Носи я шляпу, непременно снял бы ее перед Ридли Скоттом режиссером "Царства небесного". Он показал Средневековье времен крестовых походов таким, каким его давно хотелось увидеть. Рискну предположить, что таким, каким оно было на самом деле насколько это "на самом деле" возможно перенести на пленку.
Помню первый момент, с которого я начал верить. Отец главного героя Балиана (Орландо Блум) Годфри де Ибелин снял ножны с мечом и в задумчивости прислонил их к перилам дома сына. Правильно. Не таскать же меч с собой по дому, куда ты приехал серьезно поговорить. Затем было еще несколько эпизодов, завлекающих: "Смотри, вот Франция XII века, они так разговаривают и так действуют". Но окончательно Ридли Скотт покорил, когда началась Палестина. Уже сам путь в нее, всерьез объясненный рыцарем Балиану, вызвал уважение: "Сначала по землям итальянцев, затем народов, говорящих на других языках". Это вам не чартерный авиарейс, даже не автопробег Париж Дакар. Палестина это песни и ветры, ветры и песни. Выброшенный волной на берег Балиан быстро усваивает это, сражаясь за коня с сирийцем, который просто хотел "наехать" на жертву кораблекрушения и отобрать бесхозную скотину по праву наглого.
В Иерусалим Балиан отправился, чтобы получить искупление смертного греха: он убил священника, уличив того в краже крестика с шеи покойной жены Балиана. "Я убил человека" , говорит Годфри де Ибелину сокрушенный Балиан. "Кто не убивал?... " отвечает рыцарь, не один год отмахавший мечом в святой земле. На подступах к ней крестоносцев ожидают монахи, которые на манер зазывал обещают то самое царство небесное всем, кто решился воевать сарацин. У одного-того, что крупно показали зрителю вид типичного кликуши. Непонятно, верит ли он сам в то, что говорит, но помешан определенно. И рыцари в большинстве своем не слишком обращают на него внимание: те, кто верит, в пропаганде не нуждаются остальные приехали наживать капитал, драться, а то и заводить семью и хозяйство. Балиану на латинском Востоке оставлен отцом дом, слуги, короче усадьба и крепостные, но он не спешит вступать в права хозяина. (Кстати, на родине Балиан всего лишь кузнец: то, что он сын рыцаря Годфри, а не мужа своей матери, Балиан узнает вместе со зрителем в начале фильма.) Он прибыл в Святую землю не за этим, а чтобы ему явился Бог.
На базаре выспрашивает дорогу на Голгофу и проводит там почти сутки. Что испытывал средневековый верующий человек на месте распятия Христа? Думаю, примерно то же, что и современный, если бы он не летел самолетом и не ехал на авто, а пробирался к Голгофе, рискуя жизнью и здоровьем. Христос не является Балиану, и тот решает, что Бог оставил его, а посему принимает на себя роль рыцаря, уготованную ему рыцарем-отцом.
Дальше на сцену выходит госпожа История. Здесь важно, что практически все герои фильма исторические персонажи. Причем они взяты не так, как это делал гениальный Дюма-отец, считавший Историю гвоздем, на который он вешал свой плащ. Нет, герои Ридли Скотта ведут себя соответственно скупым данным, оставленным немногочисленными источниками. И прокаженный король Иерусалимский Болдуин, по-настоящему великий, и следующий за ним король Гвидо, и его жена и сестра Болдуина Сибилла, и поставивший рыцарское благородство на службу государственным интересам предводитель мусульман курд Саладин, и сеньор-разбойник Рене де Шатильон все они оживлены гением Ридли. И, во-первых, потому, что это сделано классно, а во-вторых, потому, что выбирать не из чего (так, В. Чапаев это актер Бабочкин).
Я верю Ридли Скотту, я принимаю это время и этих людей. Долго не мог представить, как полувеком позже в преддверии альбигойских войн официальный предводитель альбигойцев граф Раймунд Тулузский (в тогдашней Франции он занимал место покруче, чем губернатор у нас при Ельцине что-то вроде президента Татарстана) позволил папским легатам стегать себя плеткой, чтобы отсрочить войну. Теперь, когда увидел, как кровожадный Рене, убивавший для удовольствия, целует язвы на руке прокаженного короля Болдуина и получает от него плеткой по шее, стал лучше понимать тех людей и то время. Еще после "Трои" слышал недовольное: "Американцы присваивают себе чужую историю!" А история не застывший камень, история принадлежит отважным и талантливым, рискующим посягать на нее, несмотря ни на чьи точки зрения и договоренности. Да здравствует американское кино! Отныне ему принадлежат и 1180-е годы крестоносных войн.
И все-таки об ином сюжете "Царства небесного" , нежели экранизация истории. Кто же такой этот рыцарь Балиан, так умело сыгранный Орландо Блумом, что временами просто не узнаешь этого бледного Леголаса из "Колец" и чуть более яркого Париса из "Трои"? К слову, персонаж тоже исторический Балиан де Ибелин руководил обороной Иерусалима (правда, несколько месяцев, а не дней, как в фильме) и оставил город, договорившись с Саладином, что тот не тронет жителей. Впрочем, те, кто не смог откупиться, все-таки попали в рабство.
Кино не случайно названо "Царство небесное" (Не путать с Палестиной!). Балиан Ридли Скотта христианин. Если вы думаете, что это и так очевидно, я уточню это единственный христианин из всех, кто показан в кино. Остальные персонажи-рыцари только придерживаются христианского вероисповедания. Балиан живет по-христиански. Чувствуете разницу?
Жить по-христиански очень трудно. Вопреки бытующему мнению, это почти невозможно и совершенно непредставимо. И тем не менее есть люди, которые так живут. Первая реплика Балиана, когда его вербуют в поход, звучит примерно так: "Зачем, если этим не сделать мир лучше?" И отправляется в Иерусалим, чтобы искупить смертный грех убийство, совершенное в ярости. Если бы на то была Божья воля, он бы сдался представителям властей. Но солдаты объявившегося отца-рыцаря защищают его от стражи.
Балиан христианин с мечом. Благодаря неверно понятой притче "подставь другую щеку" и толстовскому "непротивлению злу насилием" , у нас сложилось искаженное понятие об истинном христианине как о каком-то забитом пацифисте. Напротив, христианин это скорее добро с кулаками. Он готов защищать и свое тело, как сосуд духа, и тела и души своих ближних. Потому Балиан и бросается с малым отрядом наперерез мусульманской коннице. Не рыцарской удали ради, а чтобы дать время людям укрыться в замке. Было в его жизни и настоящее искушение. Умирающий Болдуин предлагал ему стать королем и мужем своей сестры Сибиллы (любовь между ними уже вспыхнула), для чего всего-навсего Балиан должен был дать согласие на убийство своего соперника, ненавидевшего его Гвидо, к тому же подсылавшего к нему наемных убийц.
"Маленькое зло ради большого добра" , как сказала Сибилла. Рыцарь отказывается. И побеждает. Неизвестно, что было бы, стань он королем. А так он спас жителей Иерусалима и Сибилла уезжает с ним во Францию. Кстати, его история еще раз поясняет миссию Христа. Вот говорят: "Он пришел с любовью, а Его за это распяли". Дескать, может, с этими людьми иначе нельзя и надо было поддаться искушению и сделаться их царем. Не поддался все равно убили. Да нет же! Он победил, а те, кто Его распяли проиграли. А современным людям, не участвовавшим в распятии, не стоит спешить раскаиваться в этом грехе. Каждому хватит и своих.
Перед смертью Годфри де Ибелина, только что посвятившего Балиана в рыцари, священник спрашивает: "Вы раскаиваетесь в своих грехах?" Напомню, что Балиан его незаконный отпрыск (как изящно выразился Годфри, посвящая сына в тайну его рождения: "Это произошло не по ее воле, но я не принуждал твою мать"). Годфри отвечает: "Раскаиваюсь во всех грехах, кроме одного". И как он мог раскаяться, если результат греха стоял прямо перед ним? Говорить-то все мастаки, а раскаиваться и не думают. Есть грехи, которые мы вынуждены забирать с собою на тот свет. Это еще один из уроков "Царства небесного".
27.05.2005
Источник: Берег (Воронеж)