Уже четвертый год при Дальневосточном госуниверситете (ДВГУ) во Владивостоке действует Отделение теологии и религиоведения. Об опыте этого уникального в своем роде учебного заведения, сочетающего в себе одновременно, как светское, так и религиозное образование, рассказывает священник Ростислав Мороз, председатель Отдела религиозного образования Владивостокской епархии Русской Православной Церкви, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери в г. Владивостоке, доцент кафедры теологии и религиоведения ДВГУ.
– Отец Ростислав, как возникла идея создания Отделения и кафедры теологии и религиоведения при Дальневосточном университете? Как создавалось ваше учебное заведение и что оно собой представляет сегодня?
– Наша кафедра – не единственная кафедра теологии в России. В нашей стране уже существуют более 10 кафедр теологии при светских вузах. Но все же мы были одними из первых. Естественно, что при создании нашего Отделения и кафедры мы столкнулись с немалыми трудностями. Первоначально самые первые российские кафедры и отделения теологии создавались на базе первого образовательного государственного стандарта по специальности «теология», который никак нельзя назвать удачным – утвердили его, по-моему, абсолютно случайно. Дело в том, что смена политической конъюнктуры в перестроечное время уничтожила т.н. «красные» кафедры в вузах. Преподавателям научного коммунизма и истории партии нужно было каким-то образом приспосабливаться к новым условиям. Во многих вузах появились кафедры политологии и религиоведения, куда преподаватели с прежних идеологических кафедр, в основном, и перешли. Под новообразованные кафедры религиоведения Министерство образование РФ разработало сразу два стандарта: по религиоведению и по теологии. Стандарт по религиоведению является сугубо атеистическим, во многом сохранившим практику преподавания научного коммунизма и атеизма. Почему тогда разработали и приняли еще и специальный теологический стандарт – не совсем понятно. Может быть, рассчитывали на привлечение иностранных грантов и студентов из-за рубежа. Однако по содержанию первоначальный стандарт по теологии ничем принципиальным от религиоведческого стандарта не отличался (разве что кроме одного-двух предметов).И все же сам факт существования стандарта по теологии уже задавал некое направление для работы.
Sedmitza.ru, 14 февраля 2003 г.
/интервью целиком/