В настоящий момент обучение курсантов Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает углублённое изучение религиоведения в рамках дисциплины "Философия".
Проблема преподавания религиоведения, в рамках социальной философии, актуализируется в связи с возникающей задачей разработки механизмов взаимодействия социальных общностей, стабильности в современном мире в целом, необходимостью научного обоснования процесса развития единого духовного пространства и условий сохранения культурной самобытности современной России.
Теоретические положения концепции национальной безопасности представляют собою комплексный подход, то есть раскрывают цели и задачи обеспечения безопасности личности и общества в целом, указывают пути достижения сохранения государственности России, показывают роль духовного элемента в развитии российского государства и активного участия России в мировом современном цивилизационном процессе.
Геополитическое положение российского государства свидетельствует о том, что современная Россия – особая социально-этническая общность со своими национальными традициями, образующими самобытность и неповторимость русской истории и культуры. Россия, как самобытная цивилизация, занимает уникальное геополитическое и важнейшее геостратегическое положение в центре Евразии, являясь промежуточным звеном между двумя мировыми сообществами – Западом и Востоком.
Духовная безопасность современной России, актуализирует творчество русских религиозных мыслителей второй половины XIX века. Возникает объективная необходимость в данной статье обратиться к наследию отечественного мыслителя Н. Я. Данилевского (1822–1886), который особое внимание уделяет вопросу социокультурного взаимовлияния различных сообществ и сохранению единого духовного пространства или самобытной культурно-исторической жизни России. Его социально-философские воззрения формировались в процессе естественнонаучной типологизации историй народов, которую он считал универсальным подходом в понимании проблем общественного развития.
В своей теории русский мыслитель, обратившись к аналогии, все принципы функционирования живых организмов (цикличность, автономность, эволюционизм) проецирует на процесс движения истории человеческого общества. Для доказательства своей идеализированной модели бытия культурно-исторических типов развивал идею сопоставления органического и исторического бытия социальных общностей. Данилевский не только использует термины "государство", "тип" и "культурная история", но и применяет принцип конечности существования отдельных самобытных социальных общностей или цивилизаций к их историческому движению, разрабатывает принципы развития самобытных цивилизаций на основе духовности и религиозной деятельности.
Изучение процесса развития общества как социального взаимодействия культурно-исторических типов по аналогии с природными явлениями позволило ему выявить особенности развития или движения народов во всемирной истории, раскрыть смысл и значение жизнедеятельности самобытных цивилизаций.
Социально-философские взгляды оригинального русского философа основываются на признании существования разноплановых культурно-исторических типов, подчиненных высшей цели бытия как природного, так и общественного. Он был убежден, что национальное или духовное единство, обеспечивающее политическую силу и внешнюю независимость, т.е. национальную безопасность государства, – необходимое условие существования самобытных типов в историческом пространстве.
Преодолевая эту дихотомию, Н. Я. Данилевский предлагал идею специфической, национальной истины, которая одухотворяет и фиксирует социальную установку, создавая условия для безопасности государственных интересов при осуществлении процесса социального взаимодействия народов или цивилизаций. Национальная истина, в представлении философа, возникает в момент образования государства и проявляется как условие осуществления всего культурно-исторического процесса, выступая духовным основанием прогресса цивилизаций. В результате таких рассуждений, понятие истины приобретает в философских построениях мыслителя не только гносеологическое, но и аксиологическое значение, что важно для развития духовной культуры, определения соотношения и культурно-исторического своеобразия различных социальных общностей в контексте проблем современного мира.
В понимании Н. Я. Данилевского, национальная истина выражает самобытность народа, духовность, которая проявляется в религиозных воззрениях людей (язык, быт, нравы) и особом политическом, общегосударственном устройстве. Принятие монотеистической религии в России в виде православия способствовало объединению Русских земель в единое государство. Именно религия оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.
Таким образом, восприятие мыслителем процесса познания национальной истины как появления культурной истории единой "одухотворенной" социальной общности не означает признания абсолютной неизменности исторического движения народов, а предполагает различные, всевозможные проявления цивилизаций в историческом пространстве.
У Н. Я. Данилевского, в итоге, сформировался свой особый взгляд на всемирную историю и проблему духовной безопасности России. Если до него смысл всемирной истории отождествлялся со всеобщим движением к единой цели или общечеловеческому прогрессу, а исторический процесс рассматривался как поступательный, то отечественный философ высказывает идею существования обособленных государственных образований, национальных культурно-исторических социальных общностей, не связанных единым движением и развитием.
Отметим, что исторический процесс он представлял как жизнедеятельность разновозрастных, самобытных культурно-исторических типов, развивающихся в процессе социального взаимодействия, не связанных между собою всеобщим прогрессом. С его точки зрения, культурно-исторический тип, заключающий в себе "государственно-культурный аспект жизни племен" или социальных общностей, и весь исторический процесс представляет собою единовременное явление и духовное образование, развитие которого обусловлено законами движения самобытных цивилизаций.
Теория философа, построенная на определенных законах развития культурно-исторических типов, – это теоретическое обоснование целенаправленного сближения естественнонаучного и гуманитарного аспекта познания всемирной истории. Он по-своему представляет прогресс цивилизаций, принципы существования различных государств, возможность их социального взаимодействия и, на этом особом восприятии мироздания, обосновывает свою философскую теорию. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевский высказывает новые идеи относительно специфического существования, взаимодействия различных государств, развития всеобщей истории и доказывает, опираясь на универсальный принцип культурной самобытности, что жизнь народов – это проявление разнообразных сторон общественного бытия.
Характеризуя развитие самобытных цивилизаций, мыслитель является сторонником детерминизма культурно-исторического бытия государств как основополагающего момента при рассмотрении духовной безопасности России в своих концептуальных построениях.
Представленные отечественным философом законы являются методологическим основанием его теории и дают возможность объяснить развитие истории как своеобразного движения различных обществ, как многомерный культурно-исторический прогресс самобытных цивилизаций, поэтапное развитие народов и как динамику их социокультурного бытия.
Теория самобытных цивилизаций Н. Я. Данилевского построена на основе системного подхода, что особенно важно при анализе проблемы национальной безопасности России, так как самобытность цивилизаций в теории философа складывается из единого духовного пространства и культурной самобытности, особенностей общественно-исторической, научно-технической и военно-политической жизни государств. Исходя из специфического понимания вопроса национальной безопасности, философ выделяет деятельность религиозную и культурную, что представлено в его теории в трех направлениях – теоретико-научном, эстетическо-художественном, технико-промышленном, и собственно деятельность политическую и общественно-экономическую.
Исходя из задач обеспечения духовной безопасности российского государства в тот период, философ строил свои доказательства на основе существования перспективного развития народов, обусловленных всеми четырьмя основами культурной деятельности славянской цивилизации. В то же время, он отдавал должное достижениям Европы. Европейские народы, полагал Н. Я. Данилевский, в своем развитии основали государства и распространили свое влияние (область интересов) на весь мир, "соединили политическое (внешнее) могущество государства с его внутреннею свободою", т.е. духовной безопасностью России.
Отечественного мыслителя Н. Я. Данилевского можно назвать первооткрывателем пространственно-временной локализации явлений культуры или изучения самобытных цивилизаций в многомерном историческом пространстве, охарактеризовавшим в своей теории европейский, славянский и восточный культурно-исторические типы, представившим основы культурной деятельности самобытных цивилизаций. Его философская теория актуальна и сегодня, так как раскрывает сущность, принципы и законы, специфические особенности существования России как самобытной цивилизации.
Духовная безопасность сегодня особенно актуальна и вызывает особый интерес, в связи с необходимостью изучения теоретических положений концепции национальной безопасности современной России, определения степени взаимовлияния различных религий и культур, тенденций развития российского государства, определения его роли и места на международной арене.