Вот уже месяц на НТВ+ выходит в эфир телеканал "Спас". Вещание на нем ведётся с 10.00 до 22.00 мск. Среди других передач зрители найдут и передачу "Русский час. Фома", которая повторяется несколько раз в неделю: в четверг в 19.30, в пятницу в 16.30, в субботу в 13.30, в воскресенье в 10.30. В студии ведущий передачи, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда беседует с приглашенными учёными, философами, богословами о важных вопросах, как правило, не находящих отражения на каналах ТВ. В чем смысл человеческой жизни? Каковы реальные отношения между религиозным и научным мировоззрениями? Где границы человеческого разума? Об этом и о многом другом можно будет услышать в передаче "Русский час. Фома". Параметры настройки канала "Спас" можно узнать на сайте НТВ+.
Здесь мы будем постепенно выкладывать записи уже состоявшихся передач. И начнем с одного из самых глобальных вопросов философии и богословия с вопроса о том, КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК.
В. Легойда: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире "Русский час с журналом "Фома"", в студии Владимир Легойда. Тема нашей сегодняшней встречи – "Кто такой человек?"
Помните, у Державина: "Я царь, я – раб; я червь, я Бог…"? И действительно, от вопроса, что собой представляет человек – просто сцепление молекул и атомов или образ Божий с бессмертной душой, зависит очень многое, может быть, даже все. Об этом мы сегодня и поговорим – о православном взгляде на человека.
Сегодня у нас в гостях Андрей Борисович Зубов, доктор исторических наук, профессор МГИМО, профессор Российского православного университета, и Сергей Сергеевич Хоружий, доктор физико-математических наук, заслуженный… т.е. почетный профессор ЮНЕСКО… Простите, Сергей Сергеевич!
С. Хоружий: Сразу напрашивается вопрос о "четном" профессоре ЮНЕСКО, так что оставим титулы (смеется).
В. Легойда: …и директор Института синергийной антропологии. Также в нашей студии традиционно присутствуют студенты МГИМО и сотрудники редакции журнала "Фома".
Сергей Сергеевич, прежде чем мы начнем собственно разговор о нашей теме, я не могу удержаться от предвопроса. Институт синергийной антропологии – это что? Вы не могли бы коротко, в нескольких словах, рассказать нам об этом феномене?
С. Хоружий: С удовольствием. Это вновь созданный в недавнее время научный институт, разрабатывающий, соответственно названию, синергийную антропологию научное направление, занимающееся созданием современной модели человека, но при этом в качестве своих опытных данных, опытной базы активно опирающееся на опыт православной аскетической традиции, в которой и был найден знаменитый принцип синергии, согласия энергий Бога и человека. Вот на базе этого древнего опыта и древнего принципа оказалось возможным создать новый, вполне современный взгляд на человека и научное направление.
В. Легойда: Спасибо. По-моему, коротко и ясно. Андрей Борисович, а как вы думаете, с чего нужно начинать разговор о человеке?
А. Зубов: Что есть человек? Помните, как в псалме: "Что есть человек, что Ты помниши его?" И поняв, что такое человек, мы поймем дальнейшие его пути, смысл, цели и все прочее.
В. Легойда: Это понятно, я имел в виду, а с чего надо начинать разговор о том, что есть человек?
А. Зубов: С самого начала, я полагаю, с размышления на тему, как понимается человек, смысл человеческого в различных традициях – в христианстве, в философии. И поскольку у нас все-таки православный канал и мы здесь пытаемся разговаривать именно о христианском понимании человека, то вот и надо, наверное, задуматься над тем, как христианство понимает человека, ибо именно для человека существует христианство, а не для чего-то иного.
В. Легойда: Сергей Сергеевич, вы согласны с такой постановкой вопроса?
С. Хоружий: Да, вполне. Только следуя заданной вами модели, я бы сказал, что нужен еще "предвопрос". Ученый всегда начинает с методов и правил. По каким правилам мы можем говорить о православном взгляде на человека?
Вот я – работающий математик и твердо знаю, что какова бы ни была мера моего православного благочестия, но когда я занимаюсь математикой, я занимаюсь математикой как таковой, математической наукой. И знаю, что православной математики не существует. Соответственно, где территория православного взгляда на человека? Какие вещи о человеке в рамках этого взгляда? Мы знаем, что есть не одна наука, в отличие от математики, а целый комплекс наук о человеке. В каких отношениях с этими науками о человеке должны быть православные люди? Встает, как скучно выражается философия, вопрос о границах дискурсов.
Нужно разграничить территории. Говоря о человеке, мы обязательно будем описывать его состав, процессы, которые с ним происходят… Где здесь место православной конфессиональной позиции, нашему благочестию, нашей вере? Здесь в своих правах наука. Но есть и другой набор вопросов о человеке – когда речь идет об интерпретации происходящего, об осмыслении, об оценках… Когда речь идет об определении заданий, о выборе стратегии, о назначении – о том, что не находится в горизонте прямого экспериментального знания. Вот здесь уже обширнейшая территория и для философии, и для христианской апологетики, территория православного взгляда на человека. И я думаю, что нам стоило бы это разграничение в нашем разговоре иметь в виду. Есть обширная территория христианской и собственно православной антропологии, и она должна находиться в отношениях дружественных и добрососедских с территорией собственно научного подхода к человеку.
В. Легойда: А между этими подходами возможно какое-то противоречие?
С. Хоружий: Ну, что же ломиться в открытые ворота? Мы знаем, что вся культурная история Европы полна такого напряженного выяснения отношений между конфессиональным взглядом на человека и взглядом собственно научным. Но и наука имеет свою эволюцию, свою историю, ее подходы менялись. Долгое время ей был присущ так называемый позитивистский подход, который себя утверждал враждебным по отношению к любому религиозному взгляду.
Сегодня, как выражается философия, позитивистская парадигма научного знания отвергнута самой наукой – не под внешним давлением, а по собственным, внутренним причинам. И имеет место поиск других парадигм, которые себя в такую враждебность к иным, иноприродным взглядам и подходам уже не ставят. Сегодня ситуация свободного поиска и определения отношений, которые, в том числе, могут быть и абсолютно добрососедскими, отношениями плодотворного сотрудничества.
В. Легойда: Это приятно слышать. Андрей Борисович, а если говорить о собственно конфессиональном взгляде? Если обратиться к Священному Писанию, то в первых главах Книги Бытия мы встречаемся со словами о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Т.е. человек есть образ и подобие Божии. Как бы вы интерпретировали, что такое "образ и подобие" Бога?
А. Зубов: Владимир Иванович, этим вопросом вы, в некотором роде, продолжаете первый вопрос, который вы предложили Сергею Сергеевичу, о том, что собой представляют и как соотносятся христианское, религиозное, и научное представления о человеке. Мне кажется, быть может, потому что я гуманитарий, что здесь нет противоположения.
Действительно, нет христианской математики, хотя идеальное понимание числа как некоего откровения, каких-то Божественных форм, аналогично откровению музыки, предположим, это, в общем-то, не вовсе невозможная вещь, и она известна в религии. Я думаю даже, что верующий математик глубже видит смысл числа, чем математик неверующий. Но я-то не математик, и мой совершенно гуманитарный подход говорит об ином.
Вот ежели мы выберем точку отсчета такую, что есть абсолютное начало мира, есть Творец, есть абсолютный смысл; что (это уже подход не только христианский, разумеется: об образе и подобии Божием говорят многие религии, и христианская в частности) человек – это образ и подобие этого Абсолютного Начала мира, выходящего далеко за пределы мира; что роль Творца – это лишь одна из многих ролей, но наиболее нам близкая и понятная, потому что для сотворенного абсолютное выступает как Творец, тогда выстраивается одно понимание человека, вплоть до его физиологии, вплоть до тех биологических процессов, которые в нем происходят. Возникает определенная система смыслов человека. А ежели мы будем считать, что человек, как говорил знаменитый китайский даосский мыслитель Чжуанцзы, это не более, чем кончик волоска на лошадиной шкуре, то это совершенно иное понимание человека. А если мы будем рассматривать человека в материалистическом плане – только как определенным образом сложившийся сгусток энергии и биологических процессов, то это будет третий подход и третье понимание смыслов. А если мы будем понимать человека, например, не как образ Божий, а просто как некую частицу божества, атман, на санскрите, – как предполагает большинство южно-азиатских религиозных систем, это будет четвертый подход к человеку.
Поэтому-то православное – и, шире, христианское видение человека – это совершенно определенная система точек отсчета и, соответственно, понимания результатов процессов. Только никогда не надо забывать, что за всеми этими мудреными, может быть, словами стоят обычные люди.
В. Легойда: Я хотел бы, с вашего позволения, обратиться к ребятам, которым, видимо, тоже есть что сказать по этому поводу, и узнать у них, насколько важно для них осознание того, что у человека есть связь с Абсолютом и что он – частичка этого Абсолюта.
Девушка: Вот я смотрю на себя в зеркало: две руки, две ноги, временами кажется, что и голова на месте… А зачем мне все это знать? Зачем мне знать, каково отношение к человеку в теологии, в науке? Что это мне даст как человеку?
С. Хоружий: Вопрос знаний – это вопрос обретения нами ориентации. И это, конечно же, вопрос выбора. Действительно, вы можете ограничить объем своих отношений с реальностью непосредственно ближайшим кругом, проведя границу где угодно, и сказать: "А прочее мне не требуется". Но чтобы понять, почему так происходит, уже нужно будет задать вопрос о свободе тварей, свободе человека. Почему у вас есть возможность провести эту границу там, где вы захотели ее провести? Вы ощущаете, что она у вас действительно есть: с позиций этой свободы вы меня и вопрошали, мол, а зачем мне? Вы ощущали, что вы это можете, вам это дано: вот я проведу здесь границу и скажу, что все прочее меня не касается. Вы реализовывали этим свою свободу. И чтобы понять, что вы сделали, вам уже потребуется за эту границу выйти.
В. Легойда: Я хотел бы заметить для некоторых из наших зрителей, что в слове "твари", которое использовал Сергей Сергеевич, ничего обидного по отношению к здесь сидящим не было. Оно означает всего-навсего "творения".
А. Зубов: Я бы так ответил на вопрос Али. Дело в том, что Аля подошла к зеркалу, увидела с радостью, что у нее не только две руки, две ноги и голова, но что все это очень мило слажено, скроено и хорошо сшито, и спокойно отошла, села на диван и задумалась. И вот в тот момент, когда она задумалась, уже без зеркала, она стала находить в себе некоторые вещи, которые не связаны непосредственно с руками, ногами и даже с головой. А стала находить какие-то внутренние размышления, чувства, и совсем, я уверен, как у Толстого в его "Детстве", стали звучать часы: "Кто я? Что я? Кто я? Что я?" И вот тогда-то на место зеркало необходимо ставится философское размышление.
Любой человек, даже никогда не читавший ни одного философского или богословского трактата и даже Библии в руки не бравший, и он задумывается, кто он такой, что он есть. Это нам только внешне кажется, что толпа на улице думает только о том, где бы выпить газированной воды или пива. На самом деле каждый внутри себя решает те же экзистенциальные, глубинные, бытийные вопросы, какие решают философы или богословы, только это решение остается интимным и иногда любительским. И, наверное, для того, чтобы подумать, как его углубить, как ему обозначить рамки, и есть наша сегодняшняя встреча.
В. Легойда: Еще вопросы, ребята?
Девушка: По каким критериям мы можем различать истинные представления, ложные представления? Кто это решает, и каким образом каждый из нас может определить эти критерии и оценить правильность собственного выбора?
В. Легойда: Вопрос очень интересный. Сергей Сергеевич?..
С. Хоружий: Ну, что же… Это и мне казалось необходимым дополнением и продолжением к тому исчислению позиций, которое представил Андрей Борисович. Это исчисление могло бы легко показаться этаким априорным перебором: можно выстроить в уме такой взгляд на человека, можно – другой, а можно еще вот какой… И мы видим, что в разных частях земного шара, в разных традициях возникали действительно такие взгляды на человека. Будучи, опять-таки, практикующим ученым, я сразу вспоминаю, что направлять-то нас должен опыт. Мы вовсе не перебираем какие-то абстрактные априорные позиции, а мы должны их направлять и поверять нашим опытом. Опыт – тоже не простое слово. Об этом, я надеюсь, будет разговор дальше.
В. Легойда: То есть наш опыт – единственный критерий истинности наших суждений?
С. Хоружий: Человек должен углубляться в свой опыт. Этот опыт может быть ограниченным, неправильно построенным, он может обманывать человека, это уже следующий этап. Но сама стихия опыта – это и есть необходимый поверяющий критерий. И глядя на опыт, который человечество приобрело, мы обнаруживаем, что этот перебор традиционных древних позиций давно уже был подвергнут решающему испытанию.
Европейский человек, как мы отлично знаем, это обязательно прозвучало бы, если бы Андрей Борисович продолжил бы исчисление еще дальше, пришел к критическому взгляду на эти позиции. В XX веке опыт его оказался настолько страшен, что привел к тому, что все эти позиции стали казаться просто возвышенной риторикой, не имеющей отношения к делу, к опыту, к реальному человеку, к нашей истории. Эта проблема, как мы знаем, была сведена на Западе к известному вопросу: "Как возможно богословие после Освенцима?" Что это за речи об образе Божием, который являет собой человек? Вы о чем вообще говорите? Вы где живете?
Соответственно, на все древние благостные сочинения современный человек смотрит прежде всего сквозь призму этого опыта, который достаточно негативен. И в своем разговоре мы этой перспективы, конечно, не должны упускать.
В. Легойда: Андрей Борисович, вы действительно пришли бы к тому, о чем сказал Сергей Сергеевич?
А. Зубов: Надо сказать, что вот это суждение – "Возможно ли богословие после Освенцима?" я всегда для себя переосмысливал иначе: возможен ли был Освенцим при богословии? Мне кажется, что тот опыт, который получило человечество в XIX-XX веке, безусловно, страшный, почти апокалиптический, это опыт, в первую очередь, того, что случается с человеком, когда он забывает, что он есть на самом деле. И именно забвение этого истинного, глубинного понимания человека – через целый ряд, конечно, опосредующих изменений: интеллектуальных, культурных, потом уже бытийных и политических, и приводит ко всем тем ужасам, с которыми мы столкнулись в только что закончившемся столетии и, боюсь, будем сталкиваться и в будущем.
Тот опыт, о котором мы сегодня говорим, действительно уходит в определенную область, – но не эмпирической жизни: с Освенцимом, с Бутовским полигоном, фашизмом, коммунизмом и так далее, а в совершенно иную. Этот опыт понимания, что ты есть, доступен глубокому мистическому сознанию, которое, вглядываясь не вовне, а внутрь себя, в свое сердце, встречает своего Творца и обретает соотнесенность с Ним. Скажем, христианство ясно говорит о человеке как об образе Божием и о том, что падший человек, исцеляясь от грехопадения, становится вновь сыном Божиим. Господь постоянно говорит: "Я вас называю братьями Своими". "Ваш Отец" и "Мой Отец", говорит Он об Отце небесном, о Боге. В самый напряженный, самый драматический момент Литургии верных священник произносит (славянский перевод не совсем адекватен, а в греческом тексте так): "Дай нам называть едиными усты, единым сердцем Тебя, небесного Бога, Отцом". И после этого весь храм поет "Отче наш".
Особенно удивительно другое – как, например, в той же Индии или Китае, в нехристианской традиции, не зная христианской традиции, мистики и подвижники, искренне и глубоко погружаясь в поиск Бога и поиск себя, тоже приходят к этим же вещам, на самом деле во многом противоречащим их богословским и философским умозаключениям. И это говорит о том, что опыт богочеловеческого общения – это реальность, а ужасы XX века говорят о том, что мы просто разучились посещать эту Америку, этот мир. И поэтому-то, забыв, кто мы такие, стали жуткими свиньями.
В. Легойда: Мне кажется, что в последних двух репликах Сергея Сергеевича и вашей, Андрей Борисович, – прозвучала очень важная мысль о том, что разговоры об образе Божием, о связи человека и Бога – это не пустые, отвлеченные теоретические выкладки. Это непосредственно связано с практикой, с повседневной жизнью, с тем, как человек реализует себя.
И в этой связи я хотел бы задать вам, Сергей Сергеевич, вопрос об опыте XX века и, может быть, даже нескольких предшествующих столетий в западной культуре, о котором вы начали говорить. На одном из ваших семинаров, где мне довелось присутствовать, вы произнесли, на мой взгляд, замечательную фразу о том, что культ разума с неизбежностью приводит в царство безумия. Это об этом же?
С. Хоружий: Да, конечно. На эту тему мы с Андреем Борисовичем и начали рассуждать. И всякий разговор в наше время, в сегодняшней реальности неизбежно перейдет в это русло, иначе никак. Существенно, что в том разговоре, который вы припоминаете, этот тезис возникал не как слоган, не как идеологический лозунг, он возникал в абсолютно спокойном, научном контексте, как вынужденный, вытекающий из определенной, объективной научной логики, из определенного взгляда на человека. Но только этот взгляд на человека должен, опять-таки, тщательно сверяться с наличным опытом.
Андрей Борисович совершенно справедливо сказал, что эта жуткая реальность возникает, когда человек забывает о своей богопричастности. Только нужно опять пойти слегка дальше, продолжить эту замечательную фразу и спросить себя: а почему это человек только и делает, что забывает? Что это он такой забывчивый? Почему человек выступает сегодня как забывающее, если не вообще уже забывшее? Почему культурфилософская квалификация нашего времени, нашей эпохи в европейской культуре постхристианство? Мы не согласимся с этой квалификацией, но она имеет под собой немалую опытную базу, и сегодня уже мы должны доказывать, почему она не верна, почему это все-таки не постхристианство. Нам укажут на очень многое, говорящее, что это именно так. И мы должны, имея дело с сегодняшним антропологическим опытом, говорить без подтасовки о том, что есть правило и что исключение.
Так вот, в сегодняшней реальности не-забвение есть исключение, а забвение – правило. И когда мы рассуждаем о том, что есть человек, мы должны отправляться от сегодняшней опытной реальности: человек – это тот, кто, как правило, забывает, а в виде исключения, иногда, почему-то, вроде бы может и не забыть. Такова сегодняшняя перспектива, к которой вынуждает опыт. И если мы 99% времени рассуждали о богообщении, и устремлении человека к богу, и человеке как образе Божием, а потом скороговоркой проговорим: "А вообще-то он может и как свинья себя вести", то мы и будем теми самыми христианами, которые ввергли мир в постхристианство. Которые не видели, что есть правило, а что есть исключение и посвящали исключению 99%, а правилу – скороговоркой и в конце – полпроцента.
Нам нужно разобраться. В образ человека мы, безусловно, включаем и разум. Так почему этот самый разум ведет к господству безумия? Разум-то, простите, это тоже образ Божий! Всякий богослов скажет о разуме как об элементе образа Божия. Так, стало быть, та моя фраза, которая вам очень понравилась, она – наоборот, богоборческая? Ведь если мы признали разум элементом образа Божия, то, выходит, образ Божий ведет к господству безумия?
Нужно отдавать себе отчет в тех новых связях старых понятий, к которым нас вынуждает наш собственный опыт.
В. Легойда: Новые связи – это новые значения старых понятий? Или мы говорим о том, что разум при определенных условиях, при определенной реализации человеком себя, приводит к таким печальным результатам?
С. Хоружий: Возвращаясь в правильный для православного человека контекст вероучения, мы можем сказать, что опыт требует различать разум и разум. Разум требует пристальнее вглядываться в традиционное для богословия понятие образа Божия. Говорить о том, что разум – элемент образа Божия и неотчуждаемо присущ человеку, уже попросту недостаточно. Это и есть то старинное богословие, которое не помешало миру стать сначала просто секуляризованным, а потом и миром Освенцима.
В. Легойда: Андрей Борисович, как все-таки быть с разумом и царством безумия?
А. Зубов: Мне вспомнился совсем недавний опыт. Я готовился принимать экзамены в православном университете. Мы там, естественно, перед экзаменом молимся. А после молитвы я заметил, что кроме иконы почти в красном углу висит герб Российской Империи с надписью "С нами Бог". И я вдруг почувствовал, какая высокая претензия в этом лозунге. Ежели Бог с нами, то, соответственно, мы ни в чем не можем быть плохи, несовершенны, потому что ничто грязное, пошлое, недостойное не может приближаться к Богу. Бог не может быть с ним! Так что если с нами Бог, то мы должны жить по принципу: "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть". А если мы посмотрим на историю той России, которая присоединила этот лозунг к своему гербу, то увидим, что там, конечно, и близко не было того совершенства, о котором я только что говорил. И может быть, это различие между претензией и реальностью и есть глубинная причина катастрофы 17-го года.
Это отчасти объясняет и то, что происходит с каждым человеком. Почему человек, имея такие высокие претензии, такие высокие устремления, тем не менее, предпочитает, как очень верно сказал Сергей Сергеевич, забыть, а не припомнить? Потому что, когда забываешь, легче "быть самим собой" – таким, какой ты есть, а не таким, каким ты должен быть. С Богом жить крайне тяжело – и в то же время очень легко. Но чтобы было легко, надо менять себя. А если нет желания менять себя, тогда постепенно забываешь о Том, Кто стоит рядом с тобой или Кто, как говорит хорошее, каноническое мусульманское слово, "ближе к тебе, чем твоя шейная жила". Отсюда происходит забвение, и отсюда так страшен анамнез – припоминание. И поэтому люди бегут от знания, что они – образ Божий. Это знание заставляет их становиться другими.
Дальше вопрос: почему человек не хочет становиться и сохраняться как образ Божий? Почему он стремится быть иным? Здесь, я думаю, мы с вами вплотную, Сергей Сергеевич, подходим к проблеме грехопадения.
В. Легойда: Прежде чем мы с вами обратимся к этой важной и тоже очень сложной проблеме, я хотел бы узнать, что думают наши студенты, чтобы мы завершили разговор по поводу разума. Сейчас начало XXI века. Вас учат в школе, в университете. Установка на культ разума сохраняется. Это хорошо или плохо? Как вы чувствуете?
Девушка: У одного из величайших режиссеров нашего времени – у Ларса фон Триера в фильме "Догвилль" есть очень показательный момент, где он, простите, в заднюю часть свиньи вставляет Всевидящее Око. Я как человек, который учился в школе и в институте, знаю, что Всевидящее Око – это очень глубокий символ, у которого божественное происхождение. Допустим, я сейчас говорю как человек непросвещенный, даже атеистически настроенный, но я, тем не менее, знаю, что Всевидящее Око – это божественный символ. И когда я вижу эту картину, совмещение двух этих, так сказать, артефактов, я испытываю возмущение.
У меня возникает вопрос: с точки зрения Ларса фон Триера, величайшего режиссера современности, что это такое –насмешка над зрителем, насмешка над собой или диагноз, поставленный самому себе? Если это диагноз, то, в общем-то, это диагноз времени, потому что фон Триер крупнейшая фигура современного кинематографа. Можно ругать кинематограф, но ведь какое время, такое и кино. Это утверждение, на мой взгляд, справедливо. И против этого внутри все бунтует, и так жить не хочется.
Девушка: Европейский писатель Ромен Гари, если я не ошибаюсь, в произведении "Воздушные змеи", сказал, что сохранять смысл жизни – это не всегда означает сохранять здравый смысл. Я согласна с этим утверждением, потому что очень часто разум доводит до безумств, но разум может и остановиться вовремя, и дать возможность духу проявить себя. Вот так люди сохраняли смысл жизни и свою жизнь.
Юноша: У нашего знаменитого сатирика Михаила Задорнова в одном монологе была такая сцена. Две толпы взбунтовавшейся молодежи собираются уже пуститься в кровавый бой. Проходящий мимо священник решает образумить бесов и говорит: "Что вы? Господь с вами!" Дальше следует выкрик одного из бунтарей: "Вы слышали? Господь – с нами! Вперед!" Мне кажется, это на сегодняшний день самая яркая иллюстрация конфликта разума и интуитивной потребности в вере.
В. Легойда: Вот такая вот картина получается с той стороны, господа.
А. Зубов: Понимаете, разум сам по себе, естественно, не абсолютный советчик. Разум действительно привел ко всему тому, о чем мы здесь говорили, но ведь для верующего человека – я говорю даже специально "для верующего", не обязательно только для христианина и уж тем более не только для православного, разум должен быть погружен в сердце. Он должен быть соединен с волей человека, глубинным местом его души, в котором Бог встречается с человеком, где совершается выбор в сторону добра или сторону зла.
Сердце человека должно быть при этом чистым, тогда оно будет давать совет правильного выбора. И разум, облекая этот выбор в определенные формы, будет проявлять того или иного человека вовне словами, действиями, да и мыслями. То есть главный вопрос – опять же, вопрос чистоты сердца. А вот что такое "чистота сердца" это проблема человеческой падшести, человеческого несовершенства. И, кстати говоря, весь смысл христианства – это преодоление человеческой падшести.
Не надо забывать, что в Таинстве Крещения, в самом приходе в Церковь, с человека смывается первородный грех, который довлеет над человечеством с момента неправильного сердечного выбора Адама. Когда человек, став христианином, освобождается от первородного греха, он обретает чистоту сердца, он обретает свободу. Но если он не будет ее беречь, а обычно мы ее плохо бережем, и даже плохо понимаем это, то он фактически совершает новое грехопадение, аналогичное грехопадению Адама, и отпадает от Церкви и этого иного, совершенного плана человеческого бытия: он опять перестает быть образом Божиим. Поэтому в Таинстве Покаяния священник и говорит: "Соедини его (т.е. раскаявшегося) со святой Твоей Апостольской Церковью". Значит, грех нас отсоединяет от Церкви, отделяет от нее, опять делает наше сердце нечистым и, соответственно, разум – блуждающим и слабым. И только постоянное пребывание в Церкви, в системе Таинств, во Христе, делает возможным доверять разуму, доверяя своему сердцу.
Здесь, опять же, важен момент опытности. Человек опытный видит в своем сердце присутствие Христа или Его отсутствие. Даже уверен, что каждый из ребят, поскольку ребята тут, видимо, церковные, знает по себе, что если он совершил какое-нибудь свинство, то после этого сердце закрывается и его воля оказывается свободно болтающейся, непривязанной, он чувствует себя раздавленным, брошенным на произвол судьбы. Но когда молитвой, покаянием он вновь входит в Церковь, опять образуется цельность, единство личности, которое позволяет делать правильные выборы и верить своему разуму.
В. Легойда: Сергей Сергеевич, я понимаю, что уже много тем сегодня прозвучало. Хотелось бы, чтобы вы хотя бы тезисно отреагировали на то, что мы сейчас слышали.
С. Хоружий: Прозвучало много, но единство тематики во всем этом, конечно, было. Мы разбирались в том, "насколько разум Божествен", скажем так, выражая это старинной формулой. По православному вероучению, разумеется, разум как таковой не Божествен. Разум – часть облика человеческого, и, как все достояние "человеческое, слишком человеческое", он несет в себе предпосылки и того, и другого.
Та моя формула, которую вы недавно вспомнили, говорила о том, что именно культ разума ведет к господству безумия. А что такое культ? Очевидно, предмет культа, то бишь разум, предполагается безграничным, абсолютным. Человек начал считать свой разум безграничным. Это уже следующая формула, раскрывающая, почему в конце концов возникает господство безумия: это значит, что разум стал игнорировать собственные границы. Он снял вопрос о своих границах!
В. Легойда: А почему эти границы должны быть? Нас учили, вот ребята не дадут соврать, что познание безгранично…
С. Хоружий: Именно. Это и есть остатки того самого, новоевропейского, ренессансного, просвещенческого взгляда, который, если угодно, мы можем выразить как одержимость человека собственной безграничностью. Человек возомнил некую линейную бесконечность, по которой он так вот и будет неопределенно продвигаться и возрастать. А опыт-то демонстрировал, что границы реально существуют. Сегодня эти границы отлично уже описаны не только на уровне эмпирического опыта, но и на уровне философии, психологии, науки… Но прежде всего это обнаружилось прямым опытным образом.
Есть известнейшие сегодня труды абсолютно не православного ученого, а совсем наоборот. Это труды Мишеля Фуко, который очень детально разбирал переходную эпоху от момента, когда культ разума был еще радостным утверждением, не видящим против себя никаких возражений, к совсем другому периоду, когда разум начал видеть какие-то горькие, противоречащие себе самому факты в своем собственном седалище – в человеке. Уже на уровне языка ясно, что значит безграничность разума. Это значит отрицание отсутствия разума – безумия. И если разум отрицает, что человеку присуще и безумие, которое и есть граница разума, то он не принимает мер против безумия.
Безумие, которое наука сегодня передает понятием бессознательного (в широком смысле мы можем считать бессознательное и безумие почти синонимами, даже научная психология это позволяет; сфера бессознательного – это, в широком смысле, сфера безумия), и есть та самая граница. И диагноз, что человеку эта граница присуща, что в нем есть не только разум, а есть и безумие, у которого своя территория, свои права, поставил не фон Триер, а, как мы знаем, Фрейд, немножко раньше. Фон Триер – это какие-то десятые, пусть сколь угодно яркие, вариации на тему.
И когда я говорил, что культ разума ведет к безумию, то выдвигал тезис не публицистический, не идеологический, а чисто научный. Я имел в виду чисто научные открытия, а именно – если человек не замечает своих границ, не желает знать, что в нем гнездится безумие, то он предоставляет свободу действия безумию. А безумие обладает определенными свойствами, манерами, привычками, и манеры безумия таковы, что бессознательное – по определению, действует в нас без воли и ведома сознания.
В православной аскетике, точнее, в общехристианской аскетике, которая развивалась еще до разделения церквей и является достоянием всего христианства, эти эффекты, эта таящаяся в человеке граница его разума, это наличие в человеке совсем других территорий было открыто на опыте и называлось совсем другим словом. Это называлось страстями. Как мы должны относиться сегодня к тому факту, что то, что открыл Зигмунд Фрейд, немножко раньше открыл Антоний Великий?
В. Легойда: "Немножко раньше" это на несколько веков...
С. Хоружий: На полторы тысячи лет: IV век и XIX-й. Ровно на полторы тысячи лет. И мы должны относиться к этому с великой печалью: это знание одна часть человечества не сумела сообщить другой! Та сфера, где развивалось это духовное знание, не поделилось этим своим знанием с другой частью человечества, где шли абсолютно иные процессы. Где разум себя несколько веков утверждал как нечто безграничное и движущееся по какой-то бессмысленной линии непонятно куда, непонятно сколько, и не замечал, не желал признавать этих иных территорий в человеке…
Где-то существовали люди, которые все это знали и знали, как с этим обращаться, но одни не поделились с другими: у них был разный язык. Одни не знали других. И между прочим, те, которые не ведали, меньше знали о человеке, они-то и были носителями того, что мы сейчас не без основания называем великой европейской культурой, в которой мы все живем, благодаря которой мы все сидим в этой студии и нас видит кто-то еще за ее пределами. Эта сфера бессмысленного, в нашей православной перспективе, “не-знающего”, немудрого подхода к человеку, тем не менее, создала всю нашу технологическую культуру.
В. Легойда: Сергей Сергеевич, я даже, честно говоря, забыл, что мы программу пишем, и стал вас конспектировать. Но я хотел бы Андрея Борисовича спросить по поводу идеи, прозвучавшей сейчас, о границах разума и безумия.
А. Зубов: Вы знаете, я ту же самую проблему, что и Сергей Сергеевич, вижу несколько иначе. Я считаю, что интуиция человека о его безграничности – это абсолютно верная интуиция. И когда говорят о безграничности разума, – это правильный подход.
Пожалуй, я здесь приведу один пример и, опять же, даже не христианский. Египетский мусульманский мистик VIII века Зу-н-Нун оставил среди своих афоризмов такой: "Как-то, гуляя по берегу моря, я встретил женщину и спросил ее, каков конец любви. И она ответила мне: любовь не имеет конца. Я спросил ее: почему? Потому что возлюбленный нескончаем".
И мне кажется, что, когда мы любим этого Нескончаемого Возлюбленного – сотворившего нас и возлюбившего нас Господа, вот тогда-то нашему разуму, нашему сердцу, нашему устремлению нет конца, потому что Бог действительно безграничен, нескончаем. И если человек – образ Божий, то в той степени, в какой он в себе открывает и реализует с Божьей помощью этот образ, в нем исчезают какие-либо границы. Мы встречаем человека, которого полюбили: друга ли, возлюбленную ли, и в них видим бесконечность. Любовь – это чудо. Даже земная любовь открывает бездну, и в ней нет конца. А когда любовь проходит, это очень страшно! – тогда и Бог, Которого ты перестаешь любить, и человек, которого ты перестаешь любить, начинают быть ограничены определенной системой категорий и образов, и из-за этого нетерпимы и неприятны. До конца познанный Бог, познанный друг и познанная любимая перестают быть любимыми.
Весь этот кошмар XIX-XX века, и, в конечном счете, Просвещение XVIII века, закончившееся Французской революцией, это результат неправильного направления разума. Разум был повернут не к Богу, где он бесконечен, не к божественному в другом человеке, где он тоже бесконечен, а на самое себя – от Бога. К Богу он повернулся спиной. Он насладился собой, и этим он сам себя ограничил. И в этой ограниченности возникла нетерпимость – к другому человеку, другому классу, другой расе, другому вероисповеданию… Та нетерпимость, которая и привела к серии катастрофических конфликтов и войн, которая, увы, еще не закончилась. Вот так я это вижу.
В. Легойда: Большое спасибо, Андрей Борисович! Большое спасибо, Сергей Сергеевич! Я не могу сказать, что мы даже начали разговор. Мы только очень медленно, но, на мой взгляд, очень качественно, приступили к началу разговора. (Студентам) Спасибо, ребята! Дорогие друзья! Наша программа подошла к концу.
Много веков назад древние греки, размышляя о тех же проблемах, начертали на храме Аполлона в Дельфах знаменитые слова: "Познай самого себя". Прошло множество столетий, и мы видим, и сегодняшний разговор подтверждает эту мысль, что проблема познания самого себя остается, как бы сейчас сказали, актуальной, да и просто очень важной, главной проблемой, которую должен решить каждый человек. Я очень надеюсь, что в сегодняшнем нашем разговоре мы пусть на полшага приблизились к осознанию, пониманию, просто чуть продвинулись по этому пути.
Вы смотрели "Русский час с журналом "Фома". Встретимся через неделю. Не сомневайтесь!
Источник: Фома-Центр