В России сегодня мало православных публицистов, которых с одинаковым интересом читали бы атеисты и верующие, иудеи и мусульмане, либералы и консерваторы. В России вообще мало православных публицистов, ибо многим кажется, что это оксюморон. Горячий снег. Православный — значит не публицист, и наоборот
Андрею Кураеву исполняется сорок лет. Мало кто столько сделал, чтобы вернуть русскому православию его пламенную, воинствующую сущность и даже некоторый азарт сражения. Немногие могут похвастаться такими дружными, сосредоточенными атаками, какие выпадали на долю Кураева и слева, и справа. Философ, писатель, проповедник, миссионер, диакон Андрей Кураев — наш сегодняшний гость. Есть примета — не отмечать сорокалетие, православному человеку до примет нет дела.
"Мертвые голосуют, как крестьяне, — крестами"
— Вы называете себя инквизитором. Почему?
— Я считаю, что работа инквизитора — очень достойная работа. При одном условии — чтобы за спиной у него не маячило государство. Слово "инквизитор" вообще обозначает "исследователь". Это человек, который исследует некие вновь появляющиеся тексты, чтобы установить меру их соответствия церковной традиции. Одно дело, когда человек высказывает свои суждения, в том числе критические. Это может просто не соответствовать истине. Но если человек хочет говорить не только о Церкви, но и от имени Церкви, возникает вопрос: соответствуют ли его представления реальной вере. И вот здесь и должна играть свою роль церковная цензура, или инквизиция. В петровское время, между прочим, специальным указом функции инквизиции были возложены на Славяно-греко-латинскую академию, из которой потом выросли, с одной стороны, Московская духовная академия, с другой — Московский императорский университет. Так что в этом смысле инквизиция стояла у истоков российской науки. В этой работе нет ничего странного. Мы сейчас живем в бесцензурную эпоху: нет церковной цензуры, нет и государственной. А самое страшное, что нет внутренней. Нет цензуры традиции, когда человек понимает, что он впитал некоторые церковные предрассудки. Предрассудки — то, что "перед рассудком", эталон поведения, реакции, идеи — все, что он воспримет еще до того, как начал работать его личный критический разум. О современных церковных людях можно сказать словами Андрея Вознесенского: "расформированное поколение, мы в одиночку к истине бредем". И в этих условиях часто приходится идти на личные неприятности и говорить неприятные вещи. Как сказано в сказке про Гарри Поттера, иногда самое большое мужество нужно для того, чтобы не соглашаться с друзьями.
* * *
— Если человек последовательно придерживается либеральных ценностей — означает ли это, что он обречен противостоять Церкви?
— Сейчас настолько все запуталось, никто уже не возьмется объяснять, что такое либеральные ценности, и где, собственно, государство. Даже в самой Церкви это неясно. И неслучайно в Церкви в последние годы набирает силу антигосударственническая риторика — протесты против переписи населения, против введения новых паспортов, против присвоения налоговых номеров. Это ведь настоящая революция в церковной истории, только на нее почему-то не обращают внимания. Церковь, которая всегда поддерживала любые формы усиления государственной власти, сейчас в своем массовом сознании — а нередко даже на уровне официальных заявлений — начинает подчеркивать эту разницу. И связано это не с пробуждением либерального мышления, а прежде всего с тем, что государство теряет национальные черты, национальный статус. По мере того как государство превращается все более и более в колониальную администрацию в так называемом новом мировом порядке. И совершенно естественно рождается вопрос, в какой мере христианин должен поддерживать действия колонизаторов. Одно дело — благословлять людей с оружием, когда это оружие в руках армии, когда это оружие защищает границы страны, и совсем другое — когда МВД держит под ружьем большее количество людей, чем все Вооруженные силы. Получается, что Россия собирается воевать со своим народом. Здесь уже возникает вопрос, должны ли мы приходить в восторг от подобной перспективы.
Консерватор 11 февраля 2003 г.
/вся статья/