ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Соотношение русской и украинской философии как историко-философская проблема

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Г. Е. Аляев (Полтава, Украина) :: 26 мая 2005

Проблема соотношения русской и украинской философии, безусловно, существует только в том историко-философском поле, в котором, во-первых, признаются (а не отрицаются) национальные философские традиции; во-вторых, выделяется русская философия как самостоятельный историко-философский феномен (а не нечто такое, что в своей уникальности утрачивает черты философичности); и наконец, в-третьих, принимается украинская философия как в той или иной степени самостоятельная в отношении русской философская традиция. Последнее допущение, собственно, и порождает проблему, поскольку не является общепринятым и требует обоснования.

Очевидно, что решение этой проблемы во многом зависит от её формулирования. Если мы сформулируем её – по аналогии с политической проблемой самоопределения бывших республик единого государства – как проблему разделения, то останется лишь найти соответствующую границу. Этой границей может быть территория проживания (деятельности), язык произведений, происхождение философов, наконец, – национальный менталитет, отражающийся в системах и идеях. Единого мнения относительно такого критерия не существует, что связано как с ограниченностью каждого из них, так и с их взаимной противоречивостью, и это порождает противоположные концепции национально-философской принадлежности тех или иных мыслителей или целых периодов развития философской культуры (ранний период восточнославянской духовности, Григорий Сковорода и т.д.).

Проблему взаимоотношения русской и украинской философии можно решить и как проблему зависимости одной от другой (первой от второй, или альтернативно – второй от первой). Такой подход, однако, вряд ли имеет обозримые перспективы. С одной стороны, включение темы несамостоятельности русской философии с очевидностью обращает взоры исследователей к её зависимости не столько от украинской философии (что выглядит чересчур оригинально, хотя вполне можно говорить о роли отдельных украинских по происхождению и менталитету философов в её развитии), сколько от философии западной (этой самостоятельной темы мы здесь не касаемся). С другой стороны, акцентирование позиции зависимости (второразрядности) украинской философии по отношению к русской создаёт впечатление неохотной уступки настойчивым "самостийникам", за которой кроется фактическое нежелание глубже и объективнее разобраться в этом вопросе.

Однако можно подойти к этой проблеме и совершенно по-другому – как к проблеме взаимосвязи, взаимного влияния и взаимообогащения русской и украинской философии. Несомненно, что философская мысль в Украине и в России столетиями тесно переплеталась. Основой духовного единства двух наций является общая религия; и философия, поскольку она вырастает из религиозной почвы и сама в значительной степени остаётся религиозной 9даже во внешне секулярных формах), тоже имеет общее русло. В этом контексте, говоря о развитии профессиональной философии в россии и советском союзе в ХIХ–ХХ веках, нельзя не видеть, что философия в Украине развивается прежде всего как часть русской философии – это университеты, духовные академии, философские общества, периодические издания. У философов – выходцев с Украины (Велланский, Авсенев, Гогоцкий, Гоголь, Юркевич, Лесевич, Потебня, Гиляров, Челпанов, Кистяковский, Бердяев, Шпет, Шестов, Зеньковский и др.), безоговорочно зачисляемых бывшей советской, а теперь и российской историографией к числу русских, и также безоговорочно относимых сегодня в украине к числу украинских, более или менее проявляются черты, которые можно связать с украинским национальным менталитетом (например, "философия сердца" Юркевича), но при этом большинство органично вливается в русскую философию. Очевидно, мы имеем философскую традицию, имеющую общие религиозные корни и представляющую собой некое наднациональное единство (как наднациональна вера в единого Бога), которое совсем и не нужно разрывать объективные и субъективные аспекты глобализации.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама