Внешняя политика США во многом определяется идеологией протестантского фундаментализма: великая христианская держава должна взять на себя миссию устроения мирских дел во вселенском масштабе
Наиболее влиятельным в христианском мире фундаменталистским течением является протестантский фундаментализм США, из лона которого вышел сам этот столь модный сегодня термин и который имеет многие миллионы сторонников.
Американский фундаментализм сложился главным образом в южных штатах и набрал силу в особенности среди пресвитериан, баптистов и методистов. Теоретическую платформу фундаментализма заложили так называемые Ниагарские конференции, проводившиеся с
1876 г. протестантскими ортодоксами в противовес либеральной теологии и светскому свободомыслию. На конференциях были определены пять основных принципов, на коих базировался протестантский фундаментализм, в том числе богодухновенность и непогрешимость Библии, божественная природа Иисуса Христа, непорочное зачатие и другие. Широкое распространение это течение получило в начале XX в., после издания и широкого распространения в 1910-1912 гг. 12 выпусков анонимных брошюр под общим названием "The Fundamentals" (разовый тираж 3 млн экз.), в которых отрицалась возможность критики или рационального истолкования Священного Писания: усугубляющаяся порочность человека сделала его неспособным воспринимать Бога разумными средствами, и единственным источником божественной истины осталось библейское откровение.
В этот период большой размах приобретает деятельность фундаменталистских групп, появляются библейские учебные и исследовательские центры. В 1919 г. Всемирная библейская конференция в Филадельфии учредила Всемирную христианскую фундаменталистскую ассоциацию. В 1921-1929 гг. в Арканзасе, Теннесси, Миссисипи и других южных штатах фундаменталисты провели законодательный запрет на преподавание дарвинизма, инициировали "обезьяний процесс" в 1925 г. над учителем Скоп-сом в Даутоне (Теннесси). Правда, здесь же в 1973 г. была проведена поправка к закону, согласно которой дарвинизм должен преподаваться лишь в качестве гипотезы наряду с библейской версией. Великий кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война приостановили наступление фундаментализма, его влияние существенно ослабло. В 1948 г. Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация была преобразована в Международный совет христианских церквей, куда постепенно вошло 140 протестантских церквей многих стран. Новый подъем протестантского фундаментализма наметился в 70-е гг. Ныне позиции протестантского фундаментализма в Америке сильны как никогда. Несмотря на этническую и религиозную пестроту современных США, образцом настоящего американца является так называемый WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый протестант-англосакс). Всем известно, какое влияние имеют американские телепроповедники-протестанты, большинство которых настроено весьма консервативно. Наступательный PR проводит одно из течений внутри протестантского фундаментализма, возникшее на базе концепций Сайруса Скофилда: в XIX в. он выпустил особую Библию с собственными комментариями, которые часто отождествляют с действительно библейскими текстами. Эту Библию прочитали десятки миллионов американцев, и она оказала гигантское влияние на их религиозное мировоззрение. Евангелист Хал Линдси написал книгу "Покойная великая планета" (разошлась тиражом в 18 млн экз.). В ней он предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоком, завершающуюся смертью (от ядерного удара) одной трети всего населения планеты и полным уничтожением русских и арабов. В разное время подобных воззрений придерживались до трети американцев, в их числе и президент Рональд Рейган – горячий приверженец Линдси. Рейган даже приглашал его читать лекции стратегам Пентагона.
Совершенно ясно, откуда почерпнули советники президента Рональда Рейгана и трактовку СССР как "империи зла", и программу реконструкции Америки в качестве "империи добра", озабоченной строительством Нового Мирового Порядка. Кстати, Джордж Буш в 2004 г. получил от американского избирателя мандат на реализацию во многом именно этой программы, чему и предается сегодня со всей своей техасской настырностью. В СМИ как-то вдруг замелькали сообщения о том, что многие лица в высшем эшелоне нынешней американской администрации, включая президента Джорджа Буша, тесно связаны с религиозными кругами, исповедующими помянутую версию протестантского фундаментализма.
Фундаментализм – на марше. Этот марш попытался проанализировать Фрэнсис Фукуяма в работе "Будущее фундаментализма". По его данным, одна пятая часть населения Чили, почти треть населения Гватемалы и четверть населения Южной Кореи являются в настоящее время протестантами. В Сеуле находится крупнейшая в мире община пятидесятников с 500 000 прихожан. К настоящему времени появилось уже большое количество эмпирических социологических исследований тех последствий, к которым привело обращение в протестантизм, в том числе вхождение в общину пятидесятников, населения Латинской Америки. Согласно Фукуяме, проведенные исследования "подтверждают гипотезу Макса Вебера о том, что протестантизм, особенно в своем пуританском (то есть фундаменталистском) варианте, склонен поддерживать капитализм и ценности, необходимые для его экономической и политической модернизации. Фундаментализм протестантов в отличие от собрата на Ближнем Востоке поощряет деполитизацию своих приверженцев, направляя их к решению вопросов благодати и внутреннего спасения". Фукуяма сетует на то, что многие левые (и некоторые католические) критики принимают такой подход за поддержку военно-авторитарного статус-кво. По его просвещенному мнению, неуклонный прогресс в области здравоохранения, образования, роста доходов и развития внутренних связей в общине, сопровождающий обращение в протестантизм, приводит к появлению сильного гражданского общества, а следовательно, к созданию частного "политического пространства", необходимого для функционирования стабильной демократии. "Таким образом, – делает свой вывод гуру из РЭНДа, – в конечном итоге протестантский фундаментализм в третьем мире не только не враждебен демократическим ценностям Запада, но и активно способствует созданию среды, в которой они могли бы процветать". Не враждебен. Что хорошо для американского фундаментализма, хорошо и для всего мира – такова нехитрая мудрость Фрэнсиса Фукуямы.
06.06.2005
Источник: Политический журнал