В христианских церквах евангельского исповедания хор часто называют второй кафедрой, а регента — вторым пастором. Вот уже более двадцати пяти лет в Москве плодотворно работает Академия духовной музыки — краеугольный камень в структуре Христианского культурного центра "Логос". Это духовно-просветительское сообщество выросло на почве регентского движения, заявившего о себе ещё в конце 1970-х гг. В те времена воинствующего атеизма регентам приходилось тайно встречаться на частных квартирах. Когда однажды энтузиасты попытались провести семинар регентов в здании московской церкви евангельских христиан-баптистов, туда без промедления нагрянул уполномоченный по делам религий. Увидев группу людей и доску с расчерченным мелом нотным станом, он угрожающе закричал: "Это что за собрание?! Музыкальную школу решили открыть? Прекращайте! Никаких сборищ, кроме службы, тут не должно быть!" И регентам вновь пришлось искать укромные места.
Несмотря на постоянные угрозы и слежку, творческие встречи не прекращались. На подпольные конференции приезжали организаторы музыкально-певческого служения в церквах крупных республиканских городов тогдашнего СССР: Аскольд Белоусов из Тбилиси, киевский регент Василий Анастасьев, Леонид Харлов из Риги, известные эстонские музыканты Алар Каазик и Лео Семлек, одесский регент и композитор Николай Высоцкий, старейший регент из Северодонецка Рувим Каракуц. В Москве гостей обычно встречал студент Академии музыки имени Гнесиных Евгений Гончаренко. Человек верующий, выросший в христианской семье, Евгений Семёнович изведал немало мытарств. Детство и раннюю юность он провёл в Киргизии и Казахстане, куда были сосланы его родители. Евгений и сам за принадлежность к церкви христиан-баптистов не раз оказывался на грани отчисления из музыкальных учебных заведений. "Гнесинку" всё-таки удалось закончить и даже поступить в аспирантуру.
Его специализацией стало симфоническое дирижирование. С большим трудом Евгений нашёл работу в Подмосковье. А в свободное время руководил церковным хором, что приносило ему духовное удовлетворение. Да и хористам новый молодой регент пришёлся по душе. Гончаренко не оставляла мысль о создании регентской школы. Наконец что-то случилось в высоких государственных кабинетах, и в 1979 г. в ответ на многочисленные ходатайства Союз христиан-баптистов получил долгожданное разрешение открыть регентское отделение при заочных библейских курсах. В организации учебного процесса Гончаренко помогали опытные пасторы Михаил Жидков и Павел Савченко. А в том, что касалось практических занятий, неоценимым помощником была супруга Людмила, музыкальный педагог и концертмейстер.
— Студенты приезжали в Москву издалека, оставив дома большие семьи, — вспоминает Людмила Гончаренко. — Все они были, что называется, от сохи, с руками, огрубевшими от физического труда. Учить их дирижированию и основам игры на фортепиано было нелегко, но мы делали это с радостью, потому что видели их искреннее усердие и огромное желание.
Условия для занятий в течение многих лет были "походные". В старом и единственном тогда на всю Москву здании церкви все вспомогательные помещения "уплотнялись" до предела. Студенты и преподаватели ютились в душных комнатушках, получердачных "голубятнях". Часто аудиторией служили небольшая столовая или тесный кабинет редакции церковного журнала. Во время сессий, когда начинались индивидуальные занятия, все этажи заполняла какофония звуков: одни осваивали азы игры на фортепиано, в соседней комнате кто-то разучивал вокализ, другие, расположившись перед зеркалом, сосредоточенно размахивали руками — отрабатывали дирижёрскую "сетку". Стеснённые условия не останавливали приток студентов. Все радовались тому, что есть, ведь процесс подготовки регентов был прерван ещё в конце 1920-х.
Наряду с возобновлением регентского образования Евгений Гончаренко занялся созданием в церкви молодёжного камерного хора и оркестра "Логос". "Логос" по-древнегречески — "слово", а "Слово" с большой буквы — одно из имён Спасителя Христа. В названии отразилась духовно-просветительская направленность служения хора и оркестра: с помощью музыки и пения нести людям Благую весть о Христе. В разнообразных концертных программах звучат отечественная и зарубежная классика, афроамериканские спиричуэлс, произведения современных композиторов.
С приходом эпохи перемен коллектив успешно развивал концертную деятельность и за пределами церковных стен, в столичных и провинциальных театрах и Домах культуры.
— После нашего выступления в Центральном Доме Советской Армии ко мне подошёл высокопоставленный офицер, художественный руководитель армейского театра. Он был растроган, из глаз текли слёзы. Этот офицер сказал, что никогда не видел таких одухотворённых, просветлённых лиц и не слышал таких, берущих за душу, песен. А когда мы пели в Доме учёных, на сцену поднялся седовласый академик, выразил благодарность и пригласил приезжать чаще, — рассказывает Евгений Семёнович.
Тогда, на заре "перестройки", на основе регентской школы и музыкально-певческого коллектива Гончаренко и организовал Христианский культурный центр "Логос". Вскоре центр вошёл в Международную Ассоциацию творческой интеллигенции "Мир культуры", у истоков которой стояла духовная элита: академики Дмитрий Лихачёв и Сергей Аверинцев, писатели Андрей Битов и Игорь Золотусский, композиторы Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, митрополит Минский и Белорусский Филарет, митрополит Волокаламский и Юрьевский Питирим. В "гостиных", которые Ассоциация устраивала в Рахманиновском зале Московской консерватории, представители "Логоса" не раз становились основными действующими лицами.
Сейчас, когда "Логос" и действующая при нём Академия духовной музыки базируются в новом просторном здании Второй московской церкви христиан-баптистов, здесь на музыкальных вечерах и всевозможных лекториях часто встречаются служители Церкви и служители науки, литературы, искусства. "Я чувствую себя здесь как дома, — сказал на одном из вечеров, посвящённых духовным исканиям Гоголя, литературный критик и публицист Игорь Золотусский. — Я вижу, что здесь мои друзья и внимательные слушатели с чуткой душой". О современных научных и общечеловеческих проблемах не раз вёл популярные беседы член Российской Академии наук, крупнейший специалист по информационным технологиям американец Джон Проктор.
"Логос" много лет сотрудничает с творческим дуэтом из США — Роном и Патрицией Оуэнс. Эта супружеская пара создаёт библейские мистерии. Рон пишет тексты, а Патриция — музыку. Одно из больших произведений взяли в свой репертуар хор и оркестр "Логос". Это пасхальная музыкальная драма "Оплачено сполна", органический сплав музыки и слова. Впервые это захватывающее действо "Логос" с помощью режиссёра Елены Шумской поставил в Москве на сцене драматического театра им. А. С. Пушкина. Потом были гастроли в Санкт-Петербурге, Омске… Рон Оуэнс разносторонне одарён, обладает прекрасными вокальными данными, участвует в крупных международных фестивалях христианской музыки и пения. Он с жаром проповедует Евангелие, читает в Академии духовной музыки лекции по литургике. Недавно вышел сборник его христианских стихов на русском языке, в переводе Марины Кудимовой (читателям "Истины и Жизни" она известна как автор замечательного цикла рассказов, публиковавшихся в нашем журнале: см. №№ 2–11 за 2000 г. — Ред.). Американская киностудия будет создавать фильм по книге Рона "Они не могли остановить музыку" — о гибели в сталинском ГУЛАГе талантливого скрипача Большого театра, регента и проповедника Георгия Слесарева.
— В наше время глобализации от нас требуется особенно чуткое и внимательное отношение к отечественному культурному наследию. Лишь опираясь на традиции, понимая их сущность и значение, мы можем развиваться в правильном направлении. Здоровая традиция рождает новые явления, образуя единый поток, — считает Евгений Гончаренко.
Для него это не просто слова. Последние годы Гончаренко работает над докторской диссертацией на тему: "Музыкальная культура российских евангельских христиан-баптистов", сочиняет кантаты, пишет статьи о жизни и творчестве наших церковных композиторов. По его инициативе центр "Логос" издаёт одноимённый журнал, нотные сборники духовных песнопений, учебные пособия для руководителей церковных хоров и оркестров, труды российских богословов и проповедников. Проповедовать Истину, петь Евангелие — цель тружеников Христианского культурного центра "Логос". Выпускников этой своеобразной творческой мастерской можно встретить не только в разных краях России и странах СНГ, но и в США и Канаде. †