ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Реабилитация "назарейцев"

Светлана Семенова :: 23 июня 2005

Экспозиция религиозной живописи во Франкфурте

В последнее время в Германии все чаще вспоминают об искусстве XIX столетия. Здесь снова возник интерес к литературе, музыке и живописи эпохи, в которой боролись между собой классицизм и романтизм. Доказательством этого стала необычная популярность выставки художников-"назарейцев" "Религия создает искусство" во франкфуртской галерее "Ширм" Их живопись вызвала множество дискуссий об удивительной новизне бывших авангардистов. В начале XIX века это слово еще не успели изобрести. Но "назарейцев" сейчас называют именно так. Молодым художникам из Германии и Австрии стало тесно в стенах Венской академии, и они совершили редкий по тем временам поступок: ушли из почтенного учебного заведения практически в никуда.

В 1809-м художники, недовольные академической системой, создали в Вене "Союз Святого Луки" Они осуждали классицизм как искусство, лишенное самобытности, построенное на эклектическом копировании общепринятых образцов. Душой этого братства с самого начала стал сын сенатора из Любека Иоганн Фридрих Овербек (1789 – 1869). В 1810-м он предложил участникам союза Францу Пфору Петеру Корнелию, Вильгельму фон Шадову и другим единомышленникам перебраться в Рим, чтобы жить и работать по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей. Они заняли пустовавший монастырь Сан-Исидоро и писали картины на религиозные темы, пытаясь возродить религиозный дух, наполнявший живопись старых мастеров. И считали образцом для подражания произведения Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля. Странные немцы носили длинные распущенные волосы, подражая прическе Дюрера, известной по его автопортретам. За это итальянцы и прозвали художников "назарейцами" (прическа Дюрера называлась "алла назарена"), иронизируя одновременно над пристрастием к живописи немецкого Возрождения и религиозными устремлениями союза.

Молодые художники писали только картины на духовные темы: Деву Марию, Святое семейство, Иисуса с апостолами и без апостолов. Они бродили с кистью и палитрой по римским улицам, похожие на монахов-пилигримов. Разыскивали подходящие типажи для своих картин, а потом рисовали их в келье монастыря Сан-Исидоро или на широкой террасе, заканчивая день дружескими беседами. Братство напоминало орден монахов и одновременно клуб, притягивавший к себе представителей римской богемы.

Следуя романтическим идеалам, Овербек и его последователи старались "перевоплотиться" в старинных мастеров, в чем-то повторить их духовный и жизненный опыт. Живопись Дюрера помогала им мысленно перенестись в Нюрнберг XVI века, где жизнь была пронизана искренним благочестием. А Рафаэль притягивал созданием неповторимого (как считали они, явившегося художнику в божественном видении) идеала. "Назарейцы" называли Овербека, работавшего в мягкой итальянской манере, "новым воплощением Рафаэля" Молодые художники могли рассчитывать только на себя, не надеясь на заказы церквей или меценатов (хотя позже писали коллективные фрески на библейские темы и расписывали дом Бартольди (1816 – 1817) и Казино Массимо в Риме (1819 – 1830), используя в последней работе сюжеты из "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо). И фактически были первой независимой творческой группой с ясной и точно выраженной художественной программой, которую они старались выполнять. "Назарейцев" можно считать предшественниками "Моста" "Синего всадника" и других объединений, созданных в XX веке.

Однако всему на свете приходит конец. Когда участники братства "Святого Луки" возмужали и прославились, они постепенно стали покидать Рим. На родине их ждали посты академиков, профессоров или директоров музеев. Заказы на роспись церквей, резиденций правителей или ратуш. И только Овербек остался в Риме. Мастерская художника стала одной из местных достопримечательностей. А его короткий приезд в Мюнхен в 1831 году превратился в триумф.

В XX веке "назарейцы" были незаслуженно забыты. В 1977-м немецкие искусствоведы попытались восстановить историческую справедливость, устроив выставку в одной из франкфуртских галерей, но она прошла практически незамеченной. Прошло почти тридцать лет, прежде чем они решились на повторную реабилитацию. На этот раз труды искусствоведов не прошли даром. "Успех выставки "Религия создает искусство" доказывает, что изучение живописи "назарейцев" – это не попытка вернуться в прошлое, а шаг в будущее, к новому искусству" – говорит директор галереи "Ширм" Макс Холляйн.

Чем объяснить популярность полотен, написанных в XIX веке? Немецкие культурологи считают, что между нашим временем и эпохой, когда работали "назарейцы" есть много общего. Французская революция 1789 года стала торжеством Просвещения и рационализма. Она объявила разум высшей сущностью, а религию ничего не значащими сказками. В 1805 году Наполеон разбил при Аустерлице австрийцев, а еще через четыре года в битве при Варгаме нанес удар империи Габсбургов. Она и гордая Пруссия оказались под властью корсиканца. После поражения нужна была компенсация, если не в военной или государственной сфере, то хотя бы в сфере искусства. Национальное самосознание требовало защиты. Романтики с их культом любви, смерти, интересом к историческому прошлому стали альтернативой французской холодной рациональности. Романтизм породил и тоску по неопределенной религиозности. Она не могла быть связана с официальной Церковью, прошедшей через реформы Мартина Лютера. Но опиралась на существовавшие в коллективном бессознательном религиозные образцы. Эти настроения, связанные с духом времени, сумели почувствовать и передать "назарейцы"

Культурологи уверены, что сейчас в немецком обществе происходят схожие процессы. Буржуазное общество с его культом потребления, вечной молодости, красоты и здоровья насквозь проникнуто материализмом и духом рациональности, что порождает если не стремление к религии, то смутную тоску по духовности (этим объясняется огромное число паломников, побывавших в Риме на похоронах Папы). Интерес к буддизму, старым религиозным сектам или попытки создать новые. Не исключено, что в недалеком будущем в Германии появится группа живописцев, чем-то похожая на "назарейцев"

23.06.2005

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама