О том, как сохранить его по федеральному законодательству, шел разговор со священнослужителями в администрации Волгоградской области.
Семнадцатый семинар на тему "Нормы и принципы российского права, регулирующие деятельность религиозных объединений" собрал священнослужителей Волгоградского епархиального управления и работников муниципальных образований города Волгограда. Семинар открыл первый заместитель главы администрации Волгоградской области Ю. И. СИЗОВ. Он подчеркнул важность рабочих встреч государственных органов власти и руководителей религиозных организаций как юридических лиц. Сегодня это вызвано тем, что вступили в силу Федеральный закон от 03.10.2004 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", где установлены некоторые особенности участия религиозных организаций в земельных правоотношениях. Реализация этих и других прав прямо связана с исполнением всеми субъектами правоотношений федерального законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Обеспечение правоспособности хозяйствующего субъекта администрация Волгоградской области с периода предоставления религиозным организациям права приобретения юридического лица выстраивает свои отношения как правоотношения государственных органов власти и юридических лиц — религиозных организаций. Законодательство, регулирующее эти правоотношения, включает в себя более 150 законов. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определил, что религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
После государственной процедуры признания, с момента регистрации в налоговой инспекции каждая религиозная организация, ее руководитель — священнослужитель берут на себя полную юридическую ответственность хозяйствующего субъекта в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В течение трех дней с момента изменения сведений о юридическом адресе, наименовании организации, учредителей, а также смены руководителя юридического лица — священнослужителя новые сведения должны быть представлены в Главное управление Федеральной регистрационной службы. Неоднократное непредоставление религиозной организацией обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый Государственный реестр юридических лиц, является основанием для судебного прекращения деятельности организации в качестве юридического лица. На это обратила особое внимание руководителей двадцати православных организаций, находящихся на территории Волгограда, начальник отдела по делам общественных и религиозных объединений Главного управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области И. И. АЛЕКСАНДРИНА.
По приглашению администрации области в работе семинара принял участие старший помощник прокурора Волгоградской области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Л. А. КОМЛЕВ. Говоря о прокурорском надзоре за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, он обратил особое внимание священнослужителей на необходимое число лиц-учредителей и правоспособность учредителей религиозной организации.
При нарушении этих условий организация также может утратить юридическое лицо и стать группой.
Государственный правовой язык включает в себя правовые знания, правовые формулировки, грамотно и в срок оформленные юридические документы, которые обеспечивают правовые действия и предупреждают действия противоправные. Наш отдел оказывает правовую информационную помощь в ответ на заявления организаций — юридических лиц. В отдельных случаях, установленных законом, необходимо обращаться с официальным ходатайством на имя главы администрации области. В любом случае правовая помощь может оказываться по инициативе самих религиозных организаций.
Более двухсот выездных правовых конференций, сельских сходов, "круглых столов" в 2003-м и 2004 гг. и шестнадцать выездных семинаров с 1 октября 2004 г. провел наш отдел по просьбе руководителей сельских и городских органов самоуправления всех административно-территориальных образований области и руководителей религиозных организаций. Открылись реально существующие проблемы. Среди них — необходимость восстановления и переоформления правоустанавливающих документов на богослужебные здания и сооружения и земельные участки, в основном у православных юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования участком и имуществом, а также право собственности следует восстановить по фактическому пользованию ими — либо на основании государственных актов, постановлений, решений местных органов власти прошлых лет, либо по заявлению о предоставлении таких прав в органы местного самоуправления.
***
УЧАСТИЕ В ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
До 1 января 2006 г. федеральный законодатель обязал все религиозные организации переоформить существующее право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования, начиная от года. В отношении этих участков юридические лица не признаются налогоплательщиками. По желанию юридических лиц, имеющих право постоянного (бессрочного) пользования, они могут приобрести эти участки в собственность или переоформить на право аренды.
Рассказывая о некоторых особенностях участия религиозных организаций в земельных правоотношениях, заместитель начальника отдела организации мероприятий по использованию земель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области — начальник управления земельных отношений С. Н. КОМИН обратил внимание на законодательное возникновение у религиозных организаций прав на земельные участки. Это всего два случая: при предоставлении земельных участков для строительства зданий, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих объектов; и в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, находящиеся в соответствии с федеральными законами в безвозмездном пользовании религиозных организаций на срок безвозмездного пользования данными объектами (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса). Религиозные организации не могут получить в собственность земельные участки, если и они, и находящиеся на них культовые здания, строения, сооружения принадлежат одному лицу—государству (п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса). Они освобождаются от земельного налога на эти участки (изменение в ст. 395 ч. второй Налогового кодекса РФ).
В то же время, в соответствии с изменением, внесенным в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", случаи бесплатного предоставления в собственность религиозным организациям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, устанавливаются только законами субъектов РФ. Это, в частности, относится к монастырям и некоторым другим религиозным организациям.
***
НАЛОГИ И ЛЬГОТЫ
В 2005 г. льготное налогообложение распространяется только на земли, на которых находятся используемые религиозными организациями здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. В области 70 таких объектов, земли под которыми не подлежат налогообложению. В отношении иных участков земли льгот по уплате земельного налога не предусмотрено. Налоговые ставки, размер не облагаемой налогом суммы и более низкие ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения вправе определять представительные органы муниципальных образований.
Необходимо учесть установленные сроки оформления земельных участков и время для процедуры по регистрации прав на землю. Сюда входят межевание, изготовление проекта границ земельного участка, утверждение межевого дела в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, постановка на государственный кадастровый учет, изготовление кадастрового плана, обращение в Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области о государственной регистрации прав на земельный участок с правоустанавливающим документом на него.
Для юридических действий осталось всего полгода.
06.07.2005
Источник: Южный федеральный (Ростов-на-Дону)