ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

ОВЦС МП опровергает аргументы УГКЦ в пользу перенесения кафедры из Львова в Киев

05 августа 2005

24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. В этой связи Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила комментарий, текст которого приводится ниже.

Служба коммуникации ОВЦС считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа:

"Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем – являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий".

Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как "существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий", противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви.

Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как "эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же – в силу Апостольского преемства – Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны" ("Unitatis redintegratio", гл. 3, I, 15).

После Второго Ватиканского Собора по отношению к Православной Церкви стал употребляться термин "Церковь-сестра". В энциклике Папы Римского Иоанна Павла II "Ut unum sint" эта позиция выражена довольно ясно: "После Второго Ватиканского Собора, сообразуясь с этой традицией, был восстановлен обычай применять наименование "Церкви сестры" к Поместным Церквям, собранным вокруг их епископов. Последующая отмена взаимных анафем, устраняя болезненное препятствие канонического и психологического порядка, стало весьма знаменательным шагом на пути к полному единству" ("Ut unum sint", параграф 56).

Эти решения Собора и Предстоятеля Римско-Католической Церкви означают, что она в своих отношениях с Православными Церквами перешла от принципов межконфессионального соперничества к принципам братского сотрудничества в среде Церквей, признающих друг друга таковыми. Это, естественно, предполагает и признание различных сфер пастырской ответственности – канонических территорий.

Таким образом, признавая "одно и тоже происхождение" православных и греко-католиков на Украине, но отвергая необходимость соблюдения принципа канонической территории из-за отсутствия "канонического сопричастия", руководство Украинской Греко-Католической Церкви не только отвергает решения Второго Ватиканского Собора, имеющего в Римско-Католической Церкви статус Вселенского, но и отказывается следовать выработанной этике православно-католических отношений, которая не предполагает учреждения параллельных иерархических структур.

"Греко-католики, как и многие православные в Украине, не считают, что привилегия Киевской Церкви, как колыбели византийского христианства, перешла в Москву".

Киев не был колыбелью византийского христианства. Он, как известно, получил крещение от Византии и стал таким образом колыбелью русского – в самом широком смысле этого слова – христианства. Можно соглашаться или нет с тем, что привилегии Киевской епископской кафедры перешли в Москву, однако несомненным историческим фактом является то, что Киевские митрополиты с середины 13-го века начинают регулярно посещать северо-восточные области Руси, пока окончательно не поселяются сначала во Владимире, а позже в Москве, при этом долгое время сохраняя свой титул.

"И собственно, Митрополит Киевский в 1596 году вместе с епископами своей Церкви решил подчеркнуть и подтвердить свое единство с Патриархом Римским, преемником святого Петра, и заключил Брестскую унию".

Митрополит Киевский не мог подчеркнуть или подтвердить свое единство с Римским престолом, поскольку после печально известных событий середины XI века вместе со всей полнотой Православной Церкви прекратил с ним общение и не имел единства. Акт унии означал установление общения Киевского епископа с Римским епископом, но за счет разрыва общения с епископом Константинополя, в чью юрисдикцию он в то время входил, а через последнего – и со всей полнотой Вселенского Православия. Таким образом, Киевский митрополит по крайней мере дважды грубейшим образом нарушил нормы церковного права: он самовольно отлучился от своего законного Первоиерарха – в то время Константинопольского Патриарха, и вступил в общение с иерархом, с которым Константинопольский Патриарх, а равно все прочие православные иерархи, не имели общения. Данный акт Киевского митрополита следует рассматривать не иначе как схизму – незаконное отложение от своего Первоиерарха, – а его самого как утратившего достоинство Киевского первоиерарха.

Также необходимо отметить, что Киевский митрополит разорвал общение с Православной Полнотой и вступил в общение с Римом, не будучи поддержан своей паствой, которая осталась верна Православию и не последовала за своим епископом. Фактически, он перешел в унию без своей Церкви. Таким образом, с точки зрения самой Церкви в пределах Польско-литовского государства, Киевский митрополит и те из иерархов, которые вместе с ним вступили в унию, перестали представлять свою паству.

Именно в силу этих причин православный народ начал бороться за поставление новых иерархов взамен ушедших в унию. В результате этой борьбы Иерусалимский Патриарх Феофан в 1620 году возвел на Киевскую кафедру нового митрополита и восстановил православную иерархию в пределах Польско-литовского государства. С точки зрения православного народа Речи Посполитой, в период с 1596 по 1620 год Киевская кафедра пустовала, а униатские митрополиты, занимавшие ее, были в действительности ее узурпаторами. Если бы это было не так, то православный народ, при поддержке православной аристократии и казачества, не добивался бы восстановления церковной иерархии.

Сама униатская иерархия тоже не рассматривала себя как параллельную православной или как "одну из четырех частей первобытной Киевской Церкви", – как сейчас утверждается в заявлении Пресс-службы УГКЦ. После униатского собора 1596 года Православная Церковь была выведена за рамки правового поля, оказалась вне закона. С точки зрения Польско-литовского государства, а также униатской иерархии, она перестала существовать как правовой субъект.

На фоне юридического бесправия Православной Церкви против нее были развязаны настоящие гонения на местах. В частности, по свидетельству многих документов эпохи, включая многочисленные судебные жалобы, в результате действий или попустительства властей, подбадриваемых униатскими иерархами, отбирались и опустошались православные церкви и монастыри, осквернялись святыни; православных священников преследовали, лишали имущества и вынуждали подчиняться епископам, принявшим унию; православное население грабили и убивали, не позволяли заниматься ремеслом, выступать свидетелями в судах, заключать православные браки.

В связи с вышеизложенным, тезисы УГКЦ в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой церкви в Киев, с исторической и канонической точки зрения являются несостоятельными. В контексте же православно-католических отношений это действие может иметь весьма негативные последствия. Особенно же в том случае, если будет сопровождаться нарастанием миссионерской активности УГКЦ среди православных украинцев. Об этом сообщает "Служба коммуникации ОВЦС МП"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама