Проблема безопасности современной России имеет важное и определяющее значение, так как современное российское общество является элементом единой системы, распространяющей свое влияние на все сферы международных отношений: социальную, экономическую, политическую, военную, научно-техническую, геополитическую.
Актуальность философского осмысления проблемы безопасности российского государства определена объективными причинами. Прекращение глобальной конфронтации, проходившей под знаком двух противоположных социально-политических систем, заложило предпосылки конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях. Появилась тенденция к формированию международного сообщества, регулируемого на основе норм международного права. Но вместе с тем в мире важную роль играют ядерное сдерживание и военно-силовой фактор. Обозначились признаки формирования полицентризма в мировой политике, которые генерируют нестабильность. На смену угрозе мировой войны, пришла опасность возникновения локальных столкновений и вооруженных конфликтов.
Соответственно усложнились проблемы обеспечения безопасности современной России. Возросла неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития международной обстановки. Видоизменились, но не исчезли некоторые ранее существовавшие противоречия и угрозы мирного сосуществования государств. К числу наиболее вероятных опасностей можно отнести следующие: сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием новейших достижений в области военной техники.
В настоящий момент обучение офицеров Военной академии предполагает углубленное изучение проблемы национальной безопасности России. Данная проблема актуализируется в связи с разработкой механизмов стабильности в современном обществе в целом, необходимостью научного обоснования тенденций развития российского государства и условий сохранения её независимости и культурной самобытности.
Теоретические положения концепции безопасности представляют собой комплексный подход, то есть раскрывают цели и задачи обеспечения безопасности личности и общества в целом, указывают пути достижения сохранения государственности России, показывают роль российского государства в мировом современном интеграционном процессе.
Геополитическое положение России свидетельствует о том, что российское государство – особая социально-этническая общность со своими национальными традициями, образующими самобытность и неповторимость русской истории и культуры. Россия, как самобытная цивилизация, занимает уникальное геополитическое и важнейшее геостратегическое положение в центре Евразии, являясь промежуточным звеном между двумя мировыми сообществами – Западом и Востоком.
В связи с этим возрос интерес к философскому наследию русских философов в области социальной философии, связанный с изучением теоретических моделей процесса осмысления роли и значения российского государства в мире. В центре дискуссий находятся объяснение, и осмысление культурно-типологической теории исторического процесса, что отражает общие тенденции в развитии мировой философской мысли и поясняет объективную необходимость выработки концепции национальной безопасности современной России.
Современную эпоху называют временем диалога и взаимодействия различных культур и цивилизаций. В связи с этим возникает необходимость в теоретическом анализе, синтетическом осмыслении межкультурного влияния, изучения механизмов взаимодействия самобытных культурно-исторических типов и моделирование последствий такого влияния в контексте системы ценностей. Система современной безопасности может быть только совместной, в равной степени обеспечивающей суверенитет государств, их независимость и социальное взаимодействие, основанное на сотрудничестве различных обществ.
Исследуя проблему безопасности и государственности России, в данной статье, необходимо обратиться к оригинальной теории отечественного философа Н. Я. Данилевского (1822–1885), который особое внимание уделил вопросу безопасности России и сохранению государственности в процессе социального взаимодействия различных сообществ, проявления самобытного культурно-исторического бытия народов.
Социально-философские воззрения русского мыслителя формировались в процессе естественнонаучной типологизации и истории народов, которую он считал универсальным подходом в понимании проблем общественного развития. В своей теории он, обратившись к аналогии, все принципы функционирования живых организмов (цикличность, эволюционизм) спроецировал на процесс движения истории человеческого общества.
Для доказательства своей идеализированный модели самобытного бытия культурно-исторических типов как социальных общностей, он представил идею аналогии органического и общественного развития природы и цивилизаций.
Н. Я. Данилевский не только использовал термины "государство", "тип" и "культурная история", но и применял принцип конечности существования отдельных самобытных социальных общностей или цивилизаций, разрабатывал принципы развития самобытных цивилизаций в историческом пространстве.
Изучение общества в движении как социального взаимодействия культурно-исторических типов по аналогии с природными явлениями позволило философу выявить особенности развития народов во всемирной истории, раскрыть смысл и значение жизнедеятельности самобытных цивилизаций.
Социально-философские взгляды Н. Я. Данилевского, в итоге, основываются на признании существования разноплановых культурно-исторических типов, подчиненных высшей цели бытия как природного, так и общественного. Он считал, что национальное единство, обеспечивающее "политическую силу" и независимость государства, то есть национальную безопасность, – необходимое условие существования самобытных типов в историческом пространстве (российской и западной цивилизаций).
