Хроника одного события
Недавнее известие о закрытии Хакасско-турецкого лицея в самой Хакасии почему-то осталось практически никем не замечено. Между тем случившееся имеет особый, знаковый смысл, так как после Тувы и Бурятии удалось реально сломить хребет пантюркизму и в этой небольшой сибирской республике. А значит, одержана очередная нелегкая победа над деструктивными силами, работающими на развал Государства Российского.
Похождения турецкоподданных
В декабре 1993 года представители Хакасии были приглашены на организационный съезд тюркских государств и общин в Вашингтон. Съезд принял меморандум о необходимости сближения тюркских народов посредством объединения их культур и языков на основе турецкой культуры. В июне и октябре 1994 года работники сферы просвещения Хакасии приняли участие в международной конференции тюркских народов. В начале 1995 года начала реализовываться закрытая программа правительства Турции по стимулированию интеграции турецких фирм в экономику тюркоязычных регионов России. Тогда же в Хакасии появилась некая иностранная коммерческая организация, являющаяся структурным подразделением турецкого образовательного фонда "Уфук", который был, в свою очередь, структурным подразделением "Нурджуллар". В Хакасии пантюркистам долго обивать пороги властных структур не пришлось, и вскоре в 8-й Абаканской гимназии появился экспериментальный класс, вывеска которого, впрочем, загодя обозначила этот самый класс как колледж. По замыслу организаторов, дети из Хакасии должны были, поучившись в колледже, пройти дополнительное обучение в Турции. А потом занять влиятельные позиции во властных и общественных структурах республики.
В феврале того же 1995 года на одной из сессий республиканского парламента появление "турецкого колледжа" вызвало довольно живое обсуждение. Будущий мэр республиканского центра, а на тот момент первый заместитель председателя ВС РХ Николай Булакин высказал точку зрения, что в "таких колледжах" наверняка будут готовить идеологов пантюркизма, а Хакасии-де это и не нужно, да и вредно. Обеспокоенные парламентарии захотели послушать министра образования, но тот уверил народных избранников в том, что турецкая организация, открывшая колледж, даже не имеет на то соответствующей образовательной лицензии, а значит, не о чем и беспокоиться. Депутаты поручили Совмину разобраться с фактом открытия турецкого колледжа "по закону". И успокоились. Учреждение не закрыли, и 20 марта 1995 года оно начало свою деятельность под вывеской полноценного Хакасско-турецкого колледжа (ХТК), учредителями которого выступили республиканское Минобразования, Хакасский государственный университет (ХГУ) им. Катанова, АО "Аскизавтотранс" и та самая заезжая иностранная организация -"Чаг огретим ишлетмелери А.Ш." (что в переводе значит всего-навсего "Новые технологии в образовании". Ред.).
В 1998 году вышеупомянутая контора из учредителей ХТК вдруг исчезла, ее место тут же занял "Уфук", а колледж был переименован в Хакасско-турецкий лицей (ХТЛ). Тогда же, в 1998 году, в одной из республиканских газет выходит интересное интервью, в котором преподаватель-турок рассказал местному корреспонденту, " как именно появился ХТЛ в Хакасии. Выяснилось, что в 1995 году фонд "Уфук" уже открыл подобные учебные заведения в Туве, Якутии и Бурятии, и только после этого "каким-то образом министр образования Якутии убедил министра образования Хакасии испробовать это и здесь...".
Начало конца
В качестве лицея заведение просуществовало вплоть до 2004 года. До тех пор, пока у обосновавшихся в России турецкоподданных не начались всевозможные проблемы. К этому времени наша страна впервые за много лет озаботилась собственной национальной безопасностью. Тут-то и выяснилось, что "Нурджулар" и ее "благотворительно-образовательные" фонды, в частности уже знакомый нам "Уфук", помимо распространения идей пантюркизма и ваххабизма, являются еще и неплохим прикрытием для турецкой разведки. После такого "открытия" Министерство образования России устроило въедливые проверки турецких учебных заведений, разбросанных по всей необъятной стране. В результате были вскрыты многочисленные нарушения законодательства об образовании. И турецкие лицеи стали закрываться. А там, где местные власти смотрели на "образовательную" деятельность сектантов из "Нурджулар" сквозь пальцы, к делу защиты национальных интересов России активно подключились прокуроры. Именно так и произошло, например, в Бурятии и Туве.
В 2002 году в Хакасию тоже наведывалась комиссия Минобразования РФ. По итогам проверки министр образования России Владимир Филиппов даже обратился с письмом к председателю правительства РХ Алексею Лебедю, однако на требование срочного отзыва лицензии, свидетельства государственной аккредитации и перепрофилирования ХТЛ власти республики не отреагировали. Почему остается только догадываться. Никакой реакции не последовало и после вмешательства в историю с ХТЛ хакасской прокуратуры.
Устав ждать, в начале 2003 года Министерство образования России само лишило ХТЛ государственной аккредитации. По идее, после этого лицей должен был автоматически изменить свой статус, а так называемые турецкие преподаватели спокойно собраться и уехать к себе на родину, как это произошло в других аналогичных учебных заведениях страны. На деле же ничего подобного так и не случилось. Хотя вид, что ХТЛ подвергается "серьезному" реформированию, в Хакасии все-таки сделали. Но не более того.
