ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия раздора

После теракта число мусульман в Северной Осетии значительно сократилось

Орхан Джемаль :: 30 августа 2005

За всю историю современного терроризма в России не было ничего более бессмысленного и жестокого, нежели захват бесланской школы. Все предыдущие теракты еще хоть как-то можно было втиснуть в логику борьбы "слабых" (террористов) против "сильных" (государства). Логика эта абсолютно лишена гуманизма, но тем не менее она есть. В нее, как это ни цинично, "вписывается" захват больницы в Буденновске: это часть борьбы Ичкерии против России за независимость (чеченцы тогда взяли в заложники русских). Можно увидеть и беспощадный смысл в захвате театрального центра на Дубровке или взрыве во время рок-фестиваля "Крылья" (исламские фанатики напали на "неверных" прямо во время их "языческих развлечений"). Бомба, уничтожившая пророссийского президента Чечни Ахмада Кадырова, тоже объяснима (партизаны ликвидировали коллаборациониста). Нападение на ингушское МВД в Назрани или захват арсеналов кабардино-балкарского Госнаркоконтроля в Нальчике и в объяснениях-то не нуждаются (это, собственно говоря, не теракты, а военно-диверсионные операции, проведенные одной воюющей стороной против другой).

Беслан же объяснить невозможно... На ключевой вопрос "зачем? " ни у кого нет ответа и год спустя.

Начать с того, что осетины никак не могут считаться колонизаторами Чечни, против которых сепаратисты могут выступить с оружием в руках. За "неверных" осетины тоже не сойдут, особенно бесланцы. Примерно треть осетин считают себя мусульманами, ну а у Беслана вообще репутация исламского центра Осетии. Шутка ли, около 70% жителей города ощущали себя мусульманами. По крайней мере до теракта. После него ситуация изменилась в корне.

Для статуса традиционного ислама достаточно лояльности

Пока рядовые жители искали за пределами республики виновных в трагической гибели бесланских школьников, официальная Осетия нашла врага у себя под боком. Врагом оказались местные мусульмане, в смысле не этнические, а активно практикующие ислам. Все началось с заседания коллегии Министерства по делам национальностей и религиозных организаций РСО – Алания в начале 2005 года. Министр по делам национальностей Северной Осетии Таймураз Касаев говорил на коллегии о том, что "нужна прозрачность в работе каждой общественной организации, более тесные контакты со всеми религиозными и национальными общинами".

Что имел в виду министр, стало понятно чуть позже, когда официальная газета "Северная Осетия" опубликовала по итогам заседания статью "Создать систему сообщающихся сосудов", в которой речь шла о тревожном факте: мол, во Владикавказе, в суннитской мечети, которая находится на балансе Духовного управления мусульман Северной Осетии, базируется религиозная общественная организация, фактически противопоставившая себя традиционному исламу. Имелись в виду Исламский культурный центр Северной Осетии и его председатель 48-летний Ермак Тегаев. Нет, естественно, никакой связи между Тегаевым и террористами найдено не было. У Тегаева был иной грех – натянутые отношения с "представителем традиционного ислама", тогдашним осетинским муфтием Русланом Валгасовым.

Чтобы понять суть конфликта традиционных и нетрадиционных мусульман, требуется маленькое отступление. В Чечне, Ингушетии, Дагестане традиционными считаются представители распространенного здесь суфизма – религиозной традиции, в которой исламистские установки тесно переплетены с народными обычаями. Многие современные суфийские лидеры лояльны к Москве и охотно взаимодействуют и со спецслужбами, и с официальными властями. На западе Северного Кавказа, в Осетии, в Татарстане и Башкирии, где суфийский толк не столь популярен, для статуса "традиционного" достаточно лояльности и сотрудничества. Нетрадиционным считается все остальное, в первую очередь демонстрация независимости от властей и органов. Все это под собирательным (на практике) понятием "ваххабизм" искореняется с разной степенью жесткости.

"Ваххабиту" дали всего 2,5 года

Проблема в том, что лидера в исламе нельзя назначить сверху – его избирают благодаря его авторитету среди рядовых мусульман. Ермак Тегаев хоть и не вставал в оппозицию по отношению к официальным властям, но считался независимым и авторитетным. Его оппонент Руслан Валгасов был "традиционным" хотя бы потому, что его, бывшего милиционера, утвердило на должности муфтия то самое Министерство по делам национальностей и религиозных организаций Северной Осетии.

Такое фактическое двоевластие есть практически в любом российском регионе, где живут мусульмане. До Беслана в Осетии на это не слишком обращали внимание. Однако после теракта надо было показать центру, что республиканские власти взяли ситуацию под контроль. Руслан Валгасов в одной из неформальных бесед с сотрудником духовного управления сказал, что "шестой отдел дал мне три месяца на то, чтобы разобраться с ними". И начали разбираться.

В начале февраля в квартиру Ермака Тегаева ворвались человек 15 в масках, вооруженных автоматами и гранатометами. Самого Ермака положили на пол, его жену Альбину взяли на прицел. Начался обыск. Понятые были у людей в масках свои, привлечь соседей в качестве свидетелей обыска они не позволили. Вскоре были найдены ключи от машины Тегаева, автоматчики ушли с этими ключами во двор, где стоял автомобиль. Впоследствии соседи подтвердили, что машину во дворе они вскрыли и без Ермака, и без понятых. Затем Тегаева повели к машине, он отказывался, так как слышал хлопанье дверей и багажника и понял, что туда что-то подложили. Обошлись без него – прибыл человек с видеокамерой и зафиксировал, что в машине обнаружена взрывчатка... Такова версия событий в изложении защитника Тегаева Артура Бесолова, его жены Альбины и соседей.

Советский районный суд Владикавказа приговорил Ермака к 2, 5 года колонии-поселения. Судя по мягкости приговора "ваххабиту", у которого нашли взрывчатку, судья тоже не исключал, что события развивались именно так, но тем не менее выполнил негласную установку на устранение авторитетного и независимого Тегаева. Такой вот компромисс.

Бесланских мусульман хоронили по православному обычаю

Примерно то же самое случилось и с близкими к Тегаеву активистами Исламского культурного центра Захиром Зазоровым и Вадимом Чельдиевым. Последнего, судя по протоколу, задержали прямо в междугороднем автобусе, избили (на официальном языке это называется силовым задержанием), затем долго везли на милицейском "уазике" в отделение милиции и только там у него обнаружили взрывчатку. В брючном кармане. Ну, не было у человека при себе сумки. Судья на процессе позволил себе поиронизировать: "Ну как же так, задерживали, били, везли, а взрывчатка обнаружилась только в отделении". Поиронизировал и влепил компромиссные 2, 5 года "химии".

Еще один близкий к Тегаеву человек, имам владикавказской мечети Сулейман Мамиев не стал дожидаться, пока и в его брюках обнаружится кусок пластида. Кто-то из его дальних родственников, работающих в милиции, по-семейному предупредил: "ты следующий", и Мамиев уехал из республики. Его даже в розыск объявлять не стали, сочли, что для отчета в центр уже достаточно.

В общем, несложно подсчитать, чего добился мусульманин Басаев в результате бесланского теракта. Исламские позиции в Осетии значительно ослабли. Что там говорить, если после теракта многие выжившие дети и родители тех, кто не выжил, крестились, несмотря на то что ранее считали себя мусульманами. Погибших бесланцев, в том числе и мусульман, хоронили по православному обряду, и никто из близких не возражал.

Неформальные исламские лидеры Осетии теперь в местах не столь отдаленных, и велика вероятность, что отдуваются они за чужую вину. Даже главную мечеть Осетии во Владикавказе, по слухам, могут вскоре закрыть. Не то чтобы в связи с терактом, а просто объявят реставрацию, которая закончится лишь тогда, когда о ней будут говорить как о шедевре исламского зодчества на Кавказе.


Город Беслан был заложен в 1847 году местным феодалом-мусульманином Бесланом Тулатовым. Русская администрация предложила ему в этом месте 3, 5 тыс. десятин земли, принадлежавшей гарнизону крепости Владикавказ и служившей полем для сенокоса, в качестве потомственного владения взамен принадлежавших Тулатову 4835 десятин, отошедших казакам станицы Владикавказской.

В то время во многих населенных пунктах Осетии школ не было вовсе, но в Беслане в 1903 году решили построить третье медресе. Два других медресе – одно для мужчин, второе для женщин – были построены раньше.

В 1907 году была построена новая каменная мечеть на том же месте, где с 1847 года стояла деревянная.

В годы советской власти эта мечеть использовалась по-разному. Здесь были библиотека, кинотеатр, концлагерь для немецких военнопленных, сельскохозяйственная выставка и молокозавод.

В 2001 году по инициативе мусульман города и при поддержке администрации местного самоуправления начались восстановление и реставрация бесланской мечети. Однако вскоре работы прекратились. По официальной версии, в связи с отсутствием денег на восстановление. Но местные жители утверждают, что после посещения объекта один из чиновников республиканского правительства заявил: "Тут не будет мечети, а будет историко-краеведческий музей", – и вскоре строительство было законсервировано.

29.08.2005

Источник: Наша Версия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама