Человек хочет жить счастливо. Это, быть может, первый закон жизни. А второй - человек боится одиночества. Но как исполнить эти стремления? Первый путь - изменить к лучшему среду обитания и найти близкое по духу и разуму существо. Второй - к лучшему изменить самого себя и опять же уйти от одиночества. Как в экономике - экстенсивный путь и интенсивный. Маршрутов следования по этим путям цивилизация напридумывала бессчетное множество. Как в винегрете, человек в погоне за синей птицей счастья смешивает все возможные методы - рациональные и иррациональные, земные и астральные, величественные и смешные. Можно, к примеру, организовать межпланетный клуб знакомств и напрямую обратиться к братьям по разуму, которые, как верится, избавят от давящего одиночества. Так поступили украинские астрономы, призвав в компаньоны коллег из других стран. Можно поступить иначе - постараться усовершенствовать самого себя до такой степени, что духовные достоинства позволят сравняться с Его Величеством Творцом. Такой рецепт исповедуют каббалисты, изучающие древнюю и тайную каббалу. Приблизился ли хоть на йоту человек к счастью, ушел ли от одиночества? Как говорил великий мудрец Кант, есть две недоступные пониманию вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Об этих вечных загадках - наша сегодняшняя полоса.
Каббала - одно из самых таинственных магических учений. О древней каббале ходит множество легенд. Где правда и где домыслы? В Москву прибыл руководитель всемирной школы каббалистов Михаэль Лайтман, который является учеником Баруха Ашлага, сына самого известного каббалиста ХХ столетия Иуды Ашлага, известного под именем Бааль Сулама. Каббалисты считают, что именно в Бааль Сулама вселилась душа, которая жила сначала в Моисее, а затем в Аврааме. В ком пребывает душа ветхозаветных пророков сейчас, можно догадаться. Рав Лайтман - наследник цепи знаменитых каббалистов прошлого, и сейчас он является единственным, кому дозволено вести публичное обучение. В Москве он прочитал лекцию в Российской государственной библиотеке. Ночью накануне лекции рав Михаэль ЛАЙТМАН говорил с обозревателем "Известий" Сергеем ЛЕСКОВЫМ.
- Если бы вам, рав Лайтман, пришлось дать краткое определение каббалы, как бы вы его сформулировали?
- А в Большой Советской энциклопедии было это определение?
- Было. Про любовь главы не было, а про каббалу была.
- Глупость какая-нибудь. Каббала - это методика раскрытия человеку полного мироздания. Человек располагает пятью органами чувств, но есть объем мироздания, который скрыт от него. И каббала открывает этот объем. Это чисто практический метод, доступный каждому. Хотя и очень трудный - надо пройти 125 ступеней. Когда каббалист входит в ощущение высшего мира, исчезают обычные представления о времени и о пространстве. Мир предстает во всей полноте причинно-следственных связей. Человек на другом уровне существования приобретает качества, которые позволяют ему видеть, что есть польза и что есть вред. Исчезает граница между жизнью и смертью, и человек начинает отождествлять себя с вечностью.
- Такие способности предполагают особую нравственность?
- Об этой категории мы не говорим. Разве у методики может быть нравственность? Просто у человека появляется новый орган чувств, который выводит на иной уровень восприятия мироздания.
- А всякие карты Таро, криптограммы, манипуляции с числами?
- Чушь и сказки! Каббала - наука о шестом органе чувств. Я мог бы сказать, что это наука о душе, если бы каждый в понятие "душа" не вкладывал свой смысл.
- О каббале писали такие выдающиеся личности, как Ян Потоцкий, Борхес, Торнтон Уайлдер. Есть ли в их сочинениях правда?
- Ничего этого я не читал, хотя и слышал. Читаю только книги каббалистов.
- Если каббала - наука, то у нее должны быть строгие признаки науки - повторяемость результата, его предсказуемость, изменение методики при накоплении новых знаний.
- Каббалист записывает свое состояние в строгих количественных параметрах. Учебники по каббале - это диаграммы, таблицы, формулы. Следуя по вычисленному пути, каббалист приходит в нужную точку, куда точно так же придет другой каббалист. Это вроде путеводителя по городу.
"Известия", 24 февраля 2003 г.
[полный текст интервью]