ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Потребительский тотемизм как форма современного язычества

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Чадаева Анастасия Георгиевна, аспирантка ГАСК :: 09 июня 2005

Сегодня религия как культ, как общее благо, выведена за рамки публичного пространства и становится частным делом. Это связано с тем, что современное общество плюралистично в отношении к религии и не требует от своих членов каких-то особых черт религиозности. Скорее наоборот, любые попытки включения той или иной конфесии в публичное пространство воспринимаются как угроза постмодернистской лояльности и подвергаются этическому запрету. В силу роста социальной динамики сами религии перемешиваются и делятся на новые секты. В этом смысле, религия по сути становится плюралистичной. Современное общество утверждает практику сугубо индивидуального частного религиозного опыта. Таким образом, поле для социального, коллективного опыта освобождается для других, не каноничных форм религиозности, таких как, например, "гражданская религия".

В логике отдельных процессов плюралистичности, фрагментации и децетрации в современном обществе интересно было бы рассмотреть само понятие частного опыта. Часть всегда представляет некоторую долю целого – в этом смысле часть не тождественна индивидуальному или личному. В экономической практике мы используем понятие "частная фирма", субъектность которой определяется хозяином фирмы, и все сотрудники вынуждены её транслировать. В данном случае, мы имеем дело с так называемым групповым частным пространством, в рамках которого, на наш взгляд, и возникает особый тип хозяйственно-укладовой религиозности, определяемой нами как потребительский тотемизм, действующий в условиях потребительского общества.

Тотемами в этом случае оказываются бренды. В логике брендинга человек потребляет не функциональность самой вещи, а её концепт. Потребительский тотемизм проявляется в том, что потребив тот или ином бренд, ты становишься обладателем той или иной сверхвозможности: через молоко "Домик в деревне" – чудесного здоровья, жевательную конфету "Малабар"- сказочного путешествия, сотовую связь "Мегафон" – возможности стать сверхчеловеком и т.д. Таким образом, в основе психологии современного потребления лежит архаическая модель поедания = возрождения, в рамках которой потребление начинает рассматриваться как акт перерождения "энергемы" вещи в потребителе, то есть, будучи потреблённой, сама вещь не исчезает бесследно, а вновь "воскресает" в своём обладателе.

Основными субъектами в футурологической модели рынка являются так называемые потребительские племена – это определённый тип (виртуальной) общности, включающий в себя не только членов фирмы, производящих бренд (как основную ценность товара), но и потребителей бренда, которые в логике престижной экономики начинают идентифицировать себя с ценностью бренда, определять свой социальный статус через бренд. В обществе потребления сам потребительский акт рассматривается в качестве инициационного ритуала, где человек обретает свою идентичность, точнее идентичность своей социальной группы. В этом случае важно подчеркнуть, что каждый потребитель приобретает уникальность того "потребительского племени", тотему которого он поклоняется=потребляет. Внутри потребительского племени создаётся свой особый уклад: своя этика отношений внутри компании – то, что практике называется "кодекс корпоративной этики", своя ритуалистика, мифология, свой язык, свой стиль (dress-code), наконец свой календарь с прописанными торжественными событиями. Технологии современного маркетинга взаимоотношения с потребителями позволяют уже сегодня выстраивать среду, в которой реализовывается описываемый уклад.

Таким образом, вытеснив религию из публичного пространства, тем самым, лишив её свойства тотальности, социум вырабатывает новые типы религиозности, которые могут оказаться в перспективе по настоящему тоталитарными. В этом смысле, постмодернистская плюралистичность оказывается в собственной ловушке.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама