ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Русско-немецкая дискуссия вокруг социальной концепции Русской Православной Церкви

Александр Кырлежев :: 27 февраля 2003

"Начало новой эры? – Социальная доктрина Русской Православной Церкви августа 2000 г." – под таким, довольно смелым, названием 19-20 февраля в г. Мюльхайм (Германия) прошла международная конференция, посвященная обсуждению "Основ социальной концепции РПЦ", принятых Юбилейным Архиерейским Собором. Конференция была организована Фондом Конрада Аденауэра совместно с епископским фондом Реновабис, комиссией по общественным и социальным вопросам католической Епископской конференции Германии и католической академией "Вольфсбург", где она и состоялась.

Фонд, носящий имя К. Аденауэра (1876-1967), канцлера послевоенной Германии и председателя Христианско-демократического союза, является влиятельной организацией христианско-демократической направленности, которая, начиная с 1989 года, осуществляет проекты во всех посткоммунистических странах. По словам бывшего заместителя секретаря Фонда и участника конференции Йозефа Тезинга, Фонд Конрада Аденауэра является политическим фондом, но имеет в качестве ценностной ориентации религию и исходит в своей деятельности из христианской ответственности. Именно поэтому во всем спектре социальных и политических вопросов, включающих государство, право, социальную этику, культуру, образование и т.д., особое внимание уделяется взаимосвязи религии и политики, поощрению их постоянного диалога. Этим, в частности, объясняется сугубый интерес Фонда к "Основам социальной концепции РПЦ". Так, уже через год после принятия этого документа Фонд Конрада Аденауэра осуществил его перевод на немецкий язык и издание с комментариями Рудольфа Юртца и Константина Костюка (Die Grundlagen der Sozialdoktrin der Russisch-Orthodoxen Kirche. Deutsche Übersetzung mit Einführung und Kommentar herauageben von Josef Thesing und Rudolf Uertz. Sankt Augustin, Konrad-Adenauer-Stiftung e.V., 2001).

Не меньший интерес вызвал первый опыт формулирования православной социальной доктрины и у других организаторов конференции. Организация Renovabis определяет свою деятельность как "акцию солидарности немецких католиков с людьми в Центральной и Восточной Европе". По словам директора Реновабиса Герхарда Альберта, многочисленные проекты, осуществляемые организацией в посткоммунистических странах, имеют целью способствовать возрождению религиозной жизни и осуществлению общего христианского свидетельства в обществе. В этой перспективе богословское обоснование служения Православной Церкви в мире привлекает внимание Реновабиса, и особенно в последнее время, когда имеет место ухудшение отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и когда богословский диалог практически прекращен.

Обсуждение социальной концепции РПЦ – это шанс возобновить прерванный диалог, считает секретарь комиссии по общественным и социальным вопросам Епископской конференции Германии Матиас Майер. "Мы, католики, видим много общего в социальном учении РПЦ и Католической Церкви", – заявил он, приветствуя участников конференции, подчеркнув, что общность позиций особенно важна в период становления новой Европы.

Таким образом, вопрос "Начало новой эры?", ставший темой конференции, имеет как минимум два значения. Первое относится к самому факту появления социального учения, разработанного крупнейшей православной Церковью; второе выражает надежду на то, что это учение может отныне стать поводом и предметом для нового типа диалога между католиками и православными.

Собственно говоря, такой диалог как раз и имел место в Мюльхайме. Со стороны РПЦ на конференцию были приглашены непосредственные разработчики "Основ": протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, профессор Андрей Зубов (МГИМО) и профессор Эдуард Афанасьев (Российский православный университет).

Касаясь истории создания документа, о. В.Чаплин обратил внимание на то, что он был разработан не только в очень сжатые сроки (3,5 года), но и в условиях давления как со стороны представителей различных точек зрения, существующих в среде верующих (монархистов, христианских коммунистов и др.), так и со стороны светских политиков, которые выражали желание, чтобы социальная доктрина Церкви была привязана к "политическому моменту". Целью же составителей было создание систематизированной концепции, не привязанной к текущей политике и приемлемой для Церкви в целом – с учетом того, что почти половина приходов РПЦ находится за пределами Российской Федерации, на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. В концепции нашли выражение принципиальный отказ Церкви от поддержки политических партий (восходящий к решениям Св. Синода 1993 г.), с одной стороны, и открытость к диалогу с обществом, поощрение участия мирян в политическом процессе, с другой.

Немецкие участники конференции хотели получить от представителей РПЦ ответы на многие вопросы: о мотивации составителей "Основ", о внутрицерковной дискуссии, о партнерстве Церкви и государства, об использовании соответствующих католических документов, о реакции других Православных Церквей. Особую озабоченность вызвали слишком осторожные, по мнению некоторых участников, трактовки прав человека и демократии, в частности, уклонение от ясного ответа на вопрос о форме правления.

"Мы не считаем демократию благом, – заявил, отвечая на вопросы, о. Всеволод Чаплин. – Демократия – это не идеал и тем более не идол". По его мнению, формальное введение демократии приводит к краху. На Западе утверждению демократического устройства предшествовала длительная "воспитательная" традиция более жесткого государственного устройства. "Для нас история последних веков – не прогресс, а регресс", – считает представитель ОВЦС, утверждая, что "главное значение имеет не форма государственного устройства, а нравственное состояние общества".

Главным же мотивом для создания социальной концепции, по словам о. Всеволода, был настойчивый запрос, обращенный к Церкви со стороны общества, дать ответы на актуальные церковно-общественные вопросы после 70 лет ограничений церковной жизни и деятельности. В 1990-е годы в Церкви звучали разные голоса, и необходимо было дать систематизированное и взвешенное выражение общецерковной позиции, смелое и бескомпромиссное. Социальная концепция РПЦ "призывает мир измениться, а не наоборот", – сказал о. В. Чаплин.

Он также сообщил, что в процессе работы над текстом концепции принимались во внимание как католические, так и, в меньшей мере, протестантские, в том числе экуменические, документы, посвященные проблемам христианского социального учения, однако авторы стремились избегать "переписывания". Главными источниками были Библия и святоотеческое наследие. По существу социальному учению Церкви – 2000 лет, хотя оно и не было ранее "кодифицировано". В православном мире существуют разные точки зрения относительно необходимости формулировать особую социальную доктрину. Одни считают, что для православных естественнее не иметь систематической социальной концепции, другие же благоприятно отнеслись к документу, принятому РПЦ. (Кроме того, он послужил толчком для разработки социальных концепций российскими мусульманами, иудеями и протестантами.) Со своей стороны, о. Всеволод Чаплин считает, что существует необходимость выработки социального учения на общеправославном уровне.

В докладе, озаглавленном "Права человека, демократия и правовое государство в социальной доктрине РПЦ", представитель Фонда К. Аденауэра политолог Рудольф Юртц высказал ряд критических замечаний. По его мнению, слабым местом концепции является рассмотрение принципа прав человека как результата разложения общества, а использование образа, или понятия, "организма" свидетельствует о досовременном уровне мышления. В концепции нет ни неверующих, ни инославных, равно как и понятия "гражданина" как фактора правотворчества. При выработке социальной доктрины Церкви авторам приходится отвечать на новые вопросы, опираясь при этом на традицию, и в этом сложность задачи. Отметив, что в документе, принятом РПЦ в 2000 году, "всегда можно найти то, что вы ищете", д-р Юртц вместе с тем напомнил, что Католической Церкви для признания принципа прав человека понадобилось 100 лет. Католики постепенно осмысливали новые социально-политические реалии, опираясь на традицию естественного права, которая чужда православным. Однако и эпохальным решениям II Ватиканского собора в области социального учения и отношения к современному миру предшествовали долгие споры между консерваторами и либералами.

Андрей Зубов в своем выступлении остановился на понимании правовых вопросов, которым руководствовались составители "Основ". По его словам, в документе нашло выражение понимание права как божественного или, иными словами, "дух божественного правопорядка". Согласно этому пониманию, власть происходит от Бога, а человек является существом падшим. И государство, по сути, существует для выполнения религиозной задачи. Исходя из этого, составители концепции и предложили иерархию типов государственного устройства, в которой демократия не может занимать высокого уровня, потому что демократия отражает ситуацию, "когда человек смотрит на лицо". Демократия невозможна без демократов, поскольку это ценностная система, а не формальная. Вместе с тем особенность социальной концепции РПЦ в том, что она признает новую реальность, а именно тот факт, что современное государство – не богозданный институт. Отсюда и заявленное в концепции право Церкви на гражданское неповиновение в том случае, если государство призывает своих граждан к совершению греховных деяний.

Иную точку зрения выразил профессор Гейнер Людвиг из Института теологии и социальной этики в Дармштадте, который считает, что суть новой реальности в ином: больше нет вечного, общего правопорядка (ordo); правовые нормы нужно формулировать, причем, делая их все более абстрактными, и затем легитимировать. Местом для действия церквей, для их участия в политико-правовом процессе является современное гражданское общество, где происходит дискуссия о ценностях.

По мнению Иоганна Оэльдемана, директора Экуменического института им. Мёлера в Падерборне, Русская Православная и Римско-Католическая Церкви демонстрируют в своих социальных доктринах прямо противоположные подходы. Если у католиков Церковь понимает себя как путь человека, то у православных наоборот: путь человека – это Церковь. Отсюда и использование православными образа "организма", что возможно только в моноконфессиональном обществе. Кроме того, существует и теологический аспект, выражающийся в эсхатологическом напряжении "уже" – "еще нет". В свете этого видения Церковь – это знак вечной жизни, а не ее осуществление на земле. Продолжая сравнивать два подхода, д-р Оэльдеман признал, что "мы, на Западе, слишком подчеркиваем автаркию человека", – тогда как в православной концепции, наоборот, достоинство человека прописано не очень ясно. Причина последнего видится ему в последствиях того "разрушения человека", которое происходило в советский период, а также в настойчивом утверждении всегдашней греховности человека.

Реагируя на высказывания немецких участников, о. Всеволод Чаплин выразил свою точку зрения, согласно которой православие порой ближе к исламу, чем к западному христианству, поскольку делает акцент не на персонализме, а на соборности и коллективизме: спасаются – только в "общем теле Церкви", а не поодиночке. И высшей ценностью, согласно позиции, выраженной в "Основах социальной концепции РПЦ", является не жизнь человека, а его вера и вечное спасение. В этом смысле персонализм, например, Бердяева, – маргинален, и тем более православной традиции несвойственен антропоцентризм. "Участие Церкви в общественной дискуссии – не важно; нельзя укреплять антропоцентрическое общество. Важно не как, а важно, что говорит Церковь, – считает представитель РПЦ. – В Апокалипсисе сказано, что мир не может улучшаться". Отсюда соответствующее понимание истории, движущейся к своему концу.

Говоря о различии подходов к пониманию католиками и православными социальных вопросов, что продемонстрировала состоявшаяся в ходе конференции дискуссия, профессор Томас Бремер из Экуменического института при католическом теологическом факультете Мюнстерского университета обратил внимание на необходимость диалога о теологических основах социального учения Церкви. Такой диалог нужен для того, чтобы выяснить, каким образом и почему обращение к общему для христиан Евангелию приводит к различным интерпретациям и решениям конкретных проблем.

Его поддержал, со своей стороны, о. Всеволод Чаплин, который считает важным, что православные и католики обсуждают церковно-общественные темы. "У нас есть, что вместе сказать светскому обществу. Это не отменяет проблем, существующих между Церквами, но оставляет окно для общения и диалога", – заключил представитель Русской Православной Церкви.

На этой оптимистической ноте и завершилась конференция в Мюльхайме. В заключительном слове представитель Реновабиса Герхард Альберт выразил надежду, что состоявшаяся плодотворная дискуссия в братской атмосфере поможет снять межцерковное напряжение и станет шагом на совместном пути к "началу новой эры", когда католики продолжат углубленно изучать восточно-христианскую традицию, а православные будут развивать свою социальную концепцию во взаимодействии с католиками.

Зачитанный на конференции доклад Константина Костюка, сотрудника московского представительства Фонда Конрада Аденауэра, специалиста по социальной этике и, в частности, по социальному учению Восточной Православной Церкви, под заглавием "Социальная доктрина как вызов традиции и современности РПЦ" будет полностью опубликован на портале "Религия и СМИ" в ближайшее время.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /