Недавно одна из буржуазных газет посетовала на всплеск интереса на различного рода форумах к обсуждению цивилизационного статуса российского суперэтноса и культурных составляющих русского народного характера. Думается, появись автор этих претензий среди участников научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, его выводы только бы окрепли, поскольку тематика этого форума включала в себя широкий спектр гуманитарно-культурологических проблем, среди которых исторические корни славянской письменности и культуры; роль, учения, Кирилла и Мефодия в становлений русского национального самосознания, духовно-нравственный и эвристический потенциал языков и культур; методология и содержание современных научных исследований по вопросам гуманитарного развития личности и общества; философско-концептуальные основы и практический опыт переосмысления и реформирования системы образования и воспитания в пространстве современной России.
. Наша газета только приветствует пристальный интерес ученых к отечественной культуре, языку, национальной идентичности русских, истории народа и его традициям. Сегодня мы предпримем попытку хотя бы конспективно предоставить нашим читателям возможность ознакомиться с тем, о чем говорилось на названном нами форуме, в котором приняли участие ученые из Германии, Чехии, Сербии, Черногории, Украины, Казахстана.
"Россия мало известна русским", — сожалел великий поэт Пушкин. И форум помогает русским понять самих себя.
"Просвещенный человек — это человек не только образованный, но и воспитанный, знающий свою историю, любящий свою страну, — сказал в приветственном слове участникам конференции ректор Самарской государственной академии путей сообщения А, В. Ковтунов. И надо сказать, что именно любовью к Родине были отмечены выступления наших соотечественников и уважением к ней — зарубежных гостей.
Итак, слово участникам форума.
***
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий:
ДУХОВНОСТЬ СОХРАНИТ НАШУ НАЦИЮ И КУЛЬТУРУ
- Сегодня, в век успехов технического прогресса, духовная свобода человека ущемляется, поскольку современная реальность ориентируется на меркантильные интересы, материальные ценности. Враг рода человеческого пытается поработить целые народы, искушая их призраком земного рая. Этому способствует и насаждаемое в обществе религиозное невежество, порождающее национальную и межконфессиональную нетерпимость.
Формируя общественное мировоззрение, государство должно стремиться привить духовные основы, чтобы сохранить целостность личности, семьи, а в конечном счете и собственную. Эти духовные основы являются главными, приоритетными в любом здоровом обществе. В нос i коммунистический период мы потеряли единение духовной и светской культур, в то время как их целостное единство и составляет нашу российскую культуру.
Культура — это возвышение человека, и ее главная идея — обожание, одухотворение. От каждого из требуется внимание к истории своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. Но, прежде чем рассуждать о мировой культуре, подрастающему поколению необходимо познать свою, русскую культуру.
Одним из показателей уровня культуры является состояние языка. Язык — дар, доставшийся народу как жребий, как некое предназначение его грядущего духовного бытия. О великом, прекрасном Божием даре — русском языке размышляли Тургенев, Гоголь и другие русские писатели.
Именно с этим языком росла Русская держава, именно стихия этого языка стала основой нашего культурного наследия. В языковых средствах человек мог выразить сложнейшую гамму чувств и переживаний: сердце закручинилось, возликовало, опечалилось, смутилось, упало, воспарило, запылало, охладело, окаменело, кровоточило, замирало и г. д. Однако постоянные орфографические реформы, введение новых иностранных слов, вульгаризмов, замена русских слов чужеземными словообразованиями обезличили наш язык. Уходят из родного языка церковнославянская напевность слов, точность и неповторимость их Божественной значимости.
Введение в средних школах Единого государственного экзамена по литературе усугубляет падение языковой культуры. Тестовый характер вопросов не способствует сохранению благоговейного отношения к языку — носителю истины и красоты.
Проблема исторической преемственности — еще одна основная проблема современности. Историческая память должна быть в народе, и к нам она, слава Богу, возвращается. Наша история — это прежде всего школа благочестия. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Об этом с болью писал известный русский философ Иван Ильин: "В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как опавшие листья, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верою как внешне, так и внутренне". Многие наши беды происходят именно из-за потери исторической памяти.
Принимая и понимая значимость преемственности прошлого, настоящего и будущего, нам важно осознать основные направления процесса восстановления исторической памяти.
Историческая память — это осмысление исторических фактов с позиций политических, религиозных, экономических, культурных, географических аспектов, самобытности русского характера. Историческая память — это возвращение забытых имен и памятников культуры, в том числе и православных (храмов, монастырей, скитов, часовен). Историческая память — это возрождение православных и народных традиций. Историческая память — это облагораживание могил предков. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур — это путь к возрождению России.
Будущее России во многом, если не во всем, зависит от того, каким путем пойдет сегодня образование.
От того, какого человека мы воспитаем, зависит наше будущее. К сожалению, Самарская губерния стала экспериментальной площадкой в этой сфере. Небезызвестным Банком реконструкции и развития выделены огромные средства на проведение реформ, многие из которых вызывают не просто беспокойство, а полное неприятие, потому что направлены на разрушение. Например, официально заявлено, что главная задача новой школы ориентация на рынок труда, то есть школа должна готовить не высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, художников, писателей, а ремесленников. Это опасно и страшно. Ибо мы тогда превратимся просто в рабсилу, лишенную всякого творческого начала. Поэтому из школьной сетки злонамеренно убираются или видоизменяются предметы, направленные на воспитание личности, такие, как русская история, литература, русский язык. Соглашаясь с этим, мы обкрадываем собственных детей. Потеря правильных духовных ориентиров ввергла человечество в духовный кризис, который грозит нравственным распадом. Не обошла эта беда и нашу Россию, особенно ее молодежь. Ученые вынуждены констатировать: подрастающее поколение находится в опасности, да и все российское общество озабочено духовным здоровьем наших детей и юношества. Статистика свидетельствует о демографическом кризисе, происходящем в нашем государстве. Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат вызывает тревогу: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях, общество одолевают страшные болезни — СПИД, наркомания, преступность. Поднимают голову экстремизм и терроризм.
Человек может подняться до высот духа, но он не может пасть до поистине скотского состояния. Основная причина этого в духовной и мировоззренческой дезориентации людей. Невежественного молодого человека легко завлечь и в деструктивную секту, и в противоправное общество. Отсюда проистекает самое страшное безразличие к своей Родине, к ее интересам и будущему, усугубляющему различные социальные невзгоды. Так и вырождается нация, в таком обществе человек незащищен, у него нет будущего.
Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух. Наступит время, когда мы вызреем духовно, придем к познанию Бога, очистимся от всех наслоений, и тогда восстановится наша цельность, и будем мы ценить свои исторические и культурные традиции как основы воспитания. И тем самым сохраним нашу нацию, наш народ, наше государство и нашу историческую православную веру.
***
Владимир МУХИН, президент Клуба патриотической песни имени Игоря Т алькова: СИМВОЛ ЕДИНЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СИЛ
- Знаменательно, что сегодня все чаще слышатся с высоких трибун и в научных аудиториях слова о духовности, нравственности, добре и вере. И уместно вспомнить здесь слова митрополита Иоанна: "Где я буду искать разрешения на все свои недоуменные вопросы? Только в духовной литературе. В ней есть все: и психология, и мораль, и методы борьбы с грехом, и все, все другое. Поэтому советую вам не пренебрегать духовной литературой, а сколько есть сил пользоваться ее богатством".
Внимая совету митрополита Иоанна, мы ищем сегодня ответы на вопросы о путях возрождения России в его книгах. И не случайно в среде озабоченных состоянием духовности общества русских людей вызрело желание воздвигнуть в нашем городе памятник этому приснопамятному святителю. Инициативная группа, создавшая комитет по установке памятника митрополиту Иоанну, обращается к его высокопреосвященству архиепископу Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви Сергию со следующим воззванием: "Ваше высокопреосвященство, высокопреосвященнейший владыка! ". Обращаемся к вам от имени православных христиан, верных чад Русской православной церкви и граждан города Самары и Самарской области с нижайшей просьбой благословить установку бронзовой скульптуры выдающегося общественного и церковного деятеля России приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Автор скульптуры — народный художник России, скульптор Вячеслав Клыков.
В лице митрополита Иоанна не только православные верующие, не только самарцы, но вся Россия видят церковного просветителя, создателя современной идеологии русского национального возрождения в тяжелейший момент нашей тысячелетней отечественной истории.
Книги, труды и плоды неустанной деятельности митрополита Иоанна известны как в нашей стране, так и за ее пределами. Владыка Иоанн имел звания почетного гражданина России, члена Петровской академии наук и искусств, почетного академика Санкт-Петербургского государственного технического университета, члена Союза писателей России, доктора церковной истории.
Его творения: "Русская симфония", "Русский узел", "Быть русским", "Битва за Россию", "Русь Соборная", "Нам, русским, Господь дал Россию" стали духовным заветом для миллионов православных соотечественников. Его архипастырская деятельность продолжалась в Самаре 25 лет.
2 ноября 2005 года отмечается 10-летие со дня кончины митрополита Иоанна. О нем пишут книги, снимают кинофильмы. В Самаре с 1996 г. проходят ежегодные Иоанновские чтения. Благодарная Самара, ратуя за установку памятника митрополиту Иоанну (Снычеву), видит в этом важнейший факт церковно-общественного значения. Конкретным организатором установки памятника выступила инициативная группа, представляющая широкие слои общественности города Самары. Проект одобрен главой города Самары Георгием Сергеевичем Лиманским. Выражаем общее мнение, что установка скульптуры сыграет большую роль в духовно-нравственном и патриотическом единении общества, утверждения в нем идей церковного и национального возрождения.
Просим молитв Вашего высокопреосвященства и надеемся на ваше святительское благословение нашего общего дела".
Полагаю, что установка памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) станет для самарцев знаменательным фактом и стимулом к единению всех патриотических сил.
***
Юлия КАШИНА, аспирант кафедры культурологи Ульяновского государственного университета:
СЕМЬЯ — ХРАНИТЕЛЬНИЦА КУЛЬТУРЫ
- Понять природу социальных явлений в современном обществе невозможно без обращения к "корням" — нашему этническому прошлому. Всегда, когда хотят понять национальный уклад, характер, найти корни многих современных противоречий русского общества, изучают институт семьи. Например, исследователь В. Альперович признает, что понять русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов невозможно, что именно в семье корни всех социальных институтов и характерных черт, присущих России (1). Проследить историю трансформации патриархальности как важнейшей части русской культуры я предлагаю именно на примере ее семейной составляющей. Семейная составляющая отечественной культуры позволяет проследить историческую трансформацию патриархальных стереотипов в России.
Изучая патриархальность как часть этнической истории российского народа, необходимо обратиться к русской крестьянской семье XIX столетия. Рассмотрение в первую очередь крестьянской семьи вполне обоснованно: к концу XIX века, как свидетельствует перепись населения 1897 года, "-Российской империи проживало 125 млн. человек, из них 106 млн. — крестьяне (85%). Только в 1962 году возник паритет численности горожан и сельчан. Сельский крестьянский быт с его обрядами и обычаями на протяжении длительного периода истории держал под своей культурной эгидой большинство населения России.
В среде русского крестьянства преобладала большая отцовская семья, включавшая, как правило, три поколения. Она была не только родственным, но и хозяйственным союзом, основанным на половозрастном разделении труда, в котором главе семьи принадлежало доминирующее положение. Отцовская крестьянская семья — это маленькое абсолютистское государство. "Большак" — самый опытный и старший по возрасту мужчина распоряжался трудом членов семьи, распределяя, руководя и наблюдая за их работой. Он разбирал внутрисемейные ссоры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, платил налоги, заключал сделки, являлся ответственным перед деревней, обществом и государством за поведение членов семьи, которую он же всегда и представлял. Роль большака усиливалась тем, что все члены семьи могли вступать в какие-либо сделки только через главу семьи. Большак мог отдавать в работники своего сына и младшего брата против их воли. Под гнетом патриарха положение членов семьи порой бывало очень тяжелым. В семье господствовал принудительный коллективизм и централизм, индивидуальные интересы членов семьи в расчет не принимались. Иерархизм и неравенство членов семьи было первым принципом внутрисемейных отношений. Историки отмечают поразительную черту русского семейного деспотизма: женщины верили, что они в самом деле рождены для того, чтоб мужья их били, и даже считали побои особым признаком внимания и любви. Исследователь Миронов характеризует отношение к женщине в русской крестьянской общине как к "бездушной твари", существу глупому от природы и приносящему пользу меньшую, чем лошадь или корова (2). При этом, конечно, глава семьи может искренне любить домочадцев и заботиться об их благе. Подчиненное положение не расценивалось как унизительное и самими членами семьи, а уж отцом рассматривалось как единственно верное положение вещей. Особый статус старшего мужчины в крестьянской семье проявлялся во всем и был закреплен во всех жизненных ритуалах.
Большинство обрядов в русской сельской общине были направлены на утверждение и подтверждение строгих патриархальных порядков в жизни каждого человека.
История России демонстрирует повсеместное взаимопроникновение крестьянской янской общины и государственной системы — таких разных, не находящих взаимопонимания, и в то же время построенных по одним и тем же исторически и этнически сложившимся законам. Между общиной и семьей обнаруживается столько сходства в принципах организации и функционирования, что семью можно назвать общиной в миниатюре. И здесь и там мы наблюдаем иерархизм, обезличивание, регламентацию жизни и приоритет роли над личностью. Крестьянская семья с общиной воспитывали таких граждан, которые становились самой благодатной социальной базой для политического абсолютизма. Недаром российские императоры всегда считали опорой самодержавия именно крестьянство с общиной. Семья и община естественно дополняли и поддерживали друг друга. Крестьянская патриархальная семья существовала в неизменном виде до тех пор, пока не пошатнулись сами основы ее существования — русская крестьянская община. Разрушение крестьянской общины на рубеже XIX-XX вв. привело к расшатыванию семейных устоев, однако элементы патриархальной традиции выстояли в русской этнической культуре вопреки всем общественным изменениям.
***
Светлана ИВАНОВА, доктор философских наук (Краснодар):
ПАТРИОТИЗМ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- В новых исторических условиях происходит становление практически всех компонентов России как нового Отечества. Этот процесс вызывает к жизни новое культурное явление — патриотизм российского общества, рождение которого представляет собой сложный и противоречивый процесс, в том числе по причине того, что он является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма, и в то же время представляет собой новый социокультурный феномен. Закономерным является также и нынешний рост патриотизма как реакции, с одной стороны, на негативные изменения в обществе, а с другой — обращение к патриотизму как важнейшему средству, способному мобилизовать все слои населения на выход из системного кризиса.
Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах как на общекультурном, так и на групповом и индивидуальном уровнях. Не случайным является и участившееся употребление понятий "согласие", "национальные интересы", "устойчивое развитие", "национальная идея". Особенно ощутимой становится потребность в патнове, придающей государству и обществу устойчивость и долговечность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, социальной группы, общности, осознающих свою нераздельную связь с Отечеством, реализующих социокультурную значимость Отечества в своей деятельности. В таком понимании патриотизм как социокультурная ценность выступает в качестве важнейшего компонента общенациональной идеи, основания для позитивной идентичности граждан страны и альтернативы групповым и региональным ценностям и идентичностям.
Патриотизм есть специфическое отношение между людьми, представляющими собой его главный субъект и объект. Отечество в рамках социокультурного подхода рассматривается как непосредственная социокультурная основа и объект патриотизма. В данном контексте саму Российскую Федерацию следует понимать как Отечество, т. е. целостное, исторически сложившееся природно-социокультурное образование, межэтническое единство, особую российскую цивилизацию. В отношении к Отечеству человек идентифицируется как гражданин. В этом же отношении в определенной мере реализуется и единство человеческой сущности — в форме тождества человека человеку как тождества соотечественников.
Одним из важнейших условий формирования патриотического сознания человека является осознание национальных интересов и последующая реализация их в деятельности. Рациональный уровень патриотизма невозможен без осознания национальных интересов. Национальный интерес выражает активное, творчески преобразующее отношение гражданина к событиям, происходящим в Отечестве, и выражается в деятельности. У каждого гражданина есть свои потребности, интересы, но их успешная реализация невозможна в отрыве от реализации национальных интересов. В условиях современной России в систему национальных интересов могут быть включены: защита цивилизационной идентичности, национальной самобытности, социокультурных ценностей, этносоциальных архетипов российского социума; сохранение культуры; развитие науки и образования.
На выбор ценностных ориентиров россиян существенное влияние оказывает современная социокультурная ситуация, которая в глобальном измерении представляется как столкновение цивилизаций, приводящее к противостоянию типов культур, выражающих моральные, религиозные, этнические, политические ценности. Постмодернистская инверсия культуры глобализма, с одной стороны, сохраняет изначальную интенцию "покорения", обретая форму манипулирования сознанием массового человека, ориентированного на неограниченное потребление материальных благ. С другой стороны, инверсия идеологии обретает контуры идеологии глобального гуманизма, которая выстраивается на основе диалога культур. В контексте глобального гуманизма любая идеология имеет национальное выражение. В российской культурной традиции таким выражением является патриотизм. Чем интенсивнее будет проявлять себя глобализация, тем больше государство должно заботиться о сохранении своей цивилизационной идентичности, и тем актуальнее становится функционирование патриотических ценностей и устремлений в культуре.
Патриотическая культура в условиях глобализации представляет собой равнодействующую между противоборствующими тенденциями в культурном развитии, одна из которых представляет различия между народами в качестве фактора их отторжения друг от друга и стремится превратить патриотизм в консервант обособленности данного народа от других, вторая же — стремится придать отношению граждан к своему Отечеству характер открытости, использовать феномен различий в качестве фактора взаимопритяжения и взаимообогащения.
В процессе социокультурной трансформации в России столкнулись две системы ценностей либеральная, которая пришла на смену социалистической, и традиционная складывавшаяся на протяжении многих веков.В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Человек в современной России, с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. Ситуация ценностного раскола является главной антропологической проблемой реформирования российского общества. Существуя в ситуации разлома культур, человек формирует напряженный и конфликтный внутренний мир, и эта конфликтность пронизывает все уровни российского социума.
В сознании россиян настоятельно проявляется потребность и стремление обрести общенациональное согласие, определенную общность целей, выраженную в национальной идее.
Национальная идея связана с целями конкретного индивида, она создает и поддерживает у человека чувство сопричастности к судьбе страны, психологического комфорта и защищенности. Национальная идея утверждается как синоним патриотической идеи и закрепляется в культуре общества, выполняя тем самым консолидирующую функцию. Патриотическая составляющая — важнейший из элементов, обозначенных в тематическом континууме дискурса о национальной идее.
Процесс восстановления патриотического сознания включает в себя проблемы улучшения качества жизни россиян, проблемы семейного воспитания, формирования исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоления недооценки их значимости, разумное сочетание местной, республиканской и общегосударственной символики, и, что особо следует подчеркнуть, утверждение патриотизма в качестве ведущей социокультурной ценности в среде политической и экономической элиты современного российского общества.
***
Валентин СЕМЕНОВ, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербург):
НАСЕЛЕНИЕ И СМИ - Большинство людей в России тяготеет к религии, прежде всего, к православному христианству. Поэтому представляется также очевидным, что данному большинству необходимо помочь разобраться в истории и проблемах веры, в религиозной культуре, духовно-православных ценностях и нормах. К сожалению, российские средства массовой информации не считают подобные задачи актуальными и важными. Так, на телевидении за исключением ежегодной трансляции рождественской и пасхальной служб (к тому же на коммерческой основе) да еженедельного 10-минутного "Слова пастыря" практически для религиозного просвещения ничего не делается. Конечно, имеются различные религиозные радиостанции, газеты и журналы, существующие на средства традиционных российских конфессий, но они маломощны и малотиражны. Зато "телесеть Рамблер" широко и активно ведет пропаганду нетрадиционных для России конфессий на деньги западных спонсоров.
Однако самое главное — это антирелигиозный, антиправославный, антидуховный и безнравственный характер большинства программ, ток-шоу, фильмов, музыкальных клипов и рекламы на государственном и частном телевидении, массы откровенно "желтых" вульгарных газет и журналов, потока низкопробной "попсы" и блатного так называемого "русского шансона" (по сути выражающего криминальный менталитет) на множестве радиостанций.
На российском телевидении по-прежнему преобладают американские и постсоветские фильмы, в которых лидируют темы преступления и убийства (прежде всего из-за денег), психических аномалий (фильмы о маньяках, психопатах, садистах, извращенцах) и порноэротики. Нередко все эти темы объединяются и переплетаются в одних и тех же фильмах. Затем следуют пустые комедии, в том числе "черные", в которых сюжет чаще всего вращается вокруг выпивки, секса и мошенничества. Отечественные телесериалы почти сплошь посвящены криминальной тематике ("Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "Бригада", "Воровка", "Дневник убийцы", "Ледниковый период", "По имени Барон", "Каменская" и т. д. и т. п.)
Ток-шоу типа "Окон" и реалити-шоу вроде "За стеклом" и "Любовь слепа" попирают всякую мораль и этику, не говоря уже о религиозной. Приходится констатировать, что современные российские СМИ направлены против всех христианских заповедей — от "не убий" до "не прелюбодействуй".
Вместе с тем бесконечный показ сцен насилия, жестокости, порнографии по телевидению осуждают практически все мировые авторитеты в психологии и медицине, что подкреплено сотнями и сотнями экспериментов, проведенных американскими, европейскими и российскими психологами (6,7). К выводу о необходимости психологической экспертизы экстремальной продукции телевидения и других СМИ пришли участники "круглого стола" "Психология и СМИ: свобода и ответственность" на III съезде Российского психологического общества, проходившем в Петербурге в июне 2003 года.
Однако, как показало исследование НИИКСИ, проведенное в Петербурге в ноябре 2003 года, не только зрелые люди, но и молодежь уже понимает, что несут им СМИ. Так, 59% молодых людей считают, что современные российские СМИ и, в первую очередь, телевидение не способствуют формированию у молодежи качеств гражданина и патриота. По их мнению, СМИ пропагандирует прежде всего деньги (59,2%), гораздо реже — ценности семьи (22%), справедливости (8%) и веры (7%). В то же время сама молодежь более всего ориентирована на ценности семьи (78%), как и более старшие группы населения, затем у молодежи следуют такие ценности как друзья, здоровье, работа, справедливость, и только потом деньги.
Таким образом, ценностные ориентации и нравственные установки нормальных российских людей (не берем маргиналов, наркоманов, преступников) более здоровы и этичны, чем ценности и установки современных российских СМИ, которые настойчиво внушают людям антихристианские, по сути языческие, гедонистические и порочные антиценности и антисоциальные нормы жизни.
***
Валерий ОВСЯННИКОВ, доктор исторических наук, профессор (Тольятти):
КУЛЬТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ
- Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность. Национальная идентичность более уязвима, чем этносы. Поэтому во время общественных потрясений именно этническая идентификация начинает выполнять роль главной опоры индивида. В такие периоды нации как бы рождаются заново, объединяются вокруг новых идей.
Главный и основной "признак" нации, отличающий ее от простого этноса, — это наличие "национальной идеи". Она должна обладать притягательностью и ценностью для всех составляющих нацию этносов и в состоянии выдержать свободную демократическую конкуренцию с альтернативными проектами.
Исторический опыт показывает, что сохраняется значительное количество разночтений в базовых моральных ценностях человечества.
В современном обществе для достижения баланса между производством и распределением (перераспределением) обязателен учет обстоятельств культурно-исторического характера. Так, например, далеко не все культуры сформировали ценность частной собственности. Причем игнорирование этого факта политическими и экономическими элитами приводит к непоправимым последствиям.
Важнейшей составляющей культуры буржуазного предпринимательства Запада (протестантская этика) является методический, стабильный характер деятельности. Успех протестантской этики основывался не только на мотивации предпринимательской деятельности, но и на ее нравственном самооправдании, на принятии большинством общества успехов активного меньшинства. Это стало возможным благодаря общественно значимым ценностным компонентам (мирская аскеза, бережливость и др.)
