ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Сама жизнь

Продолжение. Начало в № 7–8/03

Наталия Трауберг :: 16 января 2006

Ветхий человек

Страшной осенью 1983 года, перед поездкой к Сладкявичюсу (см. ИиЖ № 10/03), меня буквально дотащили до психотерапевта. Он был суров. Нарушая все клятвы, он с нескрываемым отвращением сообщил, что надежды нет, надо было лечиться лет на десять раньше, да и то… Поскольку, среди прочего, я говорила о шоках, связанных с одним генералиссимусом, он спрашивал: "Ну как, сталинисточка, ещё дышите?". Вскоре я поехала к монсиньору Винцентасу, и всё перешло в другой "план", если можно передать этим странным словом понятие "ordo".

Монсиньор велел посвящать страдания, я заболела диким панкреатитом, а позже позвонили психотерапевту. Услышав человеческий голос, он сказал `а la Станиславский: "Не верю", — и сильно обиделся.

Точно так же воспринял моего ветхого человека московский, тоже известный, психиатр. У него я не лечилась, мы жили в соседних домах, и его, Ларичева (теперь — священника), коллеги собирались в 84–88 годах, чтобы потолковать о вере (о. Александр, сам хозяин и др.) и психиатрии (тот же хозяин, молодые врачи). Забегала я почему-то к упомянутому психиатру, видела странные росписи — огонь и чертей, но к данной теме относится только то, что он, не скрывая отвращения, признал меня с места в карьер совершенно неизлечимой.

Третий случай — прошлогодний антропософ; о нём я, кажется, писала.

Прекрасное упражнение, если хочешь увидеть своего ветхого человека — без молитвы, без ангела, без благодати, совершенно одного. Интересно, почему у некоторых (далеко не у всех) психиатров такое целенаправленное зрение?

Бесплатное образование

Мой сын кончал школу в Вильнюсе. Принадлежал он (именно так) моим родителям, и они держали его в Москве, пока не заметили, что он очень плохо учится. Тогда они отослали его к отцу, где была и мачеха, но мешала учиться не она, а промыслительная лень. Иначе, по мягкости нрава, он поддался бы пылкому стремлению деда и "делал карьеру".

Итак, с превеликим скрипом Томас учился в рабочей школе. Из обычной его быстро исключили, когда они с другом написали на своих портфелях "Русские, вон из Литвы". Пристроившись в книжный магазин, он худо-бедно что-то сдавал, но всё-таки в последнем классе на последних экзаменах получил две двойки. Не знаю, можно ли остаться в такой школе на второй год, но он, видимо, остался.

В Литве и тогда было одиннадцать классов, Томасу исполнилось восемнадцать лет, его призвали, но тут вмешалась "сама жизнь" в чрезвычайно крутой форме. Если я об этом не писала, обещаю написать.

Тем временем в Литературном институте решили набрать литовскую группу, чтобы готовить переводчиков. Группы эти сменялись, обходя круг республик. Литовская была на двадцать два года раньше, и учился в ней отец упомянутого Томаса. Решили её набрать, об этом узнала мама и сказала моей простодушной подруге, что позвонит бывшему зятю, чтобы тот похлопотал за сына. Зная отношение своего мужа к блату, баловству и "дедам", я, мягко говоря, огорчилась, а подруга осудила меня за неверие в человека, подразумевая, должно быть, и маму, и мужа.

Часа через два позвонил Томас и сообщил, что его отец рвёт и мечет. Вскоре он добавил, что всё тот же отец добился отмены этой самой группы. Её перенесли на следующий год — естественно, именно тот, когда мой занимательный сын всё-таки кончил школу. История его поступления в институт заслуживает отдельного очерка. Сейчас же — предложу тест.

Оцените реакции и поступки каждого из действующих лиц:

— Молодец!

— А как же иначе?

— Такова жизнь…

— Какой кошмар!

Баллы и их толкование предоставим читателям.

Самое противное

Помню, на втором курсе в филфаковской стенгазете появилась суровая статья о том, что позже назвали французским словом "макияж". Действительно, наши барышни варили из чего-то тушь, подбавляя для цвета зелёных или синих чернил. Делали они или доставали и помаду, и лак, и румяна. Всё это в статье беспощадно осудили.

Никто не удивился, даже не унялся. Но тут, в другой статье, рассказали, что самодельная косметика вредна, однако советская девушка должна быть красивой и нарядной (замечу, шёл 1945/46 учебный год). Я стояла, читала, и на душе было гадко.

Но что нам комсомол? Мы сами, "верующие", грешим точно тем же. Как-то у одних неофитов (оказавшихся потом и умными, и трогательными) бодро толковали о том, что катехумен должен видеть, как "у нас" весело, какая современная музыка, какой стиль, сленг и что-то ещё. Тяжёлый был вечер.

Есть даже "христианские" книги в подобном духе. В одной муж и жена пространно и совершенно невинно рассуждают о супружеской любви, перемежая это сладостными стихами. Это бы можно стерпеть, если б для благочестивых рассуждений супруги выбрали менее интимный момент своей жизни. Сцена повергла меня в такое уныние, что я не могла редактировать текст.

Что отсюда вывести, решит читатель. Если это трудно, можно посмотреть Писание.

Йота

В начале 70-х годов мы с Муравьёвым и Аверинцевым обозначали всякими буквами те свойства, названия которых почти стёрлись. Скажем, иксом — серьёзное и благоговейное отношение к себе, зетом — ту аномию, которую ещё не связывали с постмодернизмом, поскольку его не было (или был?). Почему-то на подвиды трёх основных пороков пошли греческие буквы. Здесь и сейчас я хочу поговорить об одной разновидности игрека.

Игреком назывался эгоизм, отсчёт от себя, а не от ближнего и Бога. Поскольку у человека есть чувства, разум и воля, можно не считаться с ними всеми, а можно — с чем-нибудь одним. Несчитание с чужой волей давало простую властность (лямбда) и ласково-заботливую (тэта). Несчитание с чувствами — пси и кси, то есть — тяжкую досаду, вызванную чьей-то радостью, и "оскорбительный оптимизм за чужой счёт" (слова Честертона). Наконец, несчитание с разумом обозначалось йотой.

Помню, Владимир Сергеевич яростно утверждал, что это не порок, а взыