ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

По глаголу Твоему

Явление иконы Божьей Матери "Умиление" в Самаре 10 августа 2005 года

Алексей Солоницын :: 07 сентября 2005

Событие

10 августа сего года в Крестовоздвиженскую церковь нашего города, которая находится на улице Юных пионеров, 36, пришла живущая неподалеку Мария Маркарян, армянка православного вероисповедания, вот уже восемь лет живущая с мужем и тремя детьми в Самаре.

Она принесла на реставрацию икону святой Марии Магдалины, написанную на жести. Икона эта, обветшавшая, со стершимся изображением святой, стояла в уголке церкви Архистратига Михаила в п. Красный Яр, куда Мария прежде довольно часто ходила, когда с семьей переехала в нашу область.

Мария попросила у служащих церкви эту икону для реставрации, которую решила сделать за свой счет в благодарность за предсказание одного старца о рождении ею девочки. Старец сказал, что девочку надлежит назвать Марией Магдалой.

Все так и произошло. И вот с иконой Мария приходит в Крестовоздвиженскую церковь, так как там работает, как ей сказали, опытный и умелый иконописец и реставратор Константин Боровков.

Константин принял заказ, а когда Мария ушла, внимательно осмотрел икону. Ему сразу же показалось странным, что такая плохонькая по качеству жестяная икона укреплена на добротной доске со шпоной, на каких обычно писали в прошлые века. Осторожно сняв жестяное покрытие, Константин вскрикнул от удивления: перед ним предстало дивное изображение Богородицы "Умиление" – список келейной иконы, пред которой молился и скончался святой преподобный Серафим Саровский.

Осторожно сложив истлевшую ткань, которая находилась между жестью и доской, гвоздики в коробочку, Константин позвонил настоятелю храма отцу Олегу Китову, с которым мы в этот момент ехали в поселок Прибрежный. Развернув машину, мы приехали в храм. В мастерской Константина перед нами предстала икона редкой красоты: темно-коричневые тона плавно переходили в светло-золотистые, стекая к изображению Девы Марии, крестообразно сложившей руки на груди. Ее склоненная голова, покрытая платом, источала свет. Лицо с тонкими, нежными чертами, в которых есть неземная чистота, смирение, кротость, возвышенность духа, притягивало взгляд и радостной волной ударяло в сердце.

Да, именно такую красоту и имел в виду Федор Михайлович Достоевский, когда говорил, что она спасет мир.

Иконописец, имеющий специальное художественное образование, уже 10 лет занимающийся иконописью и реставрацией, сказал, что он не может понять, каков красочный слой у иконы – это ни масло, ни темпера, ни печать.

Изображение Девы Мари выполнено или в XIX веке, или в начале ХХ. Видимо, во времена лютых гонений на церковь оно специально было закрыто более простым, жестяным покрытием – так мы предположили.

На календаре – десятое августа. И снова изумились: ДЕСЯТОЕ АВГУСТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОЙ ИКОНЫ "УМИЛЕНИЕ" (1885 г. ).

Завернув икону в плат, мы втроем отправились к архиерею.

Окно в небо

Выслушав нас и осмотрев икону, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий приложился к ней (т. е. прикоснулся губами и лбом, как это принято у православных верующих) и благословил нас ехать в Серафимо-Дивеевский монастырь, который находится на Нижегородской земле. Предстояло отслужить молебен в храме Святой Троицы в приделе, где находится чудотворная икона "Умиление" , приложить явленную нам икону к дивеевской и пронести ее по святой канавке, которую, как ограду монастыря, указал вырыть и обустроить преподобный батюшка Серафим по указанию самой Богородицы.

Мы поняли, что икона не просто так обнаружилась под жестяным покрытием. Произошло чрезвычайное событие, которое на церковном языке называется "явлением" и имеет огромный мистический смысл, несет в себе тайну, о которой можно лишь догадываться. Эта тайна обнаруживается со временем, знаменует важные, иногда исторические события. С каждой чудотворной иконой, явленной то девочке Матрене ("Казанская Богоматерь"), то монаху из Иверии Гавриилу ("Иверская Божья Матерь"), то простому крестьянину из Кадниковского уезда Вологодской губернии ("Семистрельная" Богоматерь) и т. д. , связана была череда событий, о которых потом узнавала Россия.

Икона для верующего человека – это не живопись, которой можно любоваться, повесив у себя дома на стене, как это делают многочисленные коллекционеры, вкладывающие большие деньги в "художественные ценности".

Икона для православного – это "окно в небо" , это святыня, обращаясь к которой, мы обращаемся с молитвой к Господу и Богородице, святым и преподобным, которых мы чтим особо.

Икона – не дерево и не металл, искусно изукрашенные мастерами. Она живое свидетельство существования Господа, небесных сил, наших покровителей и заступников. Пламенные молитвы к ним чистых сердцем, всем своим существом отдающихся Богу, достигают того, что иконы подают знаки верующим – мироточат, источая ароматы, которых нет в природе, что земли; обновляясь – из черных от времени становясь новыми, будто только написанными; отпечатываясь на стекле, хотя стекло находится на расстоянии от иконы; кровоточат, как Спаситель у рабы Божьей Ольги Ефимовой из п. Державино Оренбургской области (это событие произошло несколько лет назад).

В храме на горе Фавор, на Святой земле, где произошло Преображение Господне, я видел икону Богородицы, вырезанную из газеты. Она вся была увешана драгоценностями – кольцами с алмазами, золотыми цепочками, ожерельями, браслетами и т. д. Это были знаки признательности Богородице за то, что она послала избавление от бед и болезней по горячей молитве к Ней.

Какие события будут связаны с нашей иконой Богородицы, знать нам не дано. Но то, что она явленная, сомнений не было ни у кого – от простой прихожанки Марии, медсестры по профессии, до правящего архиерея.

19 августа, в праздник Преображения Господня, отслужив раннюю Божественную литургию, настоятель Крестовоздвиженского храма отец Олег Китов вместе с прихожанами церкви (нас собралось 12 человек) повез икону в Дивеево. Накануне мы узнали, что в Дивеево едут паломники из Самары во главе с игуменом Фомой (Мосоловым).

Получилось, что в Дивеево икона "Умиление" привела 25 человек из нашей Самары.

Святая обитель – Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь – святое место не только для нашей страны, но и для всего православного мира.

Монастырь неразрывно связан с именем святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца и провидца, великого молельника и угодника Божьего. Подвигами своими – пустынножительством (тридцать лет жизни в глухих лесах), аскетизмом и беспрерывной молитвой (тысячу дней и ночей он молился, стоя на камне) удостоился он лицезреть Саму Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Она и велела батюшке создать особую девичью общину, указав место в Дивееве. Указала Богородица, как обнести это место канавкою и валом, и обещала быть всегдашней Игуменьей сей обители – Четвертого Своего удела на земле. Первый Ее удел – Иверия, куда выпало Ей идти по жребию, когда с апостолами по указанию Господа отправились они проповедовать Христа Спасителя; второй – Афон, восточный полуостров Греции, куда корабль, на котором плыла Богородица, бурею был занесен; третий удел – Киево-Печерский монастырь, основанный афонским монахом Антонием; и, наконец, четвертый – Дивеево, начало которому положила монахиня Александра (в миру Агафья Семеновна Мельгунова). Уходя из жизни, матушка Александра передала сестер на попечение старцев Саровской обители, находящейся в нескольких верстах от Дивеева. А старцы благословили отца Серафима заботиться о сестрах монастыря.

Но к этому попечению батюшка Серафим приступил через 30 лет, когда после подвигов своих пустынножительских вышел на служение людям.

Все в монастыре делалось по указанию батюшки, вплоть до последнего его часа земной жизни. А он, в свою очередь, поступал так, как велела ему Сама Богородица.

Молился он пред Ее иконой "Умиление" , история которой такова.

Согласно церковному преданию этот образ является списком чудотворной иконы, явившей чудеса в 1363 году юродивому Тимофею близ псковского города Воронича. В 1569 году на месте чудесных явлений был основан Святогорский Успенский монастырь, в соборный храм которого была перенесена из Вороничской приходской церкви икона "Умиление".

Келейный образ преподобного Серафима был написан на полотне, натянутом на кипарисную доску. Перед ним, стоя на коленях, преподобный и отошел к Господу. Сохранилась табуретка, на которой горели свечи и стояла икона "Умиление". Табуретка обгорела по краю – сбылось одно из предсказаний батюшки, который сказал, что "о кончине моей узнаете по пожару". Батюшка был уже бездыханным, когда, увидев дым и отблески огня в его келье, монахини вошли к нему и быстро потушили пламя.

Нам довелось помолиться в келье, где жила святая блаженная Параскева (Паша Саровская). Монахини восстановили все, как было при жизни блаженной. В этой комнате Паша Саровская принимала царя и царицу, предсказав им рождение наследника. Знала она и о том, что они примут мученический венец и будут прославлены как святые; принимала и простых паломников, которые шли и шли к ней со всех концов России.

Сюда принесли мы и явленную икону в первый вечер прибытия в Дивеево. Затем послушница Наталья Огудина, несущая послушание в паломнической службе монастыря, хорошо знающая нас с о. Олегом еще по Самаре (в нашем городе начался ее путь к Богу), повела всю нашу группу по монастырю, а потом в Свято-Троицкий храм.

Здесь находятся главные святыни монастыря – покоятся мощи преподобного, его личные вещи, а в правом приделе – икона "Умиление". Этот придел торжественного, величавого и в то же время теплого, сразу же берущего тебя как бы в свои объятья храма, так и называется – придел иконы Божьей Матери "Умиление".

Здесь нас встретила игуменья Сергия. Благословила поставить икону на аналой, на завтра днем отслужить молебен и приложить нашу икону к храмовой.

Весть о том, что в монастырь прибыла явленная икона "Умиление" из Самары, с быстротой молнии разнеслась по обители.

В этот праздничный день Преображения Господня паломников в монастыре было несколько тысяч. По монастырскому уставу ежевечерне монахини по святой канавке обходят монастырь.

В этот вечер благочинная монастыря Екатерина шла впереди с нашей иконой, рядом шли отец Олег Китов и игумен Фома, за ними наши паломники и еще не менее тысячи паломников со всех концов России.

Святая канавка восстановлена по тому же контуру и с теми же масштабами, которые были определены батюшке Серафиму самой Богородицей, сказавшей, что канавка защитит и обитель, и всех здесь молящихся даже и в последние времена. Идя по канавке, надо читать молитву "Богородице, Дево" , состоящую из тех самых слов, которые обратил архангел Гавриил к Пресвятой, благовествуя Ей о рождении от Духа Святого Спасителя мира сего. Смиренно сложив руки крестообразно, Пречистая ответила архангелу:

"Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему".

На иконе "Умиление" Богородица так и изображена – принявшая с благоговением и кротостью благую весть.

Благовещение с древних времен и по сей день изображается в храмах на Царских вратах.

А как икона этот образ появился, как уже сказано, в 1363 году.

Явление и его тайна. Моление усердное

Пред явленной иконой "Умиление" монахини и инокини молились ночью. Молился с ними и отец Олег. Утром служилась Божественная литургия. Дивеевским священникам сослужили и наши – игумен Фома и отец Олег. Затем по просьбе игуменьи благочинная монастыря Екатерина и отец Олег поехали к болящим монахиням. И в больнице, и в домах, где находятся кельи монахинь, икону встречали с радостью и со слезами на глазах. Благоговейно к ней прикладывались, а о. Олег помазал болящих маслицем из лампадки, горевшей пред иконой во время молитвы.

Затем наступило главное событие нашего паломничества.

Облачившись в праздничные белые, вышитые серебряными нитями священнические одежды, отец Олег и игумен Фома начали молебен в приделе иконы Божьей Матери "Умиление". Пели монахини – так, как только одни они умеют петь – со всею сердечностью и простотой, которая и есть высшее проявление духовности.

Думаю, этот молебен запомнится и нашим священникам, и самарским паломникам на всю жизнь.

Ибо когда еще священнику доведется предстоять на молитве в таком соборе, совершать каждение, обходя мощи святого преподобного Серафима, святыни и иконы, находящиеся здесь, где все дышит возвышенной красотой. Не зря говорят, что Дивеево близко к Богу, что небеса здесь как бы смыкаются с соборами, святой канавкой и постройками монастыря.

Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

Благословенна Ты в женах и

Благословен плод чрева Твоего, яко

Спаса родила еси душ наших.

Да, не дано нам знать тайну явления иконы. Но приблизиться к этой тайне все же можно.

Вспомним ответ Богородицы на обращение к Ней архангела Гавриила. Ключевые слова ответа Девы: "Да будет Мне по глаголу твоему".

То есть пусть все будет так, как ты велишь, ибо ты несешь слово Божье.

Это означает, что и нам с вами икона явлена для того, чтобы укрепить нашу веру, чтобы мы поступали "по глаголу Твоему" – местоимение "Твоему" напишем с большой буквы, имея в виду уже не архангела, а самого Бога.

В любые времена – еще более тяжкие, чем сегодняшние – страна наша, народ наш спасались верой. Она сплачивала даже "последних русских людей" , как повествует летописец о событиях 1612 года, когда отсюда, с Нижегородской земли, собрались и двинулись на Москву, захваченную врагом, наши пращуры. И вела их к победе икона Казанской Божьей Матери, пред ней молились и Кузьма Минин, и князь Дмитрий Пожарский, и все до единого воина русского.

Перед Бородинским сражением первым пред иконой Смоленской Богородицы опустился на колени Михаил Кутузов, а за ним – воинство наше. И в Сталинграде, когда осталось несколько десятков метров от берега до воды волжской, куда враг хотел сбросить наших воинов, и тогда победа была бы за ним – беспрерывно шли и шли молебны пред иконой Казанской Богоматери. И выстояли наши отцы и деды – и победили.

"По глаголу твоему" – будем жить так, значит, победим.

Сейчас на пересечении улиц Ново-Вокзальной и Ставропольской возводится храм во имя иконы Божьей Матери "Взыскание погибших". Под фундамент его была насыпана земля из многих святых мест – и из Дивеева тоже.

По благословению владыки Сергия храм этот, построенный по древнерусским образцам из вековых сосен, будет иметь три придела: центральный – по названию храма, левый – во имя святого преподобного Серафима Саровского, правый – во имя иконы Божьей Матери "Умиление".

Там и будет находиться икона. Как святыню ее будут выносить на молебны и по церковным праздникам.

А еще в храме будут частички мощей и преподобного Серафима, и всех святых дивеевских, в том числе и блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, дарованные для нового храма в эту нашу поездку. Привезена и земля из Дивеево – ею будет выстлана дорожка вокруг храма, по которой, как по святой канавке, будут совершаться и крестные ходы, и молитвенные шествия прихожан.

Будем же просить заступничества Богородицы, святого преподобного Серафима Саровского, святых обители дивеевской.

Но и самим нам надо неустанно трудиться – с верой, надеждой, любовью.

Алексей СОЛОНИЦЫН.

Председатель регионального общественного движения "Самара православная" , писатель.

02.09.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама