ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Библия: живой текст или застывшая догма ?"

Михаил Штеренберг :: 07 июля 2005

"О потенциальных возможностях религии как таковой, а не отдельных ее форм следует судить... по тому, зашла ли эволюция религии в тупик, имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с бесспорными тезисами науки, а также еще и по тому, брезжут ли перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного материала новых эпох... "

Даниил Андреев. "Роза Мира"

. Богословы, настаивающие на буквальном понимании Писания, упорно придерживаются шестоднева – шести дней творения природы и жизни. Но геологические и палеонтологические факты и теории свидетельствуют о непрерывных эволюционных процессах в органическом и неорганическом мирах. Об этом же говорят и факты, которые обычно оставляют без внимания ученые-фундаменталисты. Ограничив себя текстами Библии, они как бы забывают о грандиозном Космосе, открытом наукой. Возможно, этому способствуют чрезвычайно замедленные процессы эволюции на нашей планете, где температура лишь на 300 градусов Кельвина отличается от абсолютного нуля. Галактики движутся со скоростями, измеряемыми в долях скорости света, в их ядрах образуются новые звезды, черные дыры засасывают огромные массы материи, между галактиками текут газовые реки и т. п. Все эти гигантские и в то же время быстротечные процессы, о которых не упомянуто в Библии, протекают на глазах астрономов. И эти факты вполне согласуются со словами Иисуса о постоянном процессе творения: "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И сказал мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (Откр. 21, 5) . И Он же указал на постоянство этого процесса: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17) . Фундаменталистские подходы к библейским текстам приводят их авторов к прямо противоположному устремлениям результату. Вместо обращения образованных людей к религии происходит отчуждение от нее. В отличие от фундаменталистов, разумные богословы со времен блаженного Августина до появления научных фактов, противоречащих положениям Библии, не настаивали на буквальном понимании Книги Бытия. Они выдвинули тезис, согласно которому Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на него. Однако даже такое умеренное мировоззрение неприемлемо для тех, кто полностью отрицает тексты Книги Бытия. А зря: в Библии существуют положения, хорошо согласующиеся с представлениями современной науки о происхождении Мироздания и жизни на Земле. Например, утверждение, что мир был создан из ничего (Ин. 1, 1, 2) , хорошо коррелирует с научным представлением о сингулярности – ничтожно малом объеме, из которого возникла Вселенная. Так же соответствует научным представлениям отделение света от тьмы (Быт. 1, 4) . Согласно теории Большого взрыва, вещество перестало поглощать свет примерно через миллион лет после возникновения Вселенной. Поразительны такие слова из Книги Иова: "Он... повесил землю ни на чем" (Иов 26, 7) и "Земля... внутри изрыта как бы огнем" (Иов 28, 5) . Таким образом, одинаково опасны полное пренебрежение тем, что говорит Библия о Сотворении и картине мира, и буквальное, отрицающее доводы науки, следование ее тексту. Наука и религия суть разные способы познания единого мира. Синтез научных и религиозных представлений требует серьезнейшего обоснования каждого положения.

Рассмотрим структуру самого Священного Писания, чтобы показать: Библия при более внимательном рассмотрении свидетельствует о ее эволюционном характере и постоянной эволюции мира.

Начнем с того, что Пятикнижие Моисеево (Тора) в 613 правилах поведения и десяти всем известных заповедях регламентировала все стороны жизни тогдашнего общества – от обыденных до священных. Однако вслед за Моисеем пришли десятки пророков, семнадцати из которых посвящены отдельные книги Библии. Почти каждый из них привнес нечто, формально противоречащее древним писаниям. Так, устами пророка Иеремии Господь говорит: "Вот наступают дни... когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской" (Иер. 31, 31, 32) . Вместе с Торой и Пророками в Библию включено много вероучительных книг: Иова, Псалтирь, Царств, Притч и Премудростей Соломоновых, Товита и других писаний, образовавших Ветхий Завет (Танах – ивр.) . Следовательно, Господь находит почему-то необходимым сообщать народу Израиля принципиально новые истины, входящие в кажущиеся противоречия со старыми.

Но в чем заключается причина таких кажущихся противоречий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим Нагорную проповедь Христа. Он говорит соплеменникам: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19, 18) . А Я говорю вам: любите врагов ваших" (Мф. 5, 43) . В Нагорной проповеди Христос отменяет данное в Торе (Лев. 19, 12; Втор. 23, 21) правило о соблюдении клятвы, запрещая клясться вообще. Он заменяет его требованием строго соблюдать каждое обещание (Мф. 5, 34-37) . Отменяет Христос также древнее правило правосудия: "Око за око и зуб за зуб" (Исх. 21, 24) и запрещает отвечать злом на зло (Мф. 5, 38, 39) . И в то же время Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5, 17, 18) .

Причину этих кажущихся противоречий Христос раскрывает в беседе с фарисеями. На Его слова о том, что муж не должен разлучаться с женою, "они говорят Ему: как же Моисей заповедал мужьям давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими... " (Мф. 19, 7, 8) . Отсюда становится очевидным, что, по мере того как почти за полтора тысячелетия люди прониклись заповедями древнего Закона Божия, им дается Новый Закон. Это и понятно: Тора давалась людям, одичавшим за несколько сотен лет пребывания в египетском рабстве, где порядок поддерживался жестокими надсмотрщиками. Когда же надсмотрщиков не стало, начались бунты, типичные в таких случаях. И лишь введение Закона – Торы и жестоких наказаний за его нарушение смогло приучить к порядку народ Израиля, которому были даны новые книги Ветхого Завета. С их помощью народ проходил духовную эволюцию, готовившую его к отношениям, основанным не на внешнем благочестии, а на любви (Новом Завете) . На смену древнему Закону Божиему пришел Новый.

Таким образом, кажущиеся противоречия возникают, когда Закон соблюдается не по духу, а по букве. Об этом же говорит и апостол Павел: "Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 7, 6) . И повторяет: "Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 5, 6) . Все сказанное говорит о постоянной духовной эволюции человечества, по мере развития которого открываются все новые тайны. При этом сохраняется общий стратегический план просвещения людей. Словно предвидя новые этапы откровения, апостол Павел писал: "Когда был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13, 11) .

Эволюционные процессы свойственны не только иудаизму и христианству, но и исламу, буддизму и индуизму. Вот что пишет, например, исследователь индуизма Б. Мергаут: "В иерархии индуистских идеологических ценностей первое место занимает чистый метафизический монизм (адвайта, буквально "недвойственность" , то есть "единство". – М. Ш.) , доступный пониманию лишь мудрецов. Тем, кому этот идеал кажется слишком абстрактным, остается взять себе более простой, теологический. На данном этапе неличный абсолют выступает как личный бог, совершенство сводится к добру, освобождение – к жизни в раю, а мудрость (джняна) подменяется любовью (бхакти) к индивидуальному богу, которого верующий избирает согласно своим природным наклонностям. Если же человеку недоступен и этот уровень, то он должен строго соблюдать определенный комплекс моральных и ритуальных предписаний. В последнем случае индивидуальный бог заменяется его изображением в храме, созерцание и сосредоточение- обрядом, молитвой и произнесением священных формул, любовь – правильным поведением. Отсюда и универсальный характер индуизма; он не навязывает всем и каждому своих догм (выделено мной. – М. Ш.) , он заботится не только о тех, кто находится близко к цели, но и о тех, которые еще до сих пор не нашли пути и участие которых в традициях выражается пассивно". Таким образом, в индуизме, где учение о перевоплощении является незыблемым положением, эволюция человека в познании предусматривается от рождения к рождению, поднимающему его по ступеням мудрости. Но и само учение индуизма, как пишет другой его исследователь В. Гамперт, претерпело радикальную эволюцию, поднимаясь со временем от антропоморфных богов к Абсолюту.

Духовная эволюция шла и идет в иудаизме, а затем и в христианстве вширь и вглубь. Вширь она идет от семейства Авраама и ныне охватила до четверти населения Земли. Вглубь она продолжалась трудами отцов Церкви, святых и богословов. И со временем простым людям открывалось то, чего не знали пророки и праведники. Об этом говорит Сам Христос ученикам: "Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф. 13, 17) . Из этих слов следует важнейший вывод, что через пророков и праведников людям открывается далеко не все, а лишь то, что Господь считает нужным открыть в данный исторический момент. И в наше время крупнейший современный авторитет православия митрополит Сурожский Антоний писал о том, что даже церковные каноны – это не неизменные правила. Они соответствовали тем ситуациям, которых уже нет, и теперь нуждаются в новом видении.

Время внесло коррективы даже в записанные на каменных скрижалях письмена – Декалог – десять заповедей, полученных Моисеем непосредственно от Бога. Хотя вторая заповедь Декалога гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения" (Исх. 20, 4) , католические и православные церкви заполнены иконами и скульптурными изображениями Христа, Матери Божией, святых и даже Самого Бога Отца. По преданию, это (кроме изображения Бога Отца) вызвано тем, что Сам Христос сотворил Свое изображение, приложив полотенце к Своему лицу и создав таким образом знаменитую икону- "Спас Нерукотворный". Изменилась в христианстве и четвертая заповедь Декалога: "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20, 8) . Бывали случаи, когда древние иудеи предпочитали лучше погибнуть, чем сражаться в субботу. Но что-то, видимо, изменилось в мирах высших и отразилось в мире земном, ибо, как провозгласил Христос: "Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф. 12, 8) ; "Суббота для человека, а не человек для субботы" (Мф. 2, 27) .

Можно предположить, что эти и другие новшества, привнесенные Христом, связаны со следующими причинами. Пока народ малочислен, Господь непосредственно общается с главами рода, давая им конкретные указания. Но после выхода из египетского плена возросшему до многих сотен тысяч населению стали нужны уже четкие общие предписания, известные и понятные каждому. Но и здесь уже заложено зерно эволюционного процесса. Среди этих многочисленных правил как бы затерялись законы высшего, иерархического уровня. Это заповеди для мудрецов – о любви к Богу и к ближнему, из которых множество других и даже десять заповедей вытекают как частности. Рост зерна эволюции заключается в том, что со временем все больше и больше людей приходят вслед за мудрецами к заповедям любви, ставя их выше Декалога. Так, законник на вопрос Христа, что есть главное в Законе, сразу же называет именно эти две заповеди (Лк. 10, 25, 27) .

Впрочем, ошибочно было бы думать, что освоение христианских истин идет в виде непрерывного прогресса. Даниил Андреев замечает: "Деятелей традиции всегда оказывается больше, чем новаторов". В православных проповедях обычно основной упор делается не на любви, а фактически на ветхозаветном страхе Божием ("начало мудрости – страх Божий" , Пс. 110, 10) , смирении, под которым понимается лишь терпеливое приятие того, что посылает Господь, и исполнение того, что говорит священник. Но смирение тоже не означает рабскую покорность. Слово "смирение" означает "жизнь с миром" как отношения с людьми и жизнь интересами людей, то есть с миром – творением Господа. Можно вспомнить и иную трактовку слова "смирение" , о которой как-то говорил митрополит Сурожский Антоний. По-латински оно означает "благодатную почву" , на которую попадают все отбросы органического мира. Почва перерабатывает их и воссоздает жизнь.

Да и Сам Христос не призывает к рабской безответности и покорности, как это часто трактуют, опираясь на Его слова: "Ударившему тебя по щеке подставь и другую" (Лк. 6, 29) . Это скорее не правило, данное Им для последователей, а гипербола, использованная для того, чтобы лучше донести Свою мысль до "жестоковыйного" народа. Пример поведения в такой ситуации Он показывает на допросе у первосвященника, когда "один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке... Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18, 22, 23) . Господь не требует от человека пассивного терпения. Н. А. Бердяев пишет: "Бог ждет от человека творческого акта как ответа... на творческий акт Бога". Требование активности человека и в деятельности и в познании раскрывается в известной притче о талантах (Мф. 25, 14- 30) . Как следует из притчи, Господь, одарив людей талантами (а разум – один из самых ценных талантов) , дал им свободу воли "и тотчас отправился" , предоставив возможность действовать самостоятельно. По прибытии Он щедро наградил тех рабов, которые приумножили свои таланты, и жестоко наказал того, кто этого не сделал. По-видимому, это связано с тем, что с приходом Христа с человека снимается ветхозаветная обязанность жесткого исполнения множества предписаний. Он должен теперь руководствоваться всего двумя заповедями любви, разумно применяя их. Религия не отвергает разума: "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! " (Притч. 3, 13) ; "Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума" (Тропарь, гл. 4) .

Но следует ли человеку использовать свой разум и свободу воли для познания тайн Творца и Его Творения? На этот вопрос ответил еще три тысячелетия назад царь Соломон, которого Господь наградил высшей мудростью: "Глупый не любит знания" (Притч. 18, 2) ; "Нехорошо душе без знания" (Притч.19, 2) , "Если будешь призывать знания и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Притч. 2, 3-5) . И, наконец, уже совсем сурово говорит Господь через пророка Осию еще в VIII веке до Рождества Христова: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною" (Ос. 4, 6) .

ЖУакого же ведения требует Господь? Это Он поясняет через слова того же пророка Осип: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения, нежели всесожжении" (Ос. 6, 6) . Подчеркивая важность этого высказывания, Христос повторяет его дважды (Мер. 9, 13 и 12, 7) . К моменту этого высказывания Осип уже два столетия существовал Первый Храм в Иерусалиме. Многие поколения священников специализировались на ритуалах разнообразных жертвоприношений, совершавшихся за разные прегрешения и на праздниках. Это было установлено Самим Богом и записано в Законе (Торе) . И вдруг оказывается, что Богопознание важнее жертвоприношения.

Для Богопознания человек располагает достаточными возможностями. Об этом говорит апостол Павел, ссылаясь на Бога Отца: "Он в преизбытке даровал нам по всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христа" (Еф. 1, 8-10) . Но так как "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18) , источником Богопознания является Библия и созданный Богом мир. О том, что изучение мира способствует познанию Творца, говорит тот же апостол: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы... " (Рим. 1, 20) . Но творение как раз и является предметом изучения науки. В 1870 году I Ватиканский собор Католической Церкви утвердил это положение в качестве своего постановления. Естественно, что и у Павла, как у Осип "милость" , любовь оказывается важнее знания, ибо "знание надмевает, а любовь назидает" (1 Кор. 8, 1) .

К сожалению, об этом высказывании апостола часто забывают многие ученые, чему способствует тот факт, что наука является внеэтичным способом познания мира. Рассказывают, что когда одному из крупнейших физиков XX века Энрико Ферми указали на страшные возможности ядерного оружия, он ответил: "Для меня это просто хорошая физика". Подобные высказывания отражают настроения людей, работающих во многих небезобидных областях науки, часто на престижных и хорошо оплачиваемых должностях. Видимо, не случайно библейские заповеди были даны почти за два с половиной тысячелетия до возникновения современной науки. Но и этого времени оказалось недостаточно: научные достижения поставили человечество и биосферу на грань уничтожения.

Одним из самых успешных методов постижения глубины Библии является освоение ее нового эволюционного этапа. Блаженный Августин говорил: "В Ветхом Завете сокрыт Новый Завет, а в Новом – раскрывается Ветхий". Можно предположить, что если бы ветхозаветные исследователи Писания глубже вникали в дух, а не только в его букву, в истории народа Божия было бы гораздо меньше страданий. О том, что содержание священной Книги не исчерпывается буквальным прочтением ее текста, знали иудейские и христианские богословы. Так, иудейскими богословами была создана каббалистическая методика прочтения Торы. Христианские богословы создали методику прочтения Библии, которую условно можно назвать аналогической. Согласно ей, например, смысл символа, заключенного в Троице, явившейся к Аврааму (Быт. 18, 1-16) , проясняется в Новозаветной Троице. Или агнец, принесенный в жертву перед исходом евреев из Египта, а также Иов и Исаак являются предвестниками крестной жертвы Христа.

Очевидно, что Евангелия даже в совокупности неполно отражают жизнь и речения Иисуса Христа. Например, в Евангелиях отсутствует почти двадцатилетний период из Его тридцатитрехлетней жизни от момента пребывания в Иерусалимском Храме и до выхода на проповедь, что породило множество мнений о событиях этого периода. Но остается неполнота иного рода. Так, самое мистическое из Евангелий -от Иоанна завершается многозначительными словами: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21, 25) . Здесь, по-видимому, речь идет не только о многочисленных исцелениях, сотворенных Христом, и чудесах, Им явленных, но и о том, что Им все время творится новое (Откр. 21, 5) .

"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13, 10, 11) . Но, с другой стороны, Христос же заявляет: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего потаенного, что не вышло бы наружу" (Мф. 4, 22) . Каким же образом это тайное станет явным? Для ответа обратимся еще раз к истории Библии. Она началась с Пятикнижия Моисеева, к которому затем прибавились десятки пророческих и вероучительных книг. Очевидно, новое знание давалось людям тогда, когда они дозревали интеллектуально и духовно до его восприятия. Прибавления часто делались по сходной схеме: сначала пророков не признавали, даже побивали камнями, и лишь потом их слова признавались за откровение. Гонения же организовывали не еретики, которыми Церковь всегда пугает верующих, а священнослужители, утверждавшиеся и обогащавшиеся на старом знании. Они же и распяли Христа. ж. то же произошло с христианством после Вознесения Христа? Вначале христианству удалось сделать то, чего не смог сделать никто в течение почти тысячелетия: оно завоевало Римскую Империю. А затем с ним случилось почти то же самое, что с иудаизмом, где утвердилась власть священнослужителей в лице Синедриона. Как писал Владимир Соловьев, после принятия христианства Римским кесарем это же поспешили сделать и его подданные. Но как они были язычниками, так ими и остались.

Конечно, были Вселенские Соборы, выработавшие христианскую догматику, были и есть святые, показавшие образцы христианской жизни и приносившие известия из Небесного Мира. Но параллельно шел и идет необратимый процесс. Так, по установленным первохристианским канонам церковные деятели снизу доверху должны были избираться и перемещаться из прихода в приход и с кафедры на кафедру только с участием и с согласия верующих. Однако постепенно Церковь отрывалась от народа, начала конкурировать с государственной властью за мирское господство, погрязла во внутренних разборках. В итоге современные иерархи Восточной Церкви порой больше напоминают роскошно одетых царедворцев, чем собиравших милостыню Христа с Его апостолами. Клирики (слава Богу, не все) внушают человеку – "образу и подобию" Творца, что он теперь, после грехопадения, не творец, а раб, умышленно забывая об искупительной жертве Христа. Еще в VIII веке до Рождества Христова Господь через пророка Осию провозгласил, что сыны Израилевы будут сынами Божиими (Ос. 1, 10) . В свою очередь, апостол Павел подтвердил, что это относится и к христианам: "Ибо все вы – сыны Божий по вере в Иисуса Христа; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 26) . Иерархи называют себя учителями и отцами, хотя Христос запретил называть так кого-либо, кроме Себя и Бога Отца (Мф. 23, 8, 9) . Бывших язычников это устраивает, ибо перекладывает с них личную ответственность перед Богом на "отцов и учителей" (клириков) .

Как уже упоминалось, из Евангелия следует: Христос не только раскрывает прежние тайны, но и творит новое (Откр. 21, 5) . Но никто, в том числе ни одна Церковь, даже не ставит вопроса: что же "Творец неба и земли" сотворил за два тысячелетия после Рождества Христова? Неужели Он, между Смертью и Воскресением разрушивший врата адовы, так и остановился у них? Неужели нам продолжать верить, согласно Библии, что Солнце существует лишь для освещения Земли и вращается вокруг нее, а звезды закреплены на небесной тверди? Верить, что весь Космос – это Земля, когда наука открыла более сотни миллиардов солнц в нашей Галактике и миллиарды галактик? Или более естественно предположить, что Творец, как любящий Отец, подбирает для разговора с детьми разного возраста тот язык и тот уровень Истины, который они понимают и могут воспринять? И по мере их взросления посвящает их во все более и более глубинное знание. Едва ли можно считать ложью то, что на щекотливые вопросы малого ребенка мы отвечаем рассказами про аиста или капусту, а не про анатомию и физиологию. И еще раз вспомним обещание Христа, что со временем все тайны будут раскрыты людям.

Внимательный анализ библейского текста говорит о постоянной эволюции самой Библии через раскрытие людям по мере их развития тайн мира земного и мира небесного, находящихся в постоянной творческой эволюции. Все это – свидетельство несостоятельности утверждения креационистов фундаменталистского толка о шестодневе, лишенного какого-либо богословского или научного обоснования. Таким образом, эволюционирующие тексты Библии и священных книг свидетельствуют о постоянном преобразовании мира и дают тем самым теологическое обоснование теориям космической, геологической и биологической эволюции, подтверждаемым огромным массивом научных данных.

***

Подробнее с концепцией М. Штеренберга можно ознакомиться в его книге "Вечные вопросы" в свете науки, философии и религии" (Серия "Новые парадигмы знания". М., Новый век, 2004) .

13.06.2005

Источник: Наука и религия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /