ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новая коммуникативная ситуация: рождение сетевого общества

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

А. В. Назарчук (Москва) :: 27 мая 2005

Развитие современных коммуникационных технологий и усложнение социальной структуры современного общества привело к возникновению новой коммуникативной ситуации. Ключевой характеристикой этой ситуации является рост значения коммуникации по отношению к иным областям жизнедеятельности социума – экономике, политике, культуре. Новая коммуникативная ситуация отмечена также растущим противоречием между возникающими новыми возможностями коммуникации, с одной стороны, и все более явно обнаруживающимися границами коммуникации, с другой. Сетевое общество позволяет снабдить инновационные коммуникативные проекты соразмерными им и эффективными коммуникативными практиками.

Основное обстоятельство новой коммуникативной ситуации – возрастание объемов информации, несоизмеримое с физиологическими возможностями восприятия и ее обработки человеком. Человечество, изобретя информационные технологии, революционизировало способы умножения и сохранения массивов новой информации. Селективность коммуникации все более определяется негативно, т.е. принимается больше решений отказа от коммуникации, чем согласия на нее. Количество коммуникационных поводов увеличивается, но случаев "удавшейся" коммуникации не становится существенно больше. Многие коммуникационные усилия оказываются напрасными.

Поиск путей компенсации дефицита "физиологических" ресурсов человека происходил и в индустриальном обществе. Индустриальное общество решало эту проблему двумя способами – с помощью институционального порядка коммуникации и новых коммуникационных технологий. В новой коммуникативной ситуации очевидна недостаточность этих подходов и вырастающая из них угроза обеднения и инструментализации коммуникации, подчиняющей гуманитарные цели человеческого общения служебным задачам его технического исполнения.

Коммуникативное пространство – это пространство, соединяющее членов коммуникации. Оно измеряется не физическими мерками, а количеством действий и времени, необходимых участникам коммуникации для того, чтобы достичь друг друга. Коммуникативное время – это время, в котором живут и о котором коммуницируют участники коммуникации. Это не физическое и не историческое время, а то временное пространство, которое формируется в коммуникации.

Современный участник коммуникации находится в иной ситуации. Тот или иной желаемый партнер может быть достигнут посредством нескольких шагов. У коммуникации стирается непосредственное ощущение пространственных границ, а значит – и пространственной протяженности. Коммуникационная протяженность, т.е. то, сколько времени потребуется, чтобы информация достигла реципиента, определяется более не расстоянием, а совершенством техники. Удаленные партнеры по коммуникации радикально приблизились друг к другу.

То же можно сказать о времени. Устная коммуникация уступает письменной, оперативно передаваемой современными средствами связи, издаваемой и транслируемой СМИ. В современной коммуникации утрачивается непосредственная связь с актуальным настоящим, анонимизируется адресат и стираются временные координаты коммуникации.

Сети – образования, способные образовывать самые многообразные коммуникативные пространственно-временные конфигурации. Сети представляют собой конгломераты коммуникации, которые могут связывать любую точку коммуникативного пространства с другой. Они способны покрывать все коммуникационное пространство, в то же время каждая коммуникация в них остается точечной. Сети обладают той разреженностью, которая компенсирует высокую плотность замкнутых пространства и времени и освобождает от угрозы коммуникационных перегрузок.

Таким образом, дискутируемый в научной литературе феномен "сетевого общества" является историческим ответом на складывающуюся коммуникативную ситуацию. Сеть – это характер протекания коммуникации в противоречивой ситуации коммуникационной перегрузки. Сеть способна охватывать становящийся все более тесным мир, используя механизмы межличностной коммуникации. Сеть дает возможность фрагментировать коммуникацию, подлаживая ее под физиологические условия человеческого существования: существуя в континууме времени и пространства, ставшем плотным и замкнутым, сеть оставляет открытыми горизонты и проекции коммуникации. Наконец, благодаря тому, что сетевая коммуникация физически локальна, но коммуникационно – глобальна, она формирует реальное коммуникационное сообщество, имеющее глобальную размерность и отвечающее современным коммуникационным вызовам.

В ходе социальной эволюции культура протекания коммуникации постоянно меняет свою конфигурацию. Человечество должно каждый раз заново приспосабливаться к новым условиям коммуникации. Сетевая коммуникации – это продуктивный способ решения некоторых противоречий, в которых существует современное общество. Философия должна своевременно перейти от обсуждения вчерашних концепций, наподобие индустриального общества или постмодерна, к исследованию коммуникационного общества, общества предельно дисперсного и комплексного, постижение природы которого требует новых подходов и концепций.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама