ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Социальная философия как критика способности быть

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

В. А. Конев (Самара) :: 27 мая 2005

Проблема самоопределения для социальной философии всегда актуальна, так как ей, с одной стороны, необходимо, определяя себя как философию общества и истории, отделиться, но не оторваться от истории и социологии, а с другой, ограничивая себя материалом определенной области действительности, все-таки остаться философией, а не теорией конкретной области. Ссылка на так называемые всеобщие законы общества и истории мало что дает, так как само это разделение на всеобщие и частные законы уже исходит из определенного видения социального мира, которое предполагает, что есть некие специфические сферы жизнедеятельности человека, а есть еще какая-то абстрактная всеобщая социальная действительность. А насколько такое видение социального мира оправдано? Требуется выяснение оснований такого взгляда на мир человеческого существования. Но тогда оказывается, что само это выяснение оснований тех или иных видений социального мира и становится предметом философского рассуждения на базе определенной области действительности. В этом случае социальная философия становится философской критикой возможных представлений человека о своей действительности. В этом ее сущностное отличие от любой теории социальной действительности.

Любые возможные представления человека о своем мире изначально оказываются онтологическими представлениями, ибо говорят ему о том, какова действительность его существования. Поэтому социальная философия должна быть понята как осмысление (и разработка) возможных онтологий человеческого мира. Особенность же человеческого мира заключается в том, что бытие этого мира есть дело самого человека. Поэтому всякая онтология этого мира – это знание о бытии, возникающем благодаря энергии человеческого деяния, это выяснение оснований данного бытия как свершения, события. Это выяснение есть критический анализ, есть философская критика бытия человека, "дискурс энергий", а не "дискурс сущности" (С. С. Хоружий). Поэтому социальная философия есть не просто критика представлений о социальном бытии, а философская критика оснований самого человеческого бытия, т.е. критическая онтология.

Как возможна критика бытия? Она возможна, если у бытия есть какое-то основания. Таким основанием бытия человеческого мира выступает способность человека быть и знать свое бытие, которая реализуется во всех возможных действиях человека и создаваемых им образований. Эта способность и становится предметом философской критики и предметом социальной философии.

Как критика способности быть социальная философия может выступать в трех различных ипостасях. Во-первых, социальная философия раскрывает смысл, структуру и конститутивные особенности самОй универсальной способности быть. Такой способностью, как показал Хайдеггер, обладает то сущее, которое может вопрошать о бытии, т.е. может понимать и обустраивать его. В этом случае критика способности быть порождает онтологию значимого (ценностного) бытия, для которой бытие не только есть, но может и не быть, а потому она включает знание небытия и способов его проявления. В таком случае для социальной философии становится значима не оппозиция материального-духовного, а оппозиция бытия-небытия. Во-вторых, социальная философия выступает как выявление оснований действительности социокультурного мира, и в этом случае она выступает как разработка возможных онтологий этого мира – онтологии социального, исторического, культурного, индивидуального и т.п. В третьих, социальная философия может проявить себя как философская критика оснований социальных идеалов, раскрывая себя тем самым как практическую философию.

Во всех этих трех проявлениях социальная философия становится значима для осмысления развития цивилизации: критика способности быть открывает онтологические основания возможности цивилизационного существования человеческого мира, критика социальной действительности раскрывает возможности типологического существования цивилизации, а критика оснований социальных идеалов может раскрыть возможности будущего цивилизации.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама