ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Забывание как социальный феномен

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

И. Ю. Соломина (Самара) :: 27 мая 2005

Тема социальной памяти является весьма интересной и перспективной для современной социальной философии. Нужно признать, что социальная память включает в себя не только процессы вспоминания, но и забывания. Забывание при этом имеет социальный характер.

Проблема забывания в социальной памяти в настоящее время является актуальной и не исследованной. Она частично отображалась в трудах различных философов: Платона, Аврелия Августина, П. Жане, М. Хальбвакса, П. Рикёра, Е. Эспосить, Г. Бакиева и др., а также в исследованиях психологов: П. Жане, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Л. Леви-Брюля, Т. Рибо, однако систематических исследований явления социального забывания нет.

Под социальным забыванием (амнезией) мы понимаем расстройство памяти, при котором происходит забывание, т.е. утрата социальной памятью способности запоминания.

Обозначая проблему социального забывания (социальной амнезии), можно остановится на следующих положениях. Во-первых обозначить различные формы социального забывания в контексте трёх информационных периодов существования социальной памяти: дописьменного, письменного и послеписьменного.

Во-вторых обратить внимание на роль социального забывания как регулятора баланса объёма социальной памяти, в общественном сознании. Забывание является регулятором количества информации в обществе.

В-третьих: социальное забывание бывает неглубинное, которое проявляется в востребованности текстов и идей, а так же глубинное т.е. безвозвратно исчезнувшее. Социальное забывание обладает различной силой: бывает частичным, а бывает полным. Частичное забывание через некоторое время может восстановить утраченные события и факты, а полное забывание может привести к потере памяти о некоторых событиях и фактах и быть утраченными навсегда.

В-четвёртых: забывание, так же как и воспоминание связано с чувствами. Опираясь на исследования П. П. Блонского, мы пришли к выводам, что забываются события имевшие не очень сильное эмоциональное впечатление, а так же не вызывавшие страдание, страх или удивление. В социальном значении к таким событиям относятся революции, войны, различные виды социальных конфликтов. Они не забываются, потому что охватывают большие социальные группы, т.е. многие о них помнят, так же при этом затрагиваются глубочайшие коллективные чувства: патриотизм, национальные и религиозные чувства, а так же чувства социальной идентичности (политической, национальной, групповой). Поэтому память о таких событиях, которые приводили к единению всего народа или каких-либо социальных групп, сохраняется надолго и почти не стирается из социальной памяти, хотя историки могут вносить определённые коррективы в трактовки этих событий.

В-пятых: актуальным является вопрос: "Куда уходит забываемая или невостребованная информация?" Многие исследователи считают, что она уходит в бессознательное, наполняя содержанием архетипическую память, впоследствии она может частично проявляться в процессах, связанных с проявлениями коллективного бессознательного.

Таким образом, социальная амнезия является нормальным явлением, но если она превышает допустимые нормы, то состояние общества становится болезненным. В связи с этим, общество может существовать, не замечая утраченных пластов. Когда же через какой-то промежуток времени потери в культуре становятся заметны или начинают проявляться, то общество вступает в состояние кризиса. Часто выходы из общественных кризисов возможны либо через революции, либо через реформы, либо через какие-либо инновации. Существует другая форма социальной амнезии, когда искусственно прерывается связь прошлого и настоящего. Например, навязывание каких-то новых элементов культуры извне: например новизна в культуре во времена царствования Петра I, или смена арабского алфавита на латинский М. К. Ататюрком в результате чего была прервана связь с иранскими корнями.

Отсюда вывод, что социальная амнезия является важным свойством социальной памяти, обладает весомой ролью в мнемонических процессах общества, требует тщательного изучения.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама