ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Реальность: русский контекст

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

А. И. Резниченко (Москва) :: 26 мая 2005

Судьба слова "реальность" неразрывно связана с судьбами всего историко-философского контекста второй половины XIX – первой трети XX веков, который мы предлагаем обозначить как "поле русской философии". "Поле философии" являет собой целостную совокупность латентных и не реализовавших себя в рамках целостной системы философских форм (маргиналии, черновики, наброски работ философов-классиков); общественно-публицистических и окололитературных полемик, историй личных взаимоотношений – словом, всего того, что составляет непроявленный "контекстный фон" философских произведений, давно уже признанных классическими.

История слова "реальность" демонстрирует необходимость учитывания полемического контекста его бытия – и онтологический характер становления смысла. В "Толковом словаре" Вл. Даля нет слова "реальность", есть лишь прилагательное "реальный" как "практический", "дельный" (пример: "реальное училище"). Эта же – прагматическая интерпретация понятия – присутствует и в статье Д. И. Писарева "Реалисты": реалист – деятель и прагматик, "трезво" глядящий в глаза "действительности". Однако философское различение между понятиями "реальности" и "действительности" принадлежало вовсе не "реалистическим" публицистам и не "позитивным" философам, а Вл. Соловьеву. Он вводит различение между "действительностью" и "реальностью" как natura naturans и natura naturata, "природы производящей" и "природы произведенной", что, в свою очередь, знаменует новый этап в истории слова: будучи включенным в догегелевский философский контекст (высокая схоластика, Спиноза), из субстантивированного прилагательного оно становится полноценным философским термином.

Дальнейшая судьба слова связана с полемикой между "идеалистами" (авторами сборника "Проблемы идеализма") и "реалистами" (авторами сборника "Очерки реалистического мировоззрения"), затронувшей практически все сферы философской, художественной, литературной и общественно-политической критики. Свою роль в этой полемике сыграла дискуссия "по поводу Русского Фауста" между А. С. Глинкой-Волжским и А. В. Луначарским, в которой и происходит переосмысление понятия "реальность" и окончательное отмежевание его от понятия "действительность". Если "действительность" есть формы "ставшего", осуществившегося, в том числе и социального, бытия, отчужденного от человека и зачастую ему враждебного, то "реальность" есть "mare tenebrarum", неопределимая глубь бытия и в то же время его фиксированный онтологический стержень.

Cтановление смысла слова получило продолжение в работах Н. А. Бердяева (сб. "Sub speсiаe aeternitatis" (1907) и Л. Шестова ("Апофеоз беспочвенности" (1905)) и полемикой по поводу введенного Н. А. Бердяевым термина "трансцендентная реальность"; а также в дискуссии А. Белого и Вяч. Иванова о символической реальности. Итоги этих дискуссий стали основанием для определения реальности не только как "realiora" (сфера символической реальности), но и как "ens realissimum" – понятия средневековой схоластики, усматривающего в сущности Бога залог и основание конкретной вещи. Дальнейшая жизнь слова "реальность" в работах П. А. Флоренского, В. В. Розанова, С.Н. Булгакова, С. Л. Франка, А. Ф. Лосева, Г. Г. Шпета; в работах философов, философских публицистов и философствующих писателей "второго плана" (М. М. Рубинштейна, Л. Е. Габриловича, С. Н. Дурылина, М.В. Лодыженского et dii minores) помогает судить, по крайней мере, о двух вещах. Во-первых, реальность объективна и этой своею объективностью она подтверждает реальность прошлого (истории), реальность Бога и реальность вещи. Во-вторых, динамическое движение прояснения этой объективности; тонкое хитросплетение различных форм становления умысла, замысла и смысла реального в живом процессе русского философского слова, произносимого в реальной истории и живыми людьми, с разной мерой философского таланта и языкового чутья.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама