ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

""Christian Science Monitor": Гамбит исламистов в Средней Азии"

Там, где смешиваются наркотики и религия

Фред Уэйр :: 19 июля 2005

Студент Абдулкерим разочарован светской демократией. Он заявляет, что в Киргизии пора дать шанс исламскому правлению. Подобная идея быстро получает распространение в пост-советской Средней Азии, что вызывает тревогу как у Москвы, так и у Вашингтона.

'Правоверным пора прийти к власти, – говорит Абдулкерим, который открыто носит зеленую исламскую шапочку, однако отказывается назвать свою фамилию, – все, что мы получили [от светской власти постсоветского периода], это повсеместная бедность, безработица, распри и моральная распущенность. Людей надо должным образом воспитывать. Если бы у нас здесь действовали исламские законы, был бы мир и порядок'.

Взгляды Абдулкерима не являются экстремистскими – он отвергает насилие как политический инструмент – однако местные власти рассматривают возникновение политизированного ислама как существенную проблему.

Там, где смешиваются наркотики и религия

Киргизский президент Курманбек Бакиев выступил на прошлой неделе с предупреждением о том, что безнравственный альянс торговцев наркотиками и религиозных агитаторов, которые просачиваются с территории Афганистана, создает угрозу всем государствам Средней Азии.

Узбекский президент Ислам Каримов, жестоким образом подавивший в мае, по его собственной характеристике, мятеж мусульманских экстремистов, заявил в прошлом месяце на встрече по проблемам региональной безопасности, что широкомасштабный международный заговор 'радикальных религиозных' сил, которые получают денежную подпитку от наркоторговцев, 'нацелен на уничтожение стабильности, на установление их собственного господства в регионе. . . а также на создание их собственной модели развития'. Российский и китайский лидеры, участвовавшие во встрече, полностью поддержали высказывание Каримова.

Эксперты говорят, что угроза политизированного ислама в этом регионе реальна, и, прежде всего, она реальна в неспокойной Ферганской долине, по которой проходят границы трех среднеазиатских государств. Однако, по их оценкам, местные лидеры, рисуя картину развития событий, сгущают краски, что в случае с президентом Каримовым является попыткой переложить на других вину за собственную репрессивную политику.

Однако все соглашаются с тем, что после свержения в 2001 году в результате военной операции под американским руководством власти талибов поток наркотиков из Афганистана, проходящий через Среднюю Азию в Россию и на Запад, значительно увеличился. Афганские наркобароны имеют большие деньги, которые питают коррупцию и нестабильность в регионе, где люди обычно живут менее чем на 1 доллар в день.

'Здесь всегда проходил наркопровод, однако объемы наркотиков резко возрастают, а это создает массу тревожных перспектив, – говорит советник президента Бакиева Владимир Богатыров, – наркоторговцы заинтересованы в подрыве государственного контроля, поскольку для них лучше всего заниматься своим бизнесом в условиях нестабильности'.

Большинство экспертов также согласно с тем, что в этом регионе, который за прошедшие 15 постсоветских лет не видел почти ничего, кроме бедности, деспотизма и коррупции властей, быстро растет политическая привлекательность исламских группировок.

Многие при этом указывают на запрещенную пан-исламистскую партию 'Хизб ут-Тахрир', отколовшуюся от египетской группировки 'Мусульманские братья'. Ее целью является создание на всей территории Средней Азии мусульманского халифата с законами шариата. На зарегистрированном в Лондоне веб-сайте этой организации (www.hizb-ut-tahrir.org), делаются заявления о мирном характере ее деятельности и о том, что она не поддерживает терроризм.

Однако Каримов утверждает, что именно эта партия стояла за жестоким бунтом, разразившимся в мае в узбекском городе Андижане и приведшем к сотням человеческих жертв. Власти Киргизии приняли жесткие меры во время проходивших в этом месяце президентских выборов, когда были обнаружены подписанные 'Хизб ут-Тахрир' листовки с призывами к избирателям бойкотировать голосование за 'нечестивых' кандидатов.

''Хизб ут-Тахрир' действует активно, особенно на юге Киргизии, однако люди [по событиям в Андижане] поняли, что ее деятельность ведет к плохим последствиям, когда погибают люди', – говорит Кимсамбай Абдурахманов, ведущий мусульманский деятель, в прошлом – бывший главный муфтий Киргизии.

Абдурахманов часто беседует с молодежью, которая подвергается все большему воздействию политизированного ислама, и он следующим образом описывает такое воздействие: 'Люди, связанные с 'Хизб ут-Тахрир', говорят: 'Аллах приказывает вам создать исламское государство, жить по законам Ислама. Но вы живете по другим законам и тем самым не повинуетесь Аллаху'.

Абдурахманов говорит, что он отвечает на это следующим образом. Аллах повелевает мусульманам делать только то, что возможно, и что любое государство, созданное силой, не будет подлинно мусульманским. 'Создать исламское государство прямо сейчас слишком сложно', – объясняет он.

Эксперты говорят, что существует множество этнических, культурных и исторических факторов, мешающих установлению исламского господства в бывшей советской Средней Азии.

'Все эти страхи несколько преувеличены, – говорит Орозбек Молдалиев, директор находящегося в Бишкеке независимого Исследовательского центра по проблемам политики, религии и безопасности, – по всей Средней Азии люди вновь обретают свои религиозные корни после десятилетий официального советского атеизма, и появляется радикальный ислам. Однако у самого Ислама также имеются многочисленные барьеры против экстремизма'.

Киргизы, казахи и туркмены, населяющие значительную часть Средней Азии, еще столетие назад были в основном кочевниками, и хотя номинально считались мусульманами, не относились к религии слишком серьезно, говорит Молдалиев. 'Для этого нужно вести оседлую жизнь, с мечетями и религиозными школами. Единственная зона, где есть предпосылки для мощного возрождения Ислама, это Ферганская долина', – отмечает он.

По настоянию коммунистов женщины Средней Азии в 20-е годы сняли чадру и позже получили доступ к системе образования, к работе, даже к службе в Советской Армии. Хотя сегодня небольшая их часть возвращается к традиционной одежде, большинство женщин Киргизии вполне удобно чувствует себя в модных западных нарядах: в мини-юбках, топиках и брючных костюмах.

Отсутствие терпимости к инакомыслию

В Узбекистане, часть Ферганской долины которого находится на грани бунта с исламским оттенком, многие эксперты возлагают ответственность за эту опасность на Каримова с его политикой железного кулака. Правозащитные организации утверждают, что в каримовских тюрьмах содержатся тысячи инакомыслящих и что в мае узбекские силы безопасности уничтожили до 750 в основном безоружных участников протестов.

Некоторые местные эксперты убеждают Запад, что ислам в своих умеренных политических формах зачастую может быть прогрессивной силой, которая укрепляет общество, содействует предпринимательству, дает людям чувство личной определенности. 'Существует огромное количество стереотипов, которые здесь неприменимы, – говорит президент киргизской общественной организации 'Коалиция за демократию и гражданское общество' Эдил Байсалов, – в этом обществе большое количество молодежи губит свои жизни, употребляя алкоголь и наркотики и бездельничая. Иногда мне хочется, чтобы Ислам оказывал на них не меньшее, а даже большее влияние'.

Источник: ИноСМИ.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама