ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Евразийство и русская религиозно-философская мысль

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

А. Г. Гачева (Москва) :: 26 мая 2005

Евразийство в лице его родоначальника и идеолога Н. Трубецкого, начинало с разрыва с традицией русской христианской историософии, утверждавшей единство исторического процесса, стоявшей, по выражению Хомякова, на представлении о том, что "в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов". Духовный наследник Н. Данилевского, Трубецкой представлял себе пространство земли как арену жизни и действия замкнутых, автономных культур, залог самобытности которых – в максимальном сосредоточении на себе и в минимальном пересечении и взаимодействии с другими культурами. Евразийство эпохи "Исхода к Востоку", не признавало всечеловечности, сокровенной идеи русской религиозной мысли, вытекающей из понимания того, что народы земли, при всей их духовной и культурной самобытности, суть части целокупного человечества, восходящего к Богочеловечеству. Более того, самый вопрос об универсальности, вселенскости христианства отодвигался здесь на задний план. Православие, основа бытия России-Евразии, фактически сводилось к атрибуту народности, против чего предупреждал еще Достоевский.

Историософия первоначального евразийства в немалой степени была проникнута духом пессимизма и катастрофизма. Его идеологи оказывались ближе К. Леонтьеву, стороннику идеи краха и неудачи истории, резко критиковавшему "либерально-эгалитарный прогресс" и не видевшему возможности никакого другого прогресса в мире, лежащем во зле, нежели тем представителям русской религиозной мысли XIX века (Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.), которые отстаивали концепцию истории как "работы спасения", утверждая идею подлинного, христианского прогресса как возрастания мира и человека "в духе и истине", подготовки условий для воцарения в бытии Царствия Божия.

Однако евразийство с первых же самостоятельных шагов стало справляться с грозившей ему опасностью крена в этнографизм, отказа от христианства как вселенской религии и сведения православия к атрибуту народности. А самое главное – в нем медленно, но верно крепла идея религиозного оправдания истории. Немалую роль здесь сыграли А. Карташев, а также присоединившиеся к движению Л. Карсавин и В. Ильин. Они значительно укрепили позицию П. Савицкого, изначально склонявшегося к тому, чтобы строить евразийское мировоззрение на основе деятельного, творческого христианства, и ослабили в свою очередь позицию Г. Флоровского, сторонника трагического взгляда на движенье истории. Евразийцы все громче говорят о необходимости преодоления разрыва между храмовым и внехрамовым, призывают ко всецелой религионизации жизни. Более того, у них появляется та концепция Церкви как опоры теозиса земли и человека, "центра преображающегося в нее грешного мира", которая была выдвинута Хомяковым, затем углублялась и развивалась Достоевским, Федоровым, Соловьевым и прямо исходила из стержневой для этих мыслителей идеи богочеловечества.

К 1930-м годам в евразийстве начинает все громче звучать идея всечеловечества, столь чуждая движению на его начальном этапе. П. Н. Савицкий говорит о всечеловечестве как определяющей "установке русского сознания" и выдвигает лозунг "от россиеведения к мироведению". Путь России-Евразии подчиняется теперь не требованиям ее культурно-исторического типа, а всечеловеческим, всемирным задачам, принцип племенной уступает место высшему, религиозному принципу. Другое дело, что восхождение ко всецелому и всемирному идеалу, долг того, что Достоевский называл "всеслужением человечеству", начинается для нации с самопознания и самоопределения, и через это познание своего и решение национальных задач закладывается путь "к познанию общего", "к выполнению задач вселенских".


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама