ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какая реформа образования нам нужна

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

В. А. Бочаров (Москва) :: 26 мая 2005

Как известно, наши правительственные круги уже давно болеют чесоткой реформ, в частности чесоткой реформы образования. С моей точки зрения, реформа действительно должна быть, но это должна быть главным образом реформа в умах высших руководителей страны, которые обязаны, наконец, заняться ответственной, национально ориентированной политикой в этой области. Какая же реформа нам нужна? Отвечу на этот вопрос по пунктам.

1. Корпус преподавателей вузов за всю историю образования в стране никогда не ставился в такое унизительное положение. Наиболее талантливая молодежь уезжает на Запад на заработки, а высшая школа сохраняется еще племенем старых "могикан". Поэтому неотложной мерой является существенное повышение заработной платы преподавателей. Особенно существенно это повышение должно затронуть молодые кадры.

2. Должно быть четко и ясно раз и навсегда законодательно заявлено, что имущество вузов передается им государством в безвозмездное и неотчуждаемое владение. Все классические государственные университеты должны получить статус некоммерческих автономных образовательных организаций. Это означает получение ими университетских свобод в сфере выборности руководства университетами, распоряжения бюджетными средствами, кадровой, научной и образовательной политики. Необходимо предоставить классическим университетам право создавать свои собственные образовательные стандарты на основе общих требований, сохраняющих общегосударственное образовательное поле.

3. В СССР было около 800 вузов. В настоящее время за счет создания негосударственных учебных заведений и их филиалов в стране насчитывается 3200 вузов. Причем этот рост сопровождается снижением качества выпускников. Поэтому необходимо закрыть те вузы, которые не могут обеспечить качественное преподавание и не обеспечены кадровым составом.

4. Для привлечения бизнеса к развитию профессионального образования необходимо изменить систему налогооблажения, которая должна предусматривать освобождение от уплаты налога, если деньги тратятся на цели научных исследований и образования.

5. Особо тревожит переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему образования. Суть этой системы остается неясной и требует общественного обсуждения. Классические же университеты в качестве одного из элементов университетских свобод должны получить право самим выбирать форму обучения – будет ли это двухуровневая система или подготовка дипломированных специалистов, т.е. наши университеты должны получить те свободы, которыми обладают в этой сфере западные университеты.

6. Болонское соглашение предполагает единообразие учебных планов и программ, по которым ведется обучение. Тем самым переход всей высшей школы страны на условия соглашения предполагает полное разрушение подготовки дипломированных специалистов. Подготовка магистров будет платной, так как после бакалавриата это должно считаться вторым высшим образованием. Все это сделает систему образования страны неконкурентноспособной и снизит мобильность студентов, на которую так рассчитывают разработчики концепции. Действительно, зачем ехать в Россию для получения образования, если тоже самое можно получить у себя под боком. Студенческая мобильность определяется прежде всего тем, что в разных вузах преподавание существенно отличается, и то, что можно получить в России, не похоже на то, что можно получить в Германии или во Франции.

7. Необходимо самым решительным образом отказаться от любимого министерского детища – ГИФО, идиотизм которого не поддается описанию.

8. Государство должно самым решительным образом поддержать создание единого образовательного пространства в странах СНГ; оно должно всячески поощрять создание вузами России своих филиалов в этих странах. Особое внимание должно быть направлено не на привлечение студентов из западной Европы, а на арабские страны и страны азиатско-тихоокеанского региона. В последних планируется к 2025 г. Увеличение числа молодежи студенческого возраста до 87 млн. человек. Для привлечения в российские вузы этой молодежи надо создавать в этих странах специальные информационные центры. Для предоставления этих услуг надо также создать в стране мощную систему обучению русскому языку как иностранному. Необходимо также продумать систему студенческих общежитий. Все это должно стать задачей именно государства; чтобы высшая школа давала государству миллиарды долларов дохода, государство предварительно должно вложить средства в налаживание соответствующей системы.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама