Фанатизм это отрицание за другими права быть не такими как мы, неприятие иных убеждений, верований, обычаев и ценностей, отсутствие понимания и согласия между "нами" и "другими", в конечном счете, это нарушение разумного соотношения между столкновением и согласованием интересов. Фанатизм является "установкой" на восприятие "другости" другого (термин М. Бахтина) в духе нетерпимости. Фанатизм это отношение к тому, что не принимается во внимание и отвергается, вызывает такие чувства, как ненависть и озлобление, сопровождается проявлением нетерпимости и неприятия. Фанатизм базируется на убеждении в том, что "иной" всегда является врагом, явным или потенциальным, положиться же можно только на "своего".
Фанатичное отношение само по себе уже означает признание факта существования "иного", его влияния на людей и, одновременно, отрицание за ним права на существование. Отсутствие доверия и взаимопонимания одновременно выступает и побудительным мотивом, и закрепляющимся стереотипом поведения, которое направлено на противодействие чуждым влияниям, их изоляцию. Одной из форм фанатизма является фанатизм религиозный. Культивируя в отношениях между "своими" ценности, сплачивающие их, религиозный фанатизм ведет к дезинтеграции вовне, создает враждебный образ "чужого", который чаще всего используется как средство сплочения "своих". Он не оставляет места для толерантности, первичной становится оппозиция между "своими" и "чужими" по принципу: "кто не с нами, тот против нас". Определяющим оказывается чувство превосходства собственной позиции, подталкивающее к "резким движениям". Фанатизм, таким образом, оказывается начальной позицией, "стартовой площадкой" для конкретных действий, которые могут привести к разрушению взаимопонимания.
Любое покушение на свою идею фанатик расценивает как покушение на свою личность. Поэтому религиозный фанатизм ведет к делению мира и человечества на два враждебных лагеря.
Религиозный фанатизм коренится в абсолютистских притязаниях, свойственных всем мировым религиям, на исключительное обладание той главной истиной, от которой зависит спасение или гибель рода человеческого. Он превращает людей в средство утверждения религии, мобилизует и бросает их на борьбу с реальными и мнимыми врагами. Фанатику, убежденному в превосходстве своей веры над другими, легко внушить, что его вера в чем-то ущемлена, находится в неравном, а то и униженном состоянии. Безоглядная приверженность фанатика идее абсолютного превосходства своей религии над другими становится слепой, неосознанной, необдуманной. И тогда фанатик надевает на себя пояс шахида, приносит в жертву идее и себя и других, ни в чем не повинных людей, людей, которые ничего не имеют против его идеи и ничем не могут помочь ему в реализации его устремлений.
Таким образом, сущностными характеристиками религиозного фанатизма оказываются: безмерная преданность своей вере; самоидентификация с религиозной идеей; нетерпимость к другим религиозным идеям; готовность к самопожертвованию и требование жертв от других ради торжества своей религии. Сказанное не имеет отношения к верующим людям, обладающим здравым смыслом (таких абсолютное большинство), но лишь к той незначительной части верующих, которая вносит элементы вражды и в свою собственную религиозную среду.