Как известно, наши правительственные круги уже давно болеют чесоткой реформ, в частности чесоткой реформы образования. С моей точки зрения, реформа действительно должна быть, но это должна быть главным образом реформа в умах высших руководителей страны, которые обязаны, наконец, заняться ответственной, национально ориентированной политикой в этой области. Какая же реформа нам нужна? Отвечу на этот вопрос по пунктам.
1. Корпус преподавателей вузов за всю историю образования в стране никогда не ставился в такое унизительное положение. Наиболее талантливая молодежь уезжает на Запад на заработки, а высшая школа сохраняется еще племенем старых "могикан". Поэтому неотложной мерой является существенное повышение заработной платы преподавателей. Особенно существенно это повышение должно затронуть молодые кадры.
2. Должно быть четко и ясно раз и навсегда законодательно заявлено, что имущество вузов передается им государством в безвозмездное и неотчуждаемое владение. Все классические государственные университеты должны получить статус некоммерческих автономных образовательных организаций. Это означает получение ими университетских свобод в сфере выборности руководства университетами, распоряжения бюджетными средствами, кадровой, научной и образовательной политики. Необходимо предоставить классическим университетам право создавать свои собственные образовательные стандарты на основе общих требований, сохраняющих общегосударственное образовательное поле.
3. В СССР было около 800 вузов. В настоящее время за счет создания негосударственных учебных заведений и их филиалов в стране насчитывается 3200 вузов. Причем этот рост сопровождается снижением качества выпускников. Поэтому необходимо закрыть те вузы, которые не могут обеспечить качественное преподавание и не обеспечены кадровым составом.
4. Для привлечения бизнеса к развитию профессионального образования необходимо изменить систему налогооблажения, которая должна предусматривать освобождение от уплаты налога, если деньги тратятся на цели научных исследований и образования.
5. Особо тревожит переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему образования. Суть этой системы остается неясной и требует общественного обсуждения. Классические же университеты в качестве одного из элементов университетских свобод должны получить право самим выбирать форму обучения – будет ли это двухуровневая система или подготовка дипломированных специалистов, т.е. наши университеты должны получить те свободы, которыми обладают в этой сфере западные университеты.
6. Болонское соглашение предполагает единообразие учебных планов и программ, по которым ведется обучение. Тем самым переход всей высшей школы страны на условия соглашения предполагает полное разрушение подготовки дипломированных специалистов. Подготовка магистров будет платной, так как после бакалавриата это должно считаться вторым высшим образованием. Все это сделает систему образования страны неконкурентноспособной и снизит мобильность студентов, на которую так рассчитывают разработчики концепции. Действительно, зачем ехать в Россию для получения образования, если тоже самое можно получить у себя под боком. Студенческая мобильность определяется прежде всего тем, что в разных вузах преподавание существенно отличается, и то, что можно получить в России, не похоже на то, что можно получить в Германии или во Франции.
7. Необходимо самым решительным образом отказаться от любимого министерского детища – ГИФО, идиотизм которого не поддается описанию.
8. Государство должно самым решительным образом поддержать создание единого образовательного пространства в странах СНГ; оно должно всячески поощрять создание вузами России своих филиалов в этих странах. Особое внимание должно быть направлено не на привлечение студентов из западной Европы, а на арабские страны и страны азиатско-тихоокеанского региона. В последних планируется к 2025 г. Увеличение числа молодежи студенческого возраста до 87 млн. человек. Для привлечения в российские вузы этой молодежи надо создавать в этих странах специальные информационные центры. Для предоставления этих услуг надо также создать в стране мощную систему обучению русскому языку как иностранному. Необходимо также продумать систему студенческих общежитий. Все это должно стать задачей именно государства; чтобы высшая школа давала государству миллиарды долларов дохода, государство предварительно должно вложить средства в налаживание соответствующей системы.