ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Сироте не милостыня нужна"

Татьяна Вареничева :: 26 мая 2005

Некоторые специалисты считают, что в России вообще не должно быть детских домов, а нужны социальные гостиницы или что-то другое, где ребенок будет находиться только временно – до устройства в полноценную семью. Но для этого надо приучить наших граждан к мысли о том, что сиротство – это позорное и недопустимое явление.

Сколько в России детей-сирот, точно не знает никто. Не ведется у нас подобная статистика. Не случайно на совещаниях самого разного уровня, посвященных проблеме сиротства, фигурируют цифры с большим разбросом. Правда, доподлинно известно, сколько в России муниципальных (порядка 820) и семейных (300) детских домов, домов ребенка (252), приютов (200), "детских деревень" или, иначе, "киндердорф" (5)... И это далеко не полный перечень названий тех учреждений, которые сегодня решают проблему сиротства.

Но дело, как известно, не в названии. В конечном итоге у всех этих "домов" одна и та же цель – создать воспитанникам условия, приближенные к домашним, поставить детей на ноги, воспитать, дать опору в жизни. С переходом к рыночным отношениям. государство в лице федеральных и муниципальных органов власти не отказалось от финансирования детдомов. Деньги по-прежнему исправно поступают на детдомовские счета. Но их перестало хватать. Одна из главных причин – дороговизна.

Взять хотя бы расходы на питание. Санитарными нормами для детских домов и интернатов предусмотрен строгий ежедневный перечень продуктов питания на одного ребенка. Оценка их стоимости по самым минимальным ценам – 60 рублей в день. Цена самого дешевого компьютера равна примерно 300 долларам, что равняется стоимости полугодового питания одного сироты. А ведь ребенку помимо еды нужно еще очень многое.

Словом, детдомам не осталось ничего иного, как самостоятельно искать выход из положения. Первое, что они сделали, – это обратились за помощью к спонсорам. Те охотно откликнулись, но оказалось, что меценатов, подобных Савве Морозову, среди них крайне мало. Даря детдому деньги или товары (чаще всего в весьма ограниченных количествах), богатеи преследовали исключительно собственные, рекламные, интересы. С помпой обставленные копеечные акты "милосердия", на которые приглашались уйма гостей и пресса, приносили больше вреда, нежели пользы. В итоге администрации детских учреждений стали искать другие ходы.

Например, в Разуменском детском доме, что в Белгородской области, рассудили: как бы трудно ни приходилось, негоже вешать свои проблемы на чужие плечи и тянуть руку за милостыней. Надо самим стать полезными. Руководство детдома обратилось к местной администрации и заводу железобетонных конструкций N1 с деловым предложением. В результате сложился своеобразный "бартер". Педагоги в детдоме отличные, вот и договорились, что 40 детей работников завода станут обучаться и воспитываться вместе с 30 сиротами. За это завод и местные власти станут помогать детдому всеми возможными способами.

Задуманное не только удалось, но и принесло дополнительные, никем не предполагаемые плюсы. В частности, воспитанники детдома получили возможность общения с "домашними" детьми, а значит, стали ближе к внешнему миру. Работники предприятия настолько сроднились с коллективом детдома, что стали жить с ним одной жизнью и одними заботами. У каждого воспитанника появился на заводе крестный, он часто брал ребенка на выходные, каникулы, проводил вместе с ним праздники. А некоторые заводчане усыновили детей.

Ряд детских учреждений нашли спасение в православии. Так, в Ногинском районе Московской области есть "Православный детский дом", созданный по благословению его преосвященства владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, и по инициативе главы администрации района. Воспитанников в нем немного – человек 30. Уникальность учреждения состоит в том, что впервые в России за последние 70 лет появилась возможность совместить муниципальный статус учреждения с православной традицией воспитания и душепопечения. Помимо финансовой поддержки от государства этот детдом получает помощь от местной администрации, церкви и прихожан. Среди последних немало богатых людей. Почему они вдруг ударились в религию – вопрос второй. Но на нужды православного детдома они жертвуют деньги довольно охотно.

Обратились к православию и в Ковалевском детском доме, что в Костромской области, но пошли по несколько иному пути. Всех воспитанников разбили на семьи, по 6-8 разновозрастных детей в каждой. Семья, в которой главенствует воспитательница (дети быстро привыкают называть ее мамой), живет в благоустроенной квартире, в которой есть все необходимое для нормальной жизни. Квартиры предоставляет местная администрация, хотя это влетело ей в копеечку.

В Томилинском, как и в Ковалевском детдоме, воспитанники живут семьями, но не в квартирах, а в отдельно стоящих домах. Несколько таких домов и образуют деревню. Руководит ею назначенный австрийскими благотворителями директор, который со своей семьей живет в деревне, помогая каждой семье. Глава семьи в детской деревне – мать, не настоящая, конечно. Работа в этом качестве – одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям и отказаться от личной жизни.

У детей из "киндердорфа" есть все, а иногда даже больше, чем у их сверстников, окруженных заботами папы и мамы. Одно плохо: на российской земле, под российским небом живут дети, которых практически воспитывает чужая страна со своими правилами и традициями. Вырастут ли из них полноценные граждане России?

А некоторые детдома решили, что самое лучшее решение финансовых проблем сиротства – полная ликвидация детдомов. Позиция несколько странная, но вполне оправданная и гуманная. Сторонники этой идеи считают, что в России должны быть не детдома, а, скажем, социальные гостиницы или что-то другое, где ребенок будет находиться только временно – до устройства в полноценную семью. Но для этого надо приучить наших граждан к мысли о том, что сиротство – это позорное и недопустимое явление. Именно это и делается в детском доме N19 Центрального округа города Москвы, избравшем такую систему работы, как патронат. Дети этого детдома живут в семьях граждан – патронатных воспитателей, прошедших отбор и подготовку по специальной программе, они ходят в школу и поликлинику по месту жительства, воспитываются как собственные дети. Сейчас в 70 семьях живут и воспитываются 93 ребенка. Практически все помещаемые в детдом N19 дети устраиваются в семью.

А на вопрос о том, что и на патронатное воспитание нужны деньги, директор детдома N19 Мария Терновская отвечает следующее: "Дополнительных затрат тут не требуется, достаточно тех средств, которые выделяются детским домам, вот только использовать их надо по-другому, делая за те же деньги другую работу".

Опыт привлек к себе внимание регионов и уже в 20 из них начал применяться.

Но еще немало в России детских учреждений, которые едва сводят концы с концами. Их нельзя отнести к безынициативным неудачникам, но так уж сложилось, что они либо находятся в нищих "медвежьих углах", до которых не дотянуться ни новым идеям, ни иностранцам, либо имеют сложный контингент воспитанников, а именно – лежачих детей-инвалидов или детей с серьезными умственными отклонениями. Среди последних, в частности, детский дом в пос. Уваровка Можайского р-на Московской области, где воспитываются 432 ребенка-инвалида, среди которых 80 детей лежачих. Вот у кого положение по-настоящему безвыходное. Ведь больным нужно подчас больше, чем здоровым. Таким детдомам не от кого ждать помощи. Редкие посылки с вещами или продуктами от сердобольных благодетелей воспринимаются ими как чудо. А ведь на такое чудо способен и каждый из нас...

26.05.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама