Современная Россия должна создавать условия для воспитания инициативных, свободных и ответственных граждан, обладающих не только высокими профессиональными и интеллектуальными, но также духовными и нравственными личностными качествами. Какую роль при этом могут сыграть религиозные организации, в частности наиболее авторитетная из них в нашей стране – РПЦ? До настоящего времени в сознании многих граждан живы идеи о том, что православие прививало русскому народу рабскую психологию, содействовало распространению авторитаризма и противостоянию свободомыслию. При поверхностном рассмотрении православного мировоззрения основания для упрёков в его такой направленности кажутся правдоподобными. Так, одной из главных добродетелей для православных христиан является смирение, суть которого заключается в признании принципиальной греховности человека, непостижимости и недостижимости для него совершенства, в отказе от притязаний, в довольствии малым, в безропотном приятии всяческих невзгод, унижений и оскорблений, в беспрекословном подчинении духовному наставнику. Действительно, если рассматривать данные положения в духе великого инквизитора, картина получается неприглядная. Но эта трактовка не единственная.
Согласно православному пониманию, осознание человеком своей малости перед Богом должно не унижать его и не пробуждать в нём "зависть" к Божественному величию, а напротив, порождать восхищение и благоговение перед Божественной любовью и Его дарами человеку, стремление самому стать чище и лучше, быть достойным этой любви. Из того, что стать совершенным нельзя, ещё не следует, что путь совершенствования для человека вовсе закрыт. Аналогично: невозможность получения истины в последней инстанции, с одной стороны, не останавливает стремления людей к постижению тайн мироздания, а с другой – ориентирует их на осторожность, тщательность и ответственность в выработке собственных заключений, на внимание к мнению оппонентов, на готовность принести в жертву истине свои амбиции. Таким образом, смирение не подавляет творческий потенциал личности, а лишь не позволяет переоценивать полученные результаты и в профессиональном, и в духовно-нравственном росте.
Признание человеком своей греховности, с точки зрения православия, должно вести не к снижению его самооценки, а к умению прощать, принимать окружающих как в их достоинствах, так и в их слабостях и недостатках. Без этих, основанных на смирении способностей, невозможны не только любовь, но и конструктивное взаимодействие, мирное сосуществование людей в обществе. Смирение – это стремление к миру. Из двух зол смиряющийся выберет меньшее, рассматривая в качестве основания сравнения человеколюбие. Смиренно и ответственно, как один из главных даров бога, должен принимать православный человек свою свободу. Только свободная и осознанная вера имеет ценность. Христианское смирение – это смирение перед богом, а не перед силой, богатством и властью. И если ученик подчиняет свою волю более мудрому опытному учителю, чтобы с его помощью преуспеть в духовном развитии, то прежде он должен убедиться в смиренности самого старца, в его стремлении к воспитанию зрелой личности, а не фанатика или раба. Смирение способствует не деградации, а напротив, становлению высоконравственной личности, обладающей целым рядом социально значимых качеств.