ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Царство и небеса"

Виктор Лиходзиевский :: 31 мая 2005

Носи я шляпу, непременно снял бы ее перед Ридли Скоттом – режиссером "Царства небесного". Он показал Средневековье времен крестовых походов таким, каким его давно хотелось увидеть. Рискну предположить, что таким, каким оно было на самом деле – насколько это "на самом деле" возможно перенести на пленку.

Помню первый момент, с которого я начал верить. Отец главного героя Балиана (Орландо Блум) Годфри де Ибелин снял ножны с мечом и в задумчивости прислонил их к перилам дома сына. Правильно. Не таскать же меч с собой по дому, куда ты приехал серьезно поговорить. Затем было еще несколько эпизодов, завлекающих: "Смотри, вот Франция XII века, они так разговаривают и так действуют". Но окончательно Ридли Скотт покорил, когда началась Палестина. Уже сам путь в нее, всерьез объясненный рыцарем Балиану, вызвал уважение: "Сначала по землям итальянцев, затем – народов, говорящих на других языках". Это вам не чартерный авиарейс, даже не автопробег Париж – Дакар. Палестина – это песни и ветры, ветры и песни. Выброшенный волной на берег Балиан быстро усваивает это, сражаясь за коня с сирийцем, который просто хотел "наехать" на жертву кораблекрушения и отобрать бесхозную скотину по праву наглого.

В Иерусалим Балиан отправился, чтобы получить искупление смертного греха: он убил священника, уличив того в краже крестика с шеи покойной жены Балиана. "Я убил человека" , – говорит Годфри де Ибелину сокрушенный Балиан. "Кто не убивал?... " – отвечает рыцарь, не один год отмахавший мечом в святой земле. На подступах к ней крестоносцев ожидают монахи, которые на манер зазывал обещают то самое царство небесное всем, кто решился воевать сарацин. У одного-того, что крупно показали зрителю – вид типичного кликуши. Непонятно, верит ли он сам в то, что говорит, но помешан определенно. И рыцари в большинстве своем не слишком обращают на него внимание: те, кто верит, в пропаганде не нуждаются – остальные приехали наживать капитал, драться, а то и заводить семью и хозяйство. Балиану на латинском Востоке оставлен отцом дом, слуги, короче – усадьба и крепостные, но он не спешит вступать в права хозяина. (Кстати, на родине Балиан всего лишь кузнец: то, что он сын рыцаря Годфри, а не мужа своей матери, Балиан узнает вместе со зрителем в начале фильма.) Он прибыл в Святую землю не за этим, а чтобы ему явился Бог.

На базаре выспрашивает дорогу на Голгофу и проводит там почти сутки. Что испытывал средневековый верующий человек на месте распятия Христа? Думаю, примерно то же, что и современный, если бы он не летел самолетом и не ехал на авто, а пробирался к Голгофе, рискуя жизнью и здоровьем. Христос не является Балиану, и тот решает, что Бог оставил его, а посему принимает на себя роль рыцаря, уготованную ему рыцарем-отцом.

Дальше на сцену выходит госпожа История. Здесь важно, что практически все герои фильма – исторические персонажи. Причем они взяты не так, как это делал гениальный Дюма-отец, считавший Историю гвоздем, на который он вешал свой плащ. Нет, герои Ридли Скотта ведут себя соответственно скупым данным, оставленным немногочисленными источниками. И прокаженный король Иерусалимский Болдуин, по-настоящему великий, и следующий за ним король Гвидо, и его жена и сестра Болдуина – Сибилла, и поставивший рыцарское благородство на службу государственным интересам предводитель мусульман курд Саладин, и сеньор-разбойник Рене де Шатильон – все они оживлены гением Ридли. И, во-первых, потому, что это сделано классно, а во-вторых, потому, что выбирать не из чего (так, В. Чапаев – это актер Бабочкин).

Я верю Ридли Скотту, я принимаю это время и этих людей. Долго не мог представить, как полувеком позже в преддверии альбигойских войн официальный предводитель альбигойцев граф Раймунд Тулузский (в тогдашней Франции он занимал место покруче, чем губернатор у нас при Ельцине – что-то вроде президента Татарстана) позволил папским легатам стегать себя плеткой, чтобы отсрочить войну. Теперь, когда увидел, как кровожадный Рене, убивавший для удовольствия, целует язвы на руке прокаженного короля Болдуина и получает от него плеткой по шее, стал лучше понимать тех людей и то время. Еще после "Трои" слышал недовольное: "Американцы присваивают себе чужую историю!" А история не застывший камень, история принадлежит отважным и талантливым, рискующим посягать на нее, несмотря ни на чьи точки зрения и договоренности. Да здравствует американское кино! Отныне ему принадлежат и 1180-е годы крестоносных войн.

И все-таки об ином сюжете "Царства небесного" , нежели экранизация истории. Кто же такой этот рыцарь Балиан, так умело сыгранный Орландо Блумом, что временами просто не узнаешь этого бледного Леголаса из "Колец" и чуть более яркого Париса из "Трои"? К слову, персонаж тоже исторический – Балиан де Ибелин руководил обороной Иерусалима (правда, несколько месяцев, а не дней, как в фильме) и оставил город, договорившись с Саладином, что тот не тронет жителей. Впрочем, те, кто не смог откупиться, все-таки попали в рабство.

Кино не случайно названо "Царство небесное" (Не путать с Палестиной!). Балиан Ридли Скотта – христианин. Если вы думаете, что это и так очевидно, я уточню – это единственный христианин из всех, кто показан в кино. Остальные персонажи-рыцари только придерживаются христианского вероисповедания. Балиан живет по-христиански. Чувствуете разницу?

Жить по-христиански очень трудно. Вопреки бытующему мнению, это почти невозможно и совершенно непредставимо. И тем не менее есть люди, которые так живут. Первая реплика Балиана, когда его вербуют в поход, звучит примерно так: "Зачем, если этим не сделать мир лучше?" И отправляется в Иерусалим, чтобы искупить смертный грех – убийство, совершенное в ярости. Если бы на то была Божья воля, он бы сдался представителям властей. Но солдаты объявившегося отца-рыцаря защищают его от стражи.

Балиан – христианин с мечом. Благодаря неверно понятой притче "подставь другую щеку" и толстовскому "непротивлению злу насилием" , у нас сложилось искаженное понятие об истинном христианине как о каком-то забитом пацифисте. Напротив, христианин – это скорее добро с кулаками. Он готов защищать и свое тело, как сосуд духа, и тела и души своих ближних. Потому Балиан и бросается с малым отрядом наперерез мусульманской коннице. Не рыцарской удали ради, а чтобы дать время людям укрыться в замке. Было в его жизни и настоящее искушение. Умирающий Болдуин предлагал ему стать королем и мужем своей сестры Сибиллы (любовь между ними уже вспыхнула), для чего всего-навсего Балиан должен был дать согласие на убийство своего соперника, ненавидевшего его Гвидо, к тому же подсылавшего к нему наемных убийц.

"Маленькое зло ради большого добра" , как сказала Сибилла. Рыцарь отказывается. И побеждает. Неизвестно, что было бы, стань он королем. А так – он спас жителей Иерусалима и Сибилла уезжает с ним во Францию. Кстати, его история еще раз поясняет миссию Христа. Вот говорят: "Он пришел с любовью, а Его за это распяли". Дескать, может, с этими людьми иначе нельзя и надо было поддаться искушению и сделаться их царем. Не поддался – все равно убили. Да нет же! Он победил, а те, кто Его распяли – проиграли. А современным людям, не участвовавшим в распятии, не стоит спешить раскаиваться в этом грехе. Каждому хватит и своих.

Перед смертью Годфри де Ибелина, только что посвятившего Балиана в рыцари, священник спрашивает: "Вы раскаиваетесь в своих грехах?" Напомню, что Балиан – его незаконный отпрыск (как изящно выразился Годфри, посвящая сына в тайну его рождения: "Это произошло не по ее воле, но я не принуждал твою мать"). Годфри отвечает: "Раскаиваюсь во всех грехах, кроме одного". И как он мог раскаяться, если результат греха стоял прямо перед ним? Говорить-то все мастаки, а раскаиваться и не думают. Есть грехи, которые мы вынуждены забирать с собою на тот свет. Это еще один из уроков "Царства небесного".

27.05.2005

Источник: Берег (Воронеж)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама