Вторая война отца Григория продолжается. На духовном фронте
Восьмидесятишестилетний священник Григорий Карпов служит Богу уже три десятилетия. Два из них только в алексеевском селе Подсереднем, настоятелем Богоявленского храма.
Приход, как все сельские приходы в российской глубинке, бедненький. Не доглядишь прихожане из экономии могут поставить собственноручно скатанные свечи. Краска на стенах 175-летнего храма совсем облупилась. "Вы не знаете, где берут краску золотить купола? неуверенно спрашивает меня одна из матушек, помощниц отца Григория по храму. Хотя где уж нам...".
Как большинство старых храмов епархии, Богоявленский не раз грабили. В первый раз машину грабителей, везущих иконы в Воронеж на экспертизу, по какому-то наитию остановили работники ГАИ. Святыни вернулись в село, но ненадолго. Отец Григорий рассказывает, и у него дрожат губы. Следующий раз оказался для воров более удачным...
И грабят-то если не свои, то уж наверняка по наводке подсередненцев. Больше пятисот дворов в Подсереднем, а верующих немного. В церковь теперь прибегают, только когда случится беда пособоровать, причастить, отпеть.
Однажды среди ночи отца Григория разбудил стук в окно. Незнакомые молодые люди, шныряя глазами по обстановке, попросили показать им дорогу, мол, ехали, заблудились. Батюшка мгновенно оценил обстановку: "Вот что, идите-ка отсюда подобру-по-здорову. А то глядите", и показал именной пистолет ТТ, которым на войне его наградили за храбрость. Незваных гостей, не ожидавших, что поп окажется такой "крутой", сразу как ветром унесло.
А как по-другому? У отца Григория на руках больная матушка Надежда. Уходя на службу, он всегда молится святителю Николаю, пропоет ему тропарь, попросит: "Николушка, охрани дом, надеюсь на тебя..." Веяние Духа Божьего, его охранительный покров отец Григорий ощущал и ощущает во всякую трудную минуту жизни.
- Я иконку Спасителя всю войну в нагрудном кармане носил, вспоминает батюшка. Такие чудеса бывали, что диву даешься и пули мимо летели, и на морозе мерз, а не замерзал... Земля от мороза как камень, а нужно и в одну секунду закапываешься...
Григорий Карпов был младшим, десятым ребенком в многодетной семье священника из рязанского Сапожка, протоиерея Иоанна. Вся семья была глубоко религиозная. Дедушка каждый год совершал паломничество в Саровскую пустынь шел 200 километров пешком. А потом наступил семнадцатый год. Сапожок был селом купеческим, зажиточным. Особо ни тогда, ни позже не разбирали вывели одиннадцать человек за село и положили всех из винтовки. В имении графа Шувалова Можары расстреляли сорок человек... У будущего тестя отца Григория была сестра Евдокия, вышедшая замуж за вдового помещика. Так помещика утопили в колодце, а сын его, Иван, уже был почти жених, убежал, спрятался, но сердце, что ли, не выдержало, умер от страха. К местному священнику отцу Георгию ворвались в два часа ночи через окно. И ножом в спину шестнадцать ножевых ран...
В 1937 году пришли и за отцом Иоанном Карповым: "Враг народа", и увели навсегда. Забрали дом, все имущество "Мы в одних платьицах вышли скитаться по чужим углам", вспоминает отец Григорий. Родня тоже пострадала. Дядю Михаила сослали в Архангельскую губернию, дядю Василия на Урал. Привозили семьи с детьми в дикий лес: "Стройтесь, здесь жить будете". На Урале Василий и умер от голода, как умирали сотни других ссыльных. Поэтому отец Григорий не понимает, когда сегодня некоторые люди говорят, что репрессий не было. Ведь он видел своими глазами многое, что сегодня оспаривается...
В начале Великой Отечественной войны молодой лейтенант-артиллерист Карпов, выпускник Рязанского военного училища, увидел всю безоружность нашей армии, вступившей в противоборство с отлично оснащенной немецкой военной машиной. С пятизарядными винтовками мы шли против немецких автоматов. Отступавшую армию винтовочными залпами "воспитывали" свои же заградотряды.
"А ведь в начале войны очень легко было попасть в окружение под одним Смоленском немцы взяли в плен 700 тысяч наших солдат", рассказывает батюшка. Лейтенант Карпов видел всю жестокость войны и потому никогда не был жестким с солдатами. Звал их ласково "братцы". О своей вере не рассказывал никому, но Бог всегда был с ним, в самых страшных переделках. А с 1943 года, когда государство резко изменило свою церковную политику, в армии стали появляться священники, перед боевыми операциями служились молебны, и многие бойцы уже открыто крестились, молились.
Войну Григорий Карпов уже майор закончил в Кенигсберге. В результате Кенигсбергской операции было уничтожено около 42 тысяч вражеских солдат и офицеров, взято в плен около 92 тысяч. После тех боев командование и представило офицера Карпова к награждению именным оружием. А всего у него двенадцать орденов и медалей есть с чем показаться и на торжественном собрании, и на митинге в День Победы.
Но в День Победы отец Григорий совершает более важное дело надевает крест, епитрахиль и поручи и служит панихиду по всем, за Родину жизнь положившим. По друзьям-однополчанам, по погибшему на фронте брату, по тем героям, освободителям села Подсереднее, чьи имена высечены на плитах братской могилы рядом с Богоявленским храмом. Он уверен: та война была для России священной, благословленной Богом. Как когда-то Куликовская битва, на которую преподобный Сергий Радонежский благословил не только воинов князя Димитрия Донского, но и своих монахов Ослябю и Пересвета.
После войны Григорий Карпов не сразу принял священнический сан. Работал счетоводом, женился, родил четверых детей. Дочь Зинаида кандидат исторических наук, ученый секретарь Рязанского историко-архитектурного заповедника, сын Сергей кандидат биологических наук в Беларуси, Серафим штурман Московского речного пароходства, Вера учительница...
В 70-е годы, когда бывший артиллерист надел священническое облачение, дети были уже взрослыми. И несмотря на то, что в "стране победившего социализма" религия снова не была в чести, служить священнику Карпову было легче, чем сейчас. Народ еще помнил войну, боль потерь (отец, мать, сын, брат погибли) еще не притупилась и вера была сильней. Люди шли в церковь, зная, что только их молитва может помочь усопшим.
Да, были непомерные налоги на церковное имущество, тихий натиск уполномоченных по делам религии, "двадцатки" фактически вместо священника руководили приходом, и церквам ежемесячно добровольно-принудительно приходилось делать взносы в Фонд мира.Но как священник он чувствовал себя нужнее людям, чем сейчас.
Сегодня деревня спивается почти в каждом доме проблемы не с отцом, так с матерью, не с сыном, так с братом... Священника зачастую встречают не поклоном, а пьяной просьбой:" Батя, дай сто рублей! Тебе ж нельзя отказывать, грех будет...".
Радостно, что в церковь стали чаще приходить дети видимо, сказывается влияние школьных уроков Православия. Перед учебным годом исповедуются, причащаются, служат молебны. А мужчины в церковь ходят редко. Говорят: "Я в душе верую, а Церковь мне не нужна!".
- Но Церковь это общество верующих, говорит отец Григорий. Если в церковь не ходишь какой же ты верующий?
Ведь даже малые утята на подворье отца Григория знают своего хозяина. Едва завидят батюшку, бегут к нему со всех ног. Батюшка, смеясь, испытывает самых хиленьких: возьмет в кулак, чтоб попробовать пузко: "Ну, ты наелся?". А умная курочка Тюка знает свое имя, отзывается на зов... Как же это человек не знает своего Хозяина и Спасителя?
- Вселенная непостижимая тайна, размышляет старый священник. Но хотя бы разум человеку должен подсказать, что на всякий закон есть законодатель. Солнце встает значит, Кто-то дал ему Закон...
27.08.2005
Источник: Белгородская правда