Религиозная культура в современном мире является особой формой общественного бытия, развития цивилизации, характеризующаяся особыми условиями существования, т.е. преобладанием в обществе и человеке духовных, (нравственных ценностей) интеллектуальных качеств над материальным фактором. Это явление, выступает основополагающим моментом, который во многом предопределяет развитие российского государства в целом.
В связи с этим, возникает необходимость исследования в данной статье религиозной культуры в контексте проблемы национальной безопасности современной России.
Данная проблема актуализируется в связи с разработкой механизмов стабильности в современном обществе в целом (сектанство, религиозный фанатизм, международный терроризм) и необходимостью философского осмысления тенденций развития российского государства, условий сохранения её культурной независимости и религиозной самобытности.
Концепции национальной безопасности раскрывает цели обеспечения безопасности личности и общества в целом, раскрывает принципы сохранения государственности России, показывает роль российского государства в мировом современном процессе.
С образованием российского государства понятие "безопасность" воспринималась как определенная система гарантий территориальной целостности, суверенитета всех других национальных интересов, основывающихся на силовых средствах политики. Начавшиеся глобальные процессы переустройства мира происходят при активном участии России, стремящейся к стабильности в мире, особенно в Европе.
Россия складывалась исторически как политический, хозяйственный и административный союз земель, этносов и культур, который скреплялся общегосударственными установками, интересами и религиозными традициями. Обширные пространства страны, требующие значительных усилий для их освоения в сложных природных и геополитических условиях, этническое многообразие, особенности национальных характеров предопределили в качестве общего интереса укрепление государства.
Интересы российского общества были ориентированы на обеспечение его стабильности, всемерное развитие религиозной культуры, материальных и духовных компонентов, что всегда было и будет гарантией выживания общества в современных условиях. К определяющим интересам общества относятся: становление структур гражданского общества; возрождение и государственная поддержка семьи, создание механизмов контроля общества над государством, развитие политической, правовой и религиозной культуры населения в процессе формирования общественного сознания, соответствующего принципам общественного бытия.
Выход из кризисной демографической и экономической ситуации, повышение интеллектуальной, созидательной, социальной активности населения российского государства, что обязательно предполагает духовное возрождение России на основе развития религиозной культуры общества.
В современной России, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное усиление его влияния на развитие культуры и наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.
Культура – эта сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни всего общества. Существуют различные точки зрения на культуру, что свидетельствует о разнообразии взглядов в социальной философии и культурологии. Например, культура рассматривается как единство художественного стиля в жизни народа (Ницше), сверхорганический культурный универсум (П. Сорокин), была представлена как совокупность качественных достижений, отдаливших жизнь людей от животных, регулирующими отношения между людьми (З. Фрейд).
Другие мыслители подчеркивают, что культура – это проявление наивысших ценностей путем культивирования высших человеческих качеств (Хайдеггер), культура служит системой организации людей для решения возникающих в обществе проблем (Дж. Форд).
В русской философской мысли понятие "культура" анализировалась с различных позиций, но традиционным было восприятие культуры как духовной сущности народа, объединяющей ценностные воззрения и установки каждой личности, всей социальной общности.
Так, например, во второй половине XIX века отечественный философ и оригинальный мыслитель Н. Я. Данилевский представил идею развития мироздания как проявление в историческом пространстве различных культурно-исторических типов, их "культурной деятельности", включающей религию. Идея развития всемирной истории была представлена философом как разновременное, разноплеменное, разноместное движение культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. Он писал, что человечество мозаично, оно не представляет собой единого целого, так как "до сих пор развитие человечества шло не иначе как через посредство самобытных культурно-исторических типов, соответствующих великим пленам, т.е. через посредство самобытных национальных групп". (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 112). Мыслитель считал, что "источник бытия" культурно-исторических типов – это "национальная истина", которая различна и многообразна, неповторима и уникальна как и "культурная деятельность" каждой самобытной цивилизации.
В теории Данилевского была представлена идея разнонаправленного, разновременного, разновозрастного прогресса самобытных цивилизаций. "Главная мысль Данилевского чрезвычайно оригинальна... Он дал новую форму для построения истории, он отверг единую нить в развитии человечества, ту мысль, что история есть прогресс некоторого общего разума, некоторой общей цивилизации". (Страхов Н. Н. О книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа". / Приложение. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. М., 1991. С. 511).
Философ считал, что культурно-исторические типы проходят определенные этапы развития: этнографический, государственный и цивилизационный или культурный. В своем историческом развитии самобытные цивилизации не ступени развития в лестнице постепенного совершенствования существ (ступени иерархически подчиненные одна другой), а совершенно разнообразные планы, в которых различными путями достигается доступное для этих существ разнообразие и совершенство форм, – "планы, не имеющие общего знаменателя, через подведение под который можно бы было проводить между существами (разных типов) сравнения для определения степени их совершенства". (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 84).
Определив культуру как своеобразную форму "проявления самобытного духа" народа, автор работы "Россия и Европа" особо подчеркивал, что "только внутри одного и того же типа, или, цивилизации, и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами древняя, средняя и новая история". (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 85). "Это деление, – пояснял Данилевский, – есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития". (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 85).
Русский философ представил бытие народов как самоценный, уникальный, неповторимый процесс – культуру, раскрывающую смысл всеобщего движения всемирной истории в творческом развитии, осуществляемого различными духовными общностями – культурно-историческими типами или самобытными цивилизациями. Подобные рассуждения мыслителя привели его к отождествлению понятий "культура" и "цивилизация", к восприятию всемирной истории как процесса рождения, развития и гибели самобытных культур. Эти "исторические единицы" или культуры, по идее Н. Я. Данилевского, должны обладать достаточной "жизненной силой", духовной культурой для самостоятельного развития и самобытного движения в историческом пространстве.
Взаимосвязь развития культурно-исторических типов (социокуль-турные контакты), по мысли философа, свидетельствуют о признании важности "культурной деятельности" и духовного бытия самобытных цивилизаций, т.е. религиозной культуры.
Таким образом, культура синтезирует целостный исторический фактоор, возникающий на основе религиозно-территориального, этнического, языкового, политического единства (общности), проходящий этапы зарождения, развития и упадка.
При исследовании российской цивилизации и социокультурных взаимовлияний России и Европы возникает вопрос: "Почему же, говоря о взаимодействии этих двух миров, Данилевский писал об обособленности, самостоятельности российской и европейской цивилизации?" По его убеждению, если народ не имеет самобытной культуры, то и не может иметь и государственности. Если утеряны начала, обозначившие национальное единство, то отсутствует "историческое значение" цивилизации. Именно поэтому Данилевский в своей концепции доказывал поэтапность и необходимость обособленности (национальной) России и Европы, возможность существования славянского (четырехосновного) культурно-исторического типа, то есть по его мысли, великой России в будущем. Обособленность России и Европы Данилевский понимал только как неизменность национальных традиций, сохранение культурно-исторической самобытности народов при условии взаимной передачи некоторых результатов "культурной деятельности" цивилизаций. Но при этом всегда неизменным остаются два основания культурно-исторического типа: национальный характер и религиозная идея.
Главная идея теории Н. Я. Данилевского, заключается в утверждении, что любая самобытная цивилизация – это своя судьба, целый мир, объединяющий людей на основе национально-этнических особенностей (духовной культуры) и территориально-политических условий, вырабатывающий в процессе культурно-исторического развития социокультурные формы бытия.
Теория самобытных цивилизаций русского философа, социокультурные взаимоотношения России и Европы, были разработкой перспектив развития российского государства. При этом автором "России и Европы" учитывались исторические, культурно-религиозные и геополитические факторы движения России, Европы и Востока.
Выявление в концепции русского философа качественного своеобразия каждого самобытного типа в процессе бытия – славянского и европейского мира (России и Европы) предполагало, таким образом, определение путей их взаимодействия в процессе интеграции и взаимовлияния культур. Обособленность России от Европы, их изначальная несовместимость, вследствие разноосновности "культурной деятельности", не исключала социокультурных контактов и сотрудничества в различных областях общественной жизни, что особенно актуально для современного мира.
Обеспечение сегодня национальной безопасности России зависит от реализации разработанных направлений и социально-философского осмысления важных компонентов концепции, при учете изменения геополитической ситуации в мире.
Напомним, что на современном этапе важными компонентами национальной безопасности являются: обеспечение управления общественными процессами, защита суверенитета и территориальной целостности, что, возможно осуществить, только в процессе формирования единого духовного пространства на основе религиозной культуры.
Таким образом, формирование и создание устойчивых основ демократического устройства государства, предполагает безусловное выполнение законов, всех законодательных актов, обеспечивающих социально-политическую и экономическую стабильность страны, единое духовное пространство, позволяющее обеспечить эффективность внутренней и внешней политики, развитие комфортной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества.
Религиозная культура и проблемы национальной безопасности охватывают сегодня все сферы общественного бытия, раскрывают тенденции процесса демократизации российского государства, что является самым важным компонентом развития всесторонних взаимовыгодных связей с различными странами и условием активного участия современной России в интеграционных процессах.