Предложение построить у токийского храма Ясукуни светский мемориал в память о погибших во время Второй мировой войны вызвало разногласия между различными религиозными организациями.
Каждый раз, когда премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми посещает храм Ясукуни, раздается громкий протест как в Японии, так и за рубежом. Исключение составляют синтоистские священники, которые следят за мемориалом в честь погибших во время войны.
И все же не удивительно, что мнение религиозных организаций Японии относительно строительства нового светского мемориала разделилось.
Официальные посещения членами правительства храма Ясукуни неизбежно создают двойственную ситуацию, поскольку синтоистский мемориальный комплекс не делает различия между солдатами, павшими на поле битвы, и военными преступниками класса "A", заслуженно осужденными и казненными после Второй мировой войны.
В декабре консультативная группа секретариата кабинета министров во главе с Ясуо Фукудой заявила о том, что любое решение о строительстве нового мемориала должно быть принято на правительственном уровне.
Так был предложен проект строительства нового мемориала, где люди могли бы отдавать дань всем погибшим во время войны, независимо от их религиозной принадлежности. Но большинство законодателей, представителей либерально-демократической партии, отнеслись к этой идее не только с безразличием, но даже с враждебностью.
Даже несмотря на то, что данное предложение было бы воспринято с пониманием в Китае, в Южной Корее и в других странах, которые во время войны были оккупированы японской армией. Большинство религиозных организаций Японии опасаются участия государства в поминовении усопших.
"Новый мемориал, который будет одновременно посвящен памяти погибших при выполнении миротворческих миссий ООН и погибших во время Второй мировой войны, станет вторым храмом Ясукуни", - заявил один буддийский священнослужитель на недавнем семинаре, проводимом последователями школы Синсю в Токио в январе этого года. Этот семинар проводился в течение двух дней, и в нем приняли участие около 60 священнослужителей, представляющих 10 организаций школы Синсю.
"Траур по усопшему должен иметь исключительно конфиденциальный характер, и государство ни в коем случае не должно быть к этому причастно", - добавил священнослужитель.
"А как в таком случае чтить память тех, кто отдал свои жизни во время войны за народ?" - возражали другие представители той же буддийской школы.
"А где же оплакивать своих близких большинству семей, понесших во время войны тяжелые утраты, если храм Ясукуни принадлежит только одной особой религиозной организации и превратился в памятник милитаристскому прошлому?" – задавал вопрос еще один священнослужитель.
"Только мемориал, не связанный с религией, даст им возможность поминать своих усопших близких без опасения", - заключил еще один участник семинара. Перед открытием семинара его участники посетили храм Ясукуни и осмотрели мемориальный музей, расположенный на его территории. Такэфуми Ямагути, официальный представитель администрации храма Ясукуни, ответил на вопросы посетителей.
"Японцы всегда одновременно исповедовали две религии и одинаково возносили молитвы как в синтоистских храмах, так и перед буддийскими алтарями. Почему же память о тех, кто отдал свою жизнь за народ, считается восхвалением войны?" - спрашивает Ямагути.
"Я не думаю, что память о погибших за свой народ противоречит желанию большинства людей никогда больше не воевать", – заключает он. Естественно, Ямагути выступает против идеи правительства относительно строительства светского мемориала.
На семинаре один из священнослужителей отметил, что мемориал Ясукуни "скорее военный музей, чем место молитвы о мире", ведь страдания войны и тот ущерб, который нанесла минувшая война другим народам, совсем не отражены в его экспозиции. Многие участники семинара говорили о том, что в вопросе о храме Ясукуни следует сделать акцент на разделении государства и религии, а также четко определить, почему соседи Японии столь чувствительны к этой проблеме.
"Inopressa.ru", 26 февраля 2003 г.
[вся статья]