В 2003 году происходит очередная перерегистрация турецкого лицея (подобный фокус-покус имел место в 1998 году). Свое учредительство в ХТЛ официально прекратили "Уфук", Минобразования республики и хакасский госуниверситет. В составе учредителей лицея остался один лишь "Аскизавтотранс", зато вместо прежнего ХТЛ в Абакане немедленно появилась та же самая турецкая школа, но с новым названием -Негосударственное образовательное учреждение "Школа с углубленным изучением предметов на английском языке" (НОУ "Школа").
Другими словами, скомпрометировавший себя фонд "Уфук" -правопреемник "Чаг огретим ишлетмелери А.Ш." из состава учредителей формально вроде бы ушел, но при этом турки-то изданного учебного заведения никуда не делись!
Исход
Порочная цепочка замкнулась, но местные власти продолжали делать отсутствующий вид, давая понять, что выполнять решение Москвы в Хакасии никто не собирается.
Дальше больше. В августе 2004 года была обнаружена подделка шести аттестатов об основном и среднем общем образовании одним из бывших руководителей ХТЛ. А в сентябре 2004 года было заведено уголовное дело в отношении некоего Манафова Абдулали Межлум-оглы по факту использования подложного документа при устройстве на работу. Манафов бывший вице-президент скандального фонда "Уфук" занимал руководящий пост в "обновленном" НОУ "Школа". Затем в прессу просочились сведения, согласно которым НОУ "Школа" спонсируется очередным благотворительным фондом "Перспектива", специально для этих целей созданным "Аскизавтотрансом". Причем особенно интересным в этом спонсорстве оказалось то, что деньги на счет "Перспективы" "падали" из-за "бугра": например, из Монголии, где функционированию турецких лицеев никто и ничто не препятствует.
Видимо, такое откровенное пренебрежение "текущим политическим моментом" кого-то очень сильно разозлило. Из Москвы пожаловала инспекторская проверка Генпрокуратуры, по итогам которой не у дел оказался республиканский прокурор Александр Белошицкий. А вслед за этим на турецкую бригаду "гуманитарного образования" неожиданно ополчилось республиканское МВД, разоблачившее и потянувшее в суд многих турецкоподданных за просроченные визы. И вот уже Абаканским судом на восемь турок, имеющих прямое отношение к НОУ "Школа", наложено административное взыскание, и до 27 марта текущего года все они выдворяются за пределы России. А потом произошло и вовсе нечто невероятное: оставшиеся в Хакасии турки попробовали было поднять шум по поводу "ущемленных прав", но отчего-то практически сразу же отыграли обратно, и до конца апреля 2005 года всем табором по-тихому отчалили до родного турецкого берега.
P.S. В мае самый упертый учредитель хакасско-турецкой школы "Аскизавтотранс" все-таки прекратил финансирование и инициировал ее ликвидацию. Недавние покровители иностранного учебного заведения считают, что стали заложниками политики. В настоящее время идет экстренная распродажа имущества: руководство лицея набирает сумму для выплаты выходного пособия нескольким здешним учителям, работавшим у турок по контрактам. Родители, чьи чада здесь обучались, попробовали обратиться в Минобразования Хакасии и управление образования Абакана с просьбой взять бывшую турецкую школу на поруки, сделав из нее обычное бюджетное учреждение. Но просителям отказали.
К концу июня девятилетняя эпоха присутствия турков в Хакасии, судя по всему, должна закончиться. Тем не менее что-то подсказывает: процесс вовлечения самостийной республики в строительство Великого Турана или во что-то похожее на этом не закончен.
Намедни стало известно, что стараниями нынешнего министра образования РХ на базе 8-й Абаканской гимназии открывается класс изучения китайского языка. Сегодня общественность республики пытаются убедить, что это очень полезное и нужное начинание. Может быть, так оно и есть. Не обессудьте, но уж очень напоминает 1995 год...
***
Справка "ВК"
Пантюркизм появился в Турции в конце XIX начале XX веков. Представляет собой националистическую идею расового превосходства тюрков, якобы стремящихся к неизбежному объединению в Великий Туран -огромное государство с геополитическим центром в Анкаре. По мнению вдохновителей пантюркизма, в состав Великого Турана обязательно должны войти тюркоязычные этносы Российской Империи, в том числе хакасы. Османли посчитали, что для строительства Турана вовсе не обязательно объявлять войну, и принялись открывать на российской территории исламистские учебные заведения с кадровой и финансовой подпиткой непосредственно из Турции. Та к в царской России появилось множество турецких школ и медресе. При советской власти проблема ползучей турецкой экспансии стала неактуальна. Но после развала СССР государственные и общественные структуры Турции вернулись к прежнему курсу, направленному на усиление влияния на тюркоязычные регионы России, ориентирование национальных республик на выход из состава страны и включение их в структуру все того же Великого Турана. С начала 90-х годов для реализации этой программы были задействованы правительственные органы, деятели культуры, образования и религии, а также различные тюркские общественно-политические организации. Широко развернула в России свою деятельность и зацикленная на Великом Туране ассоциация "Нурджулар". Именно через созданные ею "благотворительные и образовательные фонды" началось массированное внедрение в ослабленную нескончаемыми реформами российскую систему образования однотипных турецких "образовательных" учреждений.
17.06.2005
Источник: Вечерний Красноярск