В конфуцианском Китае веками складывалась традиция рационального управления экономикой. Бережливость, трудолюбие и почитание старших — основы национальной добродетели, обеспечивающие главную цель хозяйствования: стабильность и порядок в государстве при сохранении правящей династии. В то же время богатство и процветание воспринималось как функция разумного и добродетельного управления, что подтверждает известное высказывание Конфуция о том, что при хорошем правителе стыдно быть бедным, а при плохом — богатым.
Мирская этика иудаизма способствовала специфической склонности его последователей к рациональной финансовой деятельности (М. Вебер). Эти особые духовно-нравственные традиции обеспечили им в древности и средневековье существенные преимущества над христианами.
Русская культура имеет много общего с культурами Востока. В ней также отсутствует эндогенный (собственный, органичный) капитализм.
Кроме того, в России существовала сильная традиция осуждения личного обогащения и "мещанства". Многие исследователи сходятся во мнении, что православие оказалось неспособным создать этические предпосылки эндогенного капитализма. Они характеризуют православную трудовую аскезу как "потустороннюю", т. е. ориентированную на духовные, внемирские (а значит, и внехозяйственные) цели.
С государственным идеалом в русской культуре была тесно связана этика патриотического служения, являвшаяся культурным и нравственным идеалом для всех классов и сословий общества на протяжении всей истории.
В современной ситуации, по нашему мнению, дружественное культурное взаимодействие народов является основным источником культурного и, как следствие, экономического обогащения каждого народа.
***
Людмила Левина, старший преподаватель СамГАПС (Самара):
ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И ПАТРИОТИЗМА
- Из духовного осмысленного приятия своих родителей и предков утверждается в человеке чувство собственного достоинства, а это основа духовного характера и истинной гражданственности. Презрение к прошлому, к своим предкам, к истории своего народа рождает в человеке безродную, безотеческую психологию космополита. Но космополитизм есть уродливая абстракция. Кто не любит своего народа, не сможет любить и человечество. Космополитизм отрицает ценность индивидуального. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный.
Актуальнейшая задача наших дней — обрести свой род, вернуться в свой Дом, найти свою Родину. Ведь человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и "не найти" своей Родины. Что есть Родина? Географическое положение? Климат? Хозяйственный уклад? Язык? Все это включается в понятие родины, но не исчерпывается этим: она больше и глубже всей суммы составляющих ее определений. Родина обретается через духовную любовь. Родина есть нечто от духа и для духа. Поэтому обретение родины есть акт духовного самоопределения.
Человек не может не любить свою Родину. Если он не любит ее, значит, что он ее не нашел и не имеет. Ибо родина воспринимается духовным опытом. Духовный опыт у людей сложен и многообразен. Есть патриотизм, исходящий от семейного и родового чувства. Есть патриотизм, исходящий от природы и от быта. Но есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного облика родного народа. Нет единого для всех людей пути к Родине. Патриотизм у человека науки будет иной, чем у рабочего, священника или художника. Имея одну родину, все они будут иметь ее по-своему. Но человек духовно мертвый не будет иметь ее совсем.
Родина есть духовная реальность: чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Человек, лишенный духовного опыта, будет лишен и патриотизма.
Патриотическое единение есть разновидность духовного единения. Раньше патриотическое единение совпадало с религиозным: единый народ творил единую духовную культуру и имел единую веру. Это не значит, что все сыны единой родины должны быть одного религиозного исповедания и принадлежать к одной церкви. Такое и невозможно в нашей стране. Но ведущая роль православия в деле духовного единения нашего народа неоспорима. С необыкновенной эмоциональной силой об этом говорил митрополит Иоанн (Снычев): "Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? Церковь православная! Кто вдохновлял на защиту Отечества как выполнение личного религиозного долга? Церковь православная! "Патриоты", отвергающие православие, любят какую-то другую страну, которую сами себе выдумали".
Важно в наши дни донести до молодого поколения идеи истинного патриотизма. Как важно, чтобы патриотическое единение не разбилось о камни ложных идей национального и религиозного шовинизма. Как важно, чтобы при конфессиональном многообразии нашей страны именно вера стала цементирующей основой патриотического единения и духовного возрождения Родины.
Сказанное близко к идеям, высказанным митрополитом Иоанном (Снычевым) о роли православия в судьбе России: "Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной российской государственности".
От редакции. К сожалению, размеры газетной площади не позволяют нам предоставить слово всем участникам этого содержательного форума. Но еще одно суждение мы публикуем, ибо оно касается взгляда на Самару со стороны, а это всегда любопытно. Итак, слово Марии Кабошовой, доктору- философии и продюсеру из Чехии. Тема ее выступления перспективы научного и культурного сотрудничества между Чехией и Россией.
- Подобно тому, как Прагу называют сердцем Европы, Самару в прошлом называли сердцем России, в особенности благодаря ее исключительному местоположению на Волге. На протяжении столетий Самара была местом пересечения торговых путей, соединяющих север с югом, Азию с Европой. И сегодня город является одним из важнейших речных причалов, который соединяет Черное и Азовское море с Балтийским. История чешско-российских отношений имеет тысячелетнюю традицию, но в развитии Чешской Республики после ноябрьских событий мы не смогли установить ту связь, которая нас действительно связывала на протяжении веков. "Железный занавес" на Западе был разрушен, но на Востоке нас стала разделять пропасть.
Самара — это город с разнообразной культурой и различными вероисповеданиями: польское меньшинство построило новоготический католический костел, немецкие купцы — лютеранский костел, здесь можно увидеть и синагогу, и мечеть и, естественно, православные монастыри и храмы, а кроме того и самый крупный в мире храм, посвященный славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Что касается культурно-исторических отношений, то можно упомянуть о деятельности Ярослава Гашека и чешских легионеров в Самаре. Губерния является важным культурным центром Российской Федерации с большим творческим потенциалом. Особое внимание уделяется детскому творчеству — здесь работают десятки детских танцевальных и хоровых коллективов. Самарские артисты, художники и музыканты добиваются признания и на международной сцене.
Достаточно увидеть выступления детских художественных коллективов, прочитать молодежный журнал "ИДИ! " или ознакомиться с уникальным православным общеобразовательным комплексом — Православной гимназией и домовой церковью при ней.
В Самаре два раза в год проходит международный кинофестиваль "Кино детям". Методы воспитания, образования и развития творческих способностей подрастающего поколения, которые применяются в Самарской губернии, действительно заслуживают внимания.
В этой губернии поняли, что самое важное — это "вклад в детей", именно дети и молодежь являются поколением, которое будет создавать политику и экономику будущего. Они не несут бремени темного прошлого большевизма их новые взгляды могут мотивировать инвесторов и политиков, повернуть наше внимание в нужном направлении и подчеркнуть основное. В этой губернии мы выбираем "модельные образцы" трансформации системы образования, спорта, культуры, которые здесь, бесспорно, удались настолько, что могут быть примером и для остальных.
Вот, оказывается, какие мы привлекательные. Нам бы еще научиться уважать себя.
***
P.S. Пока материал готовился к печати, телевидение вспомнило, что в стране есть мудрец, способный поставить диагноз ситуации в России и однажды уже предлагавший рецепт, как нам ее обустроить. И что же Солженицын? Вот его выводы: в стране демократия не ночевала, власть в ней не заинтересована, парламент — пустое место, и есть единственное средство исправить положение: народ должен вспомнить, что по Конституции он — носитель власти, и миллионами выйти на улицу, чтобы смести тех, кто ее узурпировал. Симптоматично. Если Солженицыну дают это сказать во всеуслышание, значит, Это кому-нибудь нужно. Неужели верхи не могут, а низы не хотят? Какого цвета будет грядущая революция в России?
***
P.P.S. Кстати, по поводу установки памятника митрополиту Иоанну 27 мая Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий обещал поддержку обратившейся к нему за помощью инициативной группе.
18.06.2005
Источник: Вечерняя Самара