Преодолевая эту дихотомию, русский мыслитель предлагал идею специфической, национальной истины, которая фиксирует социальную установку, создавая условия для безопасности России и благополучном сохранении государственности при условии активного осуществления процесса социального взаимодействия различных обществ. Национальная истина, в представлении философа, возникает в момент образования государства (является условием сохранения государственности) и проявляется в процессе культурно-исторического бытия. В результате таких рассуждений понятие истины приобретает в философских построениях отечественного мыслителя не только гносеологическое, но и аксиологическое значение, что важно для определения соотношения культурно-исторического своеобразия различных социальных общностей в контексте проблем безопасности, государственности и тенденций глобализации современного мира.
В понимании Н. Я. Данилевского, национальная истина как условие сохранения государственности, выражается в самобытности культурных традиций народа, которая проявляется в особом политическом, общегосударственном устройстве (язык, быт, нравы, религиозные воззрения). Но восприятие мыслителем процесса познания национальной истины как проявления культурной истории "одухотворенного общественного организма" не означает признания абсолютной "заданности" исторического движения народов, а предполагает различные, всевозможные проявления цивилизаций в историческом пространстве.
Таким образом, исторический процесс русский мыслитель представлял как жизнедеятельность разновозрастных культурно-исторических типов, развивающихся в процессе социального взаимодействия, не связанных между собою всеобщим прогрессом, но сохраняющих свою государственность. С его точки зрения, культурно-исторический тип, заключающий в себе "государственно-культурный аспект племен" или социальных общностей, предопределен законом развития самобытных цивилизаций. Теория философа, построенная на определенных законах развития культурно-исторических типов, – это теоретическое обоснование целенаправленного сближения естественнонаучного и гуманитарного аспекта познания всемирной истории. Он по-своему представил прогресс самобытных цивилизаций, принципы существования различных государств, возможность их социального взаимодействия, и на этом особом восприятии мироздания обосновывает свою философскую теорию.
В своей теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевский высказал новые идеи относительно специфического существования, взаимодействия различных государств, развития всеобщей истории и доказывал, опираясь на универсальный принцип культурной самобытности, что жизнь народов – это проявление разнообразных сторон общественного бытия.
Характеризуя развитие самобытных цивилизаций, мыслитель являлся сторонником детерминизма культурно-исторической жизни как основополагающего момента при рассмотрении национальной безопасности России в своих концептуальных построениях. Представленные отечественным философом законы являются методологическим основанием его теории и дают возможность объяснить развитие истории как своеобразного движения различных обществ, как многомерный культурно-исторический прогресс самобытных цивилизаций, поэтапное развитие народов, сохраняющих свою государственность в динамике социокультурного бытия.
Теория самобытных цивилизаций Н. Я. Данилевского построена на основе системного подхода, что особенно важно при анализе проблемы безопасности России и государственности, так как самобытность цивилизаций в теории философа складывается из культурной самобытности, особенностей общественно-исторической, научно-технической и военно-политической жизни государств. Исходя из специфического понимания вопроса национальной безопасности, философ выделил деятельность религиозную и культурную, что представлено в его теории в трех направлениях – теоретико-научном, эстетическо-художественном, технико-промышленном, и собственно деятельность политическую и общественно-экономическую. Исходя из задач обеспечения безопасности российского государства в тот период, философ строил свои доказательства на основе существования перспективного развития народов, обусловленных всеми четырьмя основами культурной деятельности славянской цивилизации. В то же время он отдавал должное достижениям Европы. Европейские народы, полагал Данилевский, в своем развитии основали государства и распространили свое влияние (область интересов) на весь мир, "соединили политическое (внешнее) могущество государства с его внутреннею свободою". Его можно назвать первооткрывателем пространственно-временной локализации явлений культуры или изучения самобытных цивилизаций в многомерном историческом пространстве, охарактеризовавшим в своей теории европейский, славянский и восточный культурно-исторические типы, представившим основы культурной деятельности самобытных цивилизаций.
Философская теория отечественного мыслителя актуальна и сегодня, так как раскрывает сущность, принципы и законы сохранения государственности, специфические особенности существования России как самобытной цивилизации.
Социально-философский аспект проблемы безопасности современной России сегодня особенно актуален и вызывает особый интерес в связи с необходимостью разработки теоретических положений концепции национальной безопасности, определения степени взаимовлияния различных культур, тенденций развития российского государства, определения его роли и места на международной арене.