Архиепископ Вестминстерский кардинал Кормак Мерфи-О’Коннор призвал верить в Церковь в Европе в своей речи, которую он произнес 25 мая на закрытии цикла конференций, озаглавленного "Вера в Европе?".
Среди ораторов, следовавших друг за другом на вечерних встречах по средам в кафедральном соборе Вестминстера, фигурируют сэр Боб Гэлдоф, лорд Паттен, президент Ирландии Мэри МакЭлис, теолог Жан Ванье и священник доминиканец Тимоти Рэдклифф.
72-летний кардинал Кормак Мерфи О’Коннор начал свое выступление с рассказа о том сильном впечатлении, которое на него произвел вид переполненной площади св. Петра во время объявления об избрании нового Преемника Петра. На целых три недели мир замер, переживая драму смерти Папы Иоанна Павла II и избрание нового Епископа Рима. "Сколько чудес совершил Господь в те моменты, – сказал британский кардинал. – Нам их не забыть. Неудивительно, что в одной из своих первых речей Папа Бенедикт произнес слова: "Церковь жива!"".
Избирая нового Папу, продолжил архиепископ Вестминстерский, "мы избрали мудрого и святого пастыря, немца, родом из самого сердца нашего старого континента, культура которого пропитана христианством как ни одна другая культура мира".
Кроме того, имя "Бенедикт" обретает особое значение в тот момент, когда будущее веры в Европе стоит под вопросом. Правило Бенедикта, – отметил кардинал, – сыграло огромную роль во время средневековья. Затем, в XVIII веке, Папе Бенедикту XIV пришлось преодолевать скептицизм и рационализм Просвещения, в то время как Бенедикт XV (1914-1922) стал великим созидателем мостов, "тихим голосом, полным сочувствия и мира на континенте, раздираемом на куски ненавистью и насилием, войной и революцией".
Душа континента
Одним из вдохновляющих элементов этих конференций, пояснил кардинал, стало Апостольское обращение Иоанна Павла II "Ecclesia in Europa". Он отметил, что этот документ 2003 года "побуждает нас вновь открыть для себя наши корни, вновь стать тем, кем мы являемся". Иоанн Павел II знал, что, даже если европейская культура и состоит из различных элементов, все равно "у Европы одна единая душа, пропитанная христианской верой, и что отказ от этой души сотрясает наш континент, нанося всем серьезный ущерб".
Поэтому Иоанн Павел II "призвал нас вновь воспрянуть духом, стереть пыль с распятий, уйти на мгновение от шума и суеты и прислушаться к тихому и молчаливому голосу в глубине наших европейских душ".
Кардинал Кормак Мерфи-О’Коннор напомнил затем первые слова документа II Ватиканского собора о Церкви в современном мире, "Gaudium et spes", которые представляют собой его епископский девиз: "Радость и надежда". Этот документ, отметил кардинал, открывается бессмертными словами: "Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих – это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах".
Присоединить к этой радости и этой надежде секуляризированную Европу является задачей для Церкви. Но, как пояснил кардинал, важно делать различие между отдельными видами секуляризма. Есть секуляризм нейтральный, и есть более агрессивный, который не воспринимает справедливого разделения между мирской властью и духовной, и который настроен вражески по отношению к законному присутствию Церкви. Этот агрессивный секуляризм, утверждал кардинал, "предлагает устранить влияние Бога и Его Церкви на гражданское и социальное воспитание".
Светская Европа, признал архиепископ Вестминстерский, внесла значительный вклад в развитие континента, особенно в такие сферы, как наука, образование и техника. Тем не менее, он предостерег, что, "если Европа попытается забыть Бога, и не усвоит великие ценности своего иудейско-христианского предания, она впадет в отчаяние, потому что ей не удастся увидеть дальше себя".
Следовательно, один из важнейших вкладов, который может внести Церковь, заключается в том, чтобы действовать в качестве своеобразного хранителя традиций континента, напоминая Европе о ее христианских корнях и о существовании Бога. Через смерть и воскресение Христа, утверждал кардинал, Европе были явлены достоинство человеческой личности и трансцендентное значение человеческих отношений. Эта тайна о жизни и смерти дала Европе ее душу, ее сердце и ее истинное призвание.
Возвещать Христа
В своей речи кардинал Кормак Мерфи-О’Коннор процитировал также слова, которые кардинал Йозеф Ратцингер написал в 1994 году в книге "Поворотный момент для Европы?". Важно, писал будущий Папа, чтобы "Церковь, или Церкви, прежде всего оставались самими собой. Христиане не должны позволять обращаться с собой, как с орудием для улучшения общества, как того желало бы либеральное государство; в еще меньшей степени они должны оправдываться, приводя в качестве аргумента полезность своей социальной деятельности... Церковь должна делать прежде всего то, что ей свойственно. Она должна исполнять задачу, на которой основана ее идентичность: возвещать о Боге и провозглашать Его Царство".
Потому первостепенной задачей Церкви должно стать проповедование Иисуса Христа, настойчиво подчеркнул архиепископ Вестминстерский. И эта проповедь не может основываться лишь на человеческой мудрости, "но на Духе и Его силе".
Проповедование, пояснил он, должно исходить из провозглашения смерти и воскресения Иисуса Христа. Основываясь на этом, Церковь должна давать ответы на "бесчисленные вызовы и вопросы, которые ставят современная техника и технологический прогресс". Церковь должна рассматривать огромное множество тем, от сексуальной морали до генетики, темы справедливой экономики и мира на планете. Учение по этим темам "должно быть всегда призывом к истинному счастью, призывом быть учениками, живущими в соответствии с истинным смыслом любви".
Кардинал призвал также европейцев переживать свою свободу в духе солидарности, больше обращать внимание на нужды и проблемы ближнего, не замыкаться на самих себе, отгораживаясь стеной благополучия от других народов и континентов, нуждающихся в помощи, в том числе и европейской. Касаясь вопроса технологического прогресса, кардинал сказал, что следует быть осторожными. "Технология должна служить нам, она не должна управлять нами; это мы должны формировать ее согласно человеческим приоритетам, указанным Богом, а не наоборот", – предостерег он.
Тенденция к индивидуализму и свободе, предлагаемой технологией и современным стилем жизни, принесла с собой большую свободу, но также большую опасность, исходящую из абсолютной концепции нашей свободы выбора, нанесшей ущерб сознанию общества, заметил кардинал.
Быть по-настоящему людьми
Подлинная свобода, пояснил кардинал Кормак Мерфи-О’Коннор, начинается с признания, что Бог создал мир и каждого из нас. Из этого следует, что нравственное учение Церкви "является не тем, в чем секуляризированная Европа часто обвиняет его, – что это учение является неким пособием, в котором указывается, что можно делать, а что нельзя, – но это неоценимое руководство, чтобы быть по-настоящему людьми".
Прелат говорил также о необходимости давать христианам возможность пережить в любой форме опыт общинной жизни, что позволило бы им молиться вместе и воспользоваться взаимной поддержкой. Парадоксально, но факт, отметил кардинал, что сегодня многие считают религию скучной. Она же, напротив, говорит о столь драматических вещах, которые редко удавалось воссоздать соответствующим образом на сцене или экране, утверждал он.
Церковь в Европе, и особенно в Великобритании, отметил кардинал, находится в кризисе. Это не кризис распада, скорее это кризис неуверенности, перемен и развития, добавил он. В этот момент Церковь должна "предложить народу правильный выбор, выбор, связанный со спасением: паломничество или смерть; Вавилон или Пятидесятница; отчаяние или счастье".
Мы должны призвать людей искать святости и обратиться к Богу в молитве, сказал в заключение кардинал, добавив, что лишь таким образом мы можем поверить в будущее Церкви в Европе.
Источник: Agnuz