ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Альбрехт Дюрер: эпоха нового мышления

Елена Рачеева :: 14 декабря 2005

Во второй половине XV века, в "сумерках Средневековья", как именовали некогда этот период школьные преподаватели, в Германии пробудился интерес к новым духовным ценностям. Молодые учёные-просветители, художники и поэты несли дерзкие, новаторские идеи, сметающие страх смерти. Старый, средневековый мир терял силу. Ему на смену шла другая жизнь, что часто оборачивалось жестокой схваткой в умах и душах людей.


Искусство Альбрехта Дюрера (1471–1528) знаменует собой эпоху нового искусства Германии, называемую в истории европейской культуры Северным Возрождением. Его главной чертой стал новый идеал человека, основанный на интеллектуальных ценностях, духовной свободе и автономии личности, — идеал, сближавший Север с итальянским гуманизмом.

Дюрер родился в старинном Нюрнберге, в семье ювелира. Обучение он начал у отца, а с пятнадцати лет перешёл в мастерскую известного живописца и гравёра Михаэля Вольгемута. Позже он многое почерпнул из культуры Италии, но тем не менее стал самым гармоничным творцом немецкого Возрождения.

Дюрер — фигура универсальная в европейской культуре того времени: помимо живописи он занимался гравюрой, архитектурой, скульптурой и музыкой. Ему принадлежат выдающиеся научные трактаты об искусстве, стихи. Он первым в Германии избрал путь художественных открытий и новаций.

Его живописные автопортреты, кажется, с почти фотографической точностью фиксирующие облик и внутреннее состояние мастера, как бы отсчитывают ступени его восхождения по пути зрелости. Но есть и другие источники, раскрывающие образ немецкого гения. В его знаменитой "Памятной книжке" имеется запись: "Самое большое чудо, которое я видел за всю свою жизнь, случилось в 1503 году, когда на многих людей стали падать кресты, и особенно много — на детей. Из них я видел один, такой формы, как я потом нарисовал". Художник упоминал комету, которую заметил в небе, записывал свои сновидения, отражавшие и его прекрасные мечты, и ужасы, порождённые умонастроениями времени… Тогда, на рубеже XV–XVI вв., всё было пронизано предчувствием конца мира. Может быть, поэтому люди так часто обращались к древним пророчествам, искали в них новый смысл.

Ранние гравюры и рисунки Дюрера потрясают выраженной в них покорностью судьбе. Не случайно тогда же, в последние годы XV столетия, были созданы его гениальные эсхатологические гравюры к "Апокалипсису" — видения ужасающих событий, космических катастроф, мрачные фантазии в духе средневекового искусства. Звездообразный град низвергается на людей: на богатых и нищих, на императора и Папу, на земледельцев и бродяг, отчаянно стремящихся укрыться в скалах. Огненное бедствие не щадит никого. Шатаются утёсы, небеса и земля сплавляются в единое жуткое целое, некую сверхъестественную катастрофу. В этих изображениях — представление художника о грядущем конце мира. Он ещё полон средневековых страхов; да и позднее эти настроения всплывали не раз.

Двадцати лет от роду Альбрехт Дюрер начал свои странствия по свету. Тогда он покинул родной город почти на четыре года. Сначала, в 1492 г., художник ездил в Кольмар, надеясь увидеть там самого знаменитого в Германии мастера Мартина Шонгауэра и изучить его работы. Шонгауэр принадлежал эпохе поздней готики с её утончённым, изощрённым и "учёным" искусством. Увы, молодой художник не застал маэстро в живых.

В те же годы Дюрер побывал на Верхнем Рейне с его удивительными пейзажами, в швейцарском Базеле — центре тогдашнего книгопечатания и искусства графики, а в 1493 г. — в Страсбурге, где предположительно изучал живопись. Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер открыл мастерскую и вскоре женился на Агнессе Фрей — дочери механика и медника.

В путешествиях он многое открыл для себя. Начал водить дружбу с гуманистами, познал достижения современной живописи и гравюры, познакомился с новыми, критическими сочинениями. Впечатления и мысли он собирал в путевых зарисовках, острых, точных, пронзительных. По ним видно, как менялся его взгляд на мир и человека.

Главным же событием в жизни молодого Дюрера стало путешествие в Венецию. Для этого было несколько причин: с одной стороны — ужасная эпидемия чумы, разразившаяся в Германии в 1495 г., с другой — огромное желание раздвинуть духовные горизонты, изведать непознанное, "иное". В Италии в ту пору буйствовало жизнерадостное ренессансное искусство. Здесь было чему поучиться. Но "уроки Венеции" не сразу вошли в "немецкое" искусство Дюрера, хотя тогда он впервые начал писать обнажённую натуру, вкусил аромат итальянского солнца и оценил грацию златокудрых венецианок.

Небольшая картина "Бегство в Египет" написана им в 1496 г., после возвращения из первого путешествия в Италию. Чудесная живопись ещё полна готических воспоминаний: та же наивная непосредственность героев, поэтичность сцены, предельная жанровая достоверность евангельского сюжета. Изломанные складки развивающихся одежд, почти бесплотные фигуры, скалистый пейзаж — всё это признаки прежней эпохи.

Тогда же был написан знаменитый трёхстворчатый "Дрезденский алтарь" (1496) для Виттенбергской дворцовой церкви. Средняя часть триптиха — Мария с Младенцем. Богоматерь, напоминающая итальянские образы, сдержанная, почти суровая, склонилась в молитвенной позе над спящим Иисусом. Красочная гамма немногословна, господствуют синие и белые тона. Кажется, с ангелами в тишину комнаты проникает тихая нежная музыка. Здесь Дюрер использует и новые художественные средства, воспринятые им во время путешествия в страну Ренессанса, хотя стиль картины ещё вполне северный, немецкий.

Парадный "Автопортрет" (1498) из Музея Прадо (Мадрид) — одна из самых блестящих работ, созданных им в Нюрнберге вскоре после первого путешествия в Венецию. Молодой художник изобразил себя в свободной, гордой позе, скорее свойственной тогда итальянским моделям. На портрете надпись: "Это я живописал по своему образу, когда мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер".

К этому времени художник уже выдержал состязание с итальянскими мастерами, выполнил несколько больших заказов — алтарей для суверенов Европы. Познакомился с итальянскими живописцами и заслужил их похвалу как блестящий гравёр и виртуозный рисовальщик. Тогда же он начал вышеупомянутую знаменитую серию "Апокалипсис", сразу приобретшую огромную популярность.

В "Автопортрете" изысканная богатая одежда подчёркивает одухотворённость и красоту тонкого лица Дюрера, одетого, по моде того времени, в чёрно-белый камзол. Фигура вполоборота выделена светлым контуром на тёмном фоне ниши. В окне видны перспектива романтического горного пейзажа и голубое небо. Гордая осанка, роскошь одеяния, монументальное общее решение композиции и мажорная красочная гамма создают парадное изображение в духе итальянской живописи. Здесь нет скованности души и сумрачного аскетизма цвета. Это атрибуты портрета нового типа, на котором представлен волевой, но страстный человек, уверенный в своём таланте. В Германии подобные портреты тогда не писал никто. Дюрер первым из немецких художников изобразил себя патрицием, а не скромным ремесленником, каковыми тогда считались его собратья по цеху. Поэтому именно в "Автопортрете" Дюрер предстаёт своего рода символом немецкого Возрождения, фигурой универсальной, человеком духовной свободы и гуманистических идеалов.

После второго путешествия в Италию в начале 1500 г., окончательно сформировавшего его творческий метод, Дюрер написал знаменитый "Портрет венецианки" (1505), хранящийся ныне в венском Музее истории искусства. Мрачная напряжённость души художника ушла в прошлое. Пронизанная светом картина словно светится изнутри, как и сама юная красавица. Она близка женским образам Джорджоне, созерцательным и мечтательным. Как и великий итальянец, Дюрер сумел передать настроение своей модели, едва уловимое, подобное чудному сну. Сходство заметно и в композиции портрета — можно вспомнить "Лауру" Джорджоне из того же венского музея. Такой же "формат", поворот фигуры, полуопущенная голова, напряжённый взгляд живых глаз.

Живописное решение портрета тоже вполне "итальянское". Прежние жестковатые контуры рисунка смягчаются, линии становятся свободнее, формы — объёмнее, цвет обретает тончайшие нюансы. Кажется, воздух Венеции окутывает трепетный и поэтичный образ женщины. Тем не менее картина сохраняет индивидуальную дюреровскую манеру. Его линии всё-таки острее, чем у южных собратьев, характеристика модели пронзительнее и экспрессивнее. Поток света, озаряющий лицо женщины, высвечивает её духовное и психологическое состояние. Красочная гамма сдержанна, однако красива и близка к "венецианцам": в живописи господствуют тёплые золотистые, коричневые тона.

Этот портрет любопытен и тем, что в художественной характеристике женщины Дюрер впервые подчёркивает такие её черты, как душевную мягкость, изящество и чувственную грацию. Это уже идеал эпохи Северного Возрождения.

Довольно большой, высотой 210 см, диптих "Адам и Ева" (1507) из мадридского Музея Прадо создан Дюрером в период интенсивного изучения перспективы и пропорций человеческой фигуры. Эти две створки стали в немецком искусстве первым изображением (да ещё в столь монументальном формате) обнажённой натуры. Европейские художники обычно представляли традиционный сюжет об Адаме и Еве как историю первородного греха. Сорвавшие запретный плод с древа познания прародители человечества были изгнаны из чудесного райского сада, осуждены на тяжкий труд и невзгоды, и с тех пор над всем родом человеческим тяготеет бремя греха.

Дюрер использовал библейский сюжет иначе. У него это гимн во славу юных существ, созданных по образу и подобию Божию. Во всяком случае, так он записал в своём дневнике. Адам и Ева Дюрера воплощают идеальный образ человека, хотя и не совпадают с итальянским классическим каноном. Мускулистый юноша Адам — счастливое и беззаботное дитя природы. Лицо первого человека кажется портретным — уж очень "конкретны" его черты и вопрошающий смелый взгляд. Адам сдержан и подобен прекрасному принцу. Ева с золотистыми волосами грациозна и естественна. Её немного томный облик полон земного очарования. Она в большей степени воплощает немецкий типаж и идеал северной красоты.

Округлые формы фигур, их объём — свидетельство нового подхода к изображению обнажённого человека в немецком искусстве. При этом художник вытягивает обе фигуры, придавая им лёгкий изгиб. В таком показе натуры есть что-то от старой традиции с её приоритетом силуэта и контура. Однако Дюрер не уподобляет свои картины геометрической схеме и отказывается от условности образов, как это получилось в его гравюре с теми же героями несколькими годами раньше. Теперь царит живопись. Адам и Ева, выступающие из тёмного фона, представлены в свободном движении, они светятся, озаряя окружающее их пространство. Мягкие, тёплые краски наложены тонкими просвечивающими слоями, прозрачные тени скользят по поверхности тел.

На этом полотне можно обнаружить табличку с надписью: "Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после Рождества Богородицы в 1507 году". То был один из самых плодотворных периодов в творчестве мастера.

В 1513 г. Дюрер выполнил гравюру на меди "Рыцарь, Смерть и Дьявол" — это одна из самых знаменитых его работ. В "Дневнике" художника есть молитва, написанная им самим после казни лидера Реформации Мартина Лютера: "О, Боже на небесах, сжалься над нами, о, Господи Иисусе Христе, заступись за твой народ, освободи нас вовремя… О, вы, набожные христиане! Помогите мне достойно оплакать этого человека, исполненного духа Божия, и просите, чтобы Бог послал нам другого просветлённого человека. О, Эразм Роттердамский, где ты? Посмотри, что творит неправедная тирания мирского насилия и сил тьмы! Слушай, рыцарь Христов, выезжай вперёд рядом с Господом Христом, защити правду, заслужи мученический венец". Сюжет трактата Эразма Роттердамского "Руководство для воина Христова" (1503) Дюрер использовал для создания гравюры, которую он сам называл "Всадник".

Великий гуманист написал не столько теологический труд, сколько морально-этическое наставление. Эразм призывает воина не бояться трудностей на пути к "небесному замку", даже если он повстречает страшных призраков. Собственно, именно эти слова и вдохновили художника на создание "Рыцаря…", символизирующего истинного христианина.

Дюрер изобразил сурового рыцаря в максимилиановских доспехах верхом на боевом коне. Всадника, спокойно сидящего в седле, сопровождают мохнатая собака — символ верности и зловещие фигуры Смерти и Дьявола. Они корчатся, угрожают, пытаются сбить бесстрашного рыцаря с пути. Злобная Смерть изображена на тощей кляче с песочными часами в руке, символизирующими краткость человеческой жизни. Дьявол представлен в обличье рогатого зверя. Однако всадник, минуя призраков, продолжает путь. Не оглядываясь, как сказано в трактате Эразма Роттердамского — "non est fas vespicere" ("нельзя оглядываться"), он непоколебимо движется к только ему ведомой цели. Вера, убеждённость в своей правоте придают ему смелости в этом мрачном ущелье.

Гравюра Дюрера полна аллюзий. Духовная атмосфера бурной эпохи Реформации с насилием, заблуждениями, жёсткой позицией Церкви пробуждала в умах людей того времени скептицизм и сомнения. Потому так громко заявлена здесь вера художника в живое слово Христа, олицетворяющее истину и вечное блаженство. Так расшифровывается эта гравюра, на изучение которой исследователи потратили немало времени. В монументальный образ рыцаря, одержимого в своём целеустремлённом движении, художник вложил глубокий смысл. Для него это человек новой эпохи, с новыми внутренними качествами, убеждениями и твёрдостью духа.

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" принадлежит к числу трёх так называемых "Meisterstiche" (мастерских гравюр) Дюрера, не связанных единым сюжетом. Две другие — знаменитые "Меланхолия" и "Святой Иероним в келье" также наполнены глубокой христианской символикой. Они, с одной стороны, отразили развитие общественной мысли в тогдашней Германии, а с другой — запечатлели духовную близость Дюрера с великими гуманистами своего времени.

После возвращения из Италии состоялось знакомство Дюрера с Максимилианом I, императором Священной Римской империи. Видимо, тогда же он начал работать на суверена. От Максимилиана художник получил невиданную привилегию — ежегодное пособие из имперской казны в 100 гульденов, что значительно облегчало жизнь, но и ставило в зависимость от могущественного заказчика. Тем не менее "служба" продолжалась до 1519 г. — до смерти императора. С уходом мецената пособие было потеряно. Полтора года спустя художник решает отправиться на торжества по случаю коронации наследника Максимилиана — внука Карла — с целью добиться подтверждения привилегии. В 1520 г. с женой и служанкой уже знаменитый мастер едет в Нидерланды. Путешествие подарило обилие впечатлений, воплотившихся во множестве зарисовок. Альбомы Дюрера этого периода переполнены шедеврами. Создаёт он и живописные работы, главным образом портреты (Реформация лишила художников заказов на большие алтарные картины).

Этому периоду принадлежит известный "Портрет молодого человека" (1521) из Дрезденской картинной галереи. О том, что он написан во время путешествия в Нидерланды, мы узнаём из путевого дневника. Художник записал, что его модель — Бернхард фон Реезен, родом из почтенной данцигской семьи купцов. Дрезденский портрет — яркий пример того, как изменилась манера Дюрера. Изображение стало намного рельефнее, на лице появляются тончайшие прозрачные тени, фигура господствует в пространстве картины. Её новый герой — олицетворение энергии, отваги, внутренней раскрепощённости; он уже не угнетён страхом смерти или видениями Апокалипсиса. Однако в проницательном, напряжённом взгляде Бернхарда фон Реезена сквозит тревога. Яркий поток света, озаряющий его лицо, и красный цвет, контрастирующий с чёрной одеждой, насыщают экспрессией духовную и психологическую характеристику молодого человека.

Так в творчестве зрелого Дюрера формируется идеал новой эпохи. Образ молодого купца — воплощение воли и интеллекта, но и отражение духовных и социальных бурь того времени. "Портрет молодого человека" доносит до нас мятежный дух борьбы, крушение основ общества Северной Европы XVI в.

В Нидерландах Дюрер не только вернул свою финансовую привилегию, но и лично познакомился с лучшими живописцами этой страны, с Эразмом Роттердамским, великим мыслителем и остроумным писателем.

В последние годы жизни художник посвящал много времени теоретическим занятиям и сочинению трактатов об искусстве. Главной своей идеей он провозгласил бескомпромиссный реализм: "Чем точнее соответствует твоё произведение жизни, тем оно кажется лучше".

Ещё из кредо немецкого гения: "Но постигнуть суть этих вещей позволяют жизнь и природа. Поэтому присматривайся к ним внимательно… не уклоняйся от природы в надежде, что ты мог бы найти лучшее сам, ибо ты обманешься… поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им".

Дюрер приходит к дерзкому для того времени выводу: красота природы и красота произведения живописи или графики — не одно и то же. Во власти художника превратить грубое и обыденное в жизни в прекрасное творение искусства… †


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /