Действительность на грани безумия
В Якутии, как во всей Сибири, языческие верования имеют глубокие, уходящие в глубь веков корни. О сибирских шаманах имеются упоминания в письменных источниках еще XVII века (в основном свидетельствовали об этом русские служилые люди, а позднее и иностранцы).
Шаманизм это колдовство, магия, а не религия. В разное время к нему относились по-разному: одни видели в шаманских действиях дело дьявола, а в шаманах его слуг, другие считали шаманов попросту обманщиками и шарлатанами, третьи трактовали шаманство как разновидность народной медицины. Версий существует множество, однако в том, что определенной силой шаманы все-таки обладают и шарлатанами их назвать никак нельзя, нас в Олекминске убедили.
По словам отца Алексия, настоятеля главного олекминского православного храма Спасского собора, с местными шаманами шутки плохи: язычество очень крепко среди населения, а сами шаманы действительно обладают способностью общаться с духами, совершать мистические действия, могут наслать на провинившегося жизненные сложности, болезнь и даже смерть.
Наиболее типичная особенность шаманизма применение методов общения со сверхъестественным миром в состоянии экстаза и выделение особых людей, которые способны на такое общение. Как правило, колдовские знания передаются по наследству от предков (и тогда шаман считается особенно могущественным и сильным) либо человека избирают духи. Шаманом может стать и женщина.
Известный исследователь религий мира Сергей Токарев писал, что обычный ритуал действия шамана это так называемое камлание: исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок. Камлание это способ общения с духами: или духи вселяются в тело шамана, или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. Стороннему наблюдателю шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще отмечается, что шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди, иногда эпилептики.
Служители духов крайне неохотно отпускают от себя последователей отец Алексий рассказывал об истории, приключившейся с одной из его прихожанок. Православная церковь считает любую магию, в том числе и шаманизм, темной, дьявольской силой, вне зависимости от того, именует ли себя маг белым или черным. Женщина стала верующей и решила навсегда избавиться от колдовских сил, управлявших ее жизнью до сих пор. Она стала прихожанкой Спасского собора, перестала общаться с "народными целителями", а вскоре на нее напал сумасшедший с топором и пытался убить. По мнению многих православных жителей Олекминска, это нападение могло быть инициировано шаманами они отлично владеют практикой зомбирования, гипноза и того, что в науке называется нейролингвистическим программированием. Особенно хорошо это действует в отношении психически неустойчивых людей путем несложных воздействий на психику в подсознание человека можно внедрить любые приказы, даже приказ кого-то убить.
Другую историю нам рассказали представители местной телерадиокомпании "Чароит" люди, которых трудно заподозрить в увлечении мистикой. Журналисты выехали на съемку в отдаленную деревню Олекминского улуса стойбище оленеводов, намереваясь сделать репортаж о сибирских шаманах и целителях. Телесъемка велась постоянно по дороге в деревню, в самой деревне и по дороге обратно. Но на выезде из шаманской деревни оператор обнаружил, что запись дороги туда получилась отлично, а вот кадры из деревни съемка оленеводов, шаманов, их обрядов и жилищ попросту отсутствует. На технические неполадки списать это сложно, остается поверить в могущество шаманов, охраняющих себя от сглаза и ненужной им популярности.
И сейчас в начале XXI века жители Сибири верят в покровительство языческих духов. Христианство вряд ли может составить конкуренцию на весь Олекминский улус всего один православный священник, который просто не в состоянии даже объехать все деревни: транспортная проблема одна из самых острых в этих краях. Люди в сибирских деревнях привыкли обращаться с просьбами не к Богу, а к силам природы к тому, от чего они зависят в своей ежедневной трудной жизни. Цель шаманских обрядов состоит по большей части в лечении людей и животных, а также в борьбе с различными несчастьями, природными катаклизмами, в гадании об успехе промысла и пр. Шаманы не только излечивают и заговаривают болезни и раны, они проводят специальные обряды против засухи, наводнения, порчи урожая и всех прочих бед жизни на земле. Например, чтобы отвести паводки, шаманы проводят традиционный обряд камлание на берегу реки: разводят жертвенный костер и проводят возле него специальные "противопаводковые" обряды. Они надеются задобрить духов и таким образом предотвратить предсказанное синоптиками наводнение и другие стихийные бедствия.
Главнейшим атрибутом шамана является его костюм. Духи-покровители, с которыми общается шаман, изображены на его одеянии, на так называемых "подвесках". Чем старше и опытнее становится шаман, тем больше подвесок и других символических деталей обретает его костюм, весящий иногда около тридцати килограммов. По мнению сибирских народов, во всех вышеупомянутых предметах заключается сила шамана, которая и делает его посредником между людьми и духами.
Филиалы сибирской школы шаманизма существуют во всем мире. В Сибири существует даже "профобъединение" магов и колдунов Союз шаманов Сибири, некая организация, которая объединяет всех сибирских шаманов и целителей. Чем конкретно занимается этот союз, узнать не удалось, зато в самом Якутске можно увидеть большое культовое сооружение Союза шаманов, построенное в центре города и обнесенное прочной оградой. Здание практически соседствует с православным храмом и стоит в престижном центральном районе города, что свидетельствует о силе и влиянии "служителей духов" в Якутии.
24.08.2005
Источник: Час Пик (Санкт-Петербург)