм стал "транслятором" христианских идей в литературный мир бундан. Центральными понятиями для романтиков в поиске "истинного себя" были провозглашенные идеалистом и одним из самых последовательных сторонников христианства Китамура Тококу "внутренняя жизнь" (найбу-но сэймэй), "духовность" (сэйсин) и любовь. Китамура трактовал любовь как проявление высших сил, как некий идеал, который существует в мире материальном, но не принадлежит ему, а в качестве связующих мужчину и женщину уз он признавал только возвышенное духовное общение. Но уже у его единомышленников – Симадзаки Тосона, Тогавы Сюкоцу, Хосино Тэнти и др. – призывы к чувственным наслаждениям не вызывали особого протеста, а любовь служила источником наслаждений, творческого вдохновения и счастья. Постепенно все четче в сознании японцев того времени оформлялся конфликт из-за принципиальной разницы между идеями поиска возвышенной духовной любви и древним культом традиционной японской культуры ирогономи.

Невозможность гармоничного соединения и противоречивость "регламентирующих" интимную жизнь человека христианских заповедей, с одной стороны, и стремление к чувственным наслаждениям, с другой, заставили японцев прочувствовать ограничения, которые накладывает христианство на повседневную жизнь человека. Разочарование в "идеалистичности" способствовало окончательному сознательному или неосознанному отходу от христианства как этико-философской системы, в рамках которой идея "внутренней жизни" сдерживала поиск "истинного себя".

И хотя некоторые исследователи подчеркивают, что христианский опыт литераторов, в особенности натуралистов как представителей центрального литературного направления начала ХХ ст., не проявился полной мерой в их творчестве, но только благодаря христианству японцы впервые открыли для себя тесно связанную с сексуальностью "внутреннюю телесность" (interiority) и греховность не только поступков и слов, но и мыслей, запрет на адюльтерные чувства больше, чем на действия.

Впервые в японской литературе "внутренняя сексуальность" (душевные переживания и страсти героев) были описаны, а не по традиции – изображены, в повести таяма катая "постель" (1907). В ней под влиянием западноевропейской литературы и философско-религиозной мысли писатель основал в литературе нового времени уже начатый его предшественниками дискурс признания и таким образом окончательно утвердил традиции исповедально-автобиографической прозы, которая для большинства молодых литераторов стала способом освобождения от подавляемых мыслей и чувств, сублимацией посредством художественного творчества и "проговариванием своего травматического опыта" talk-cure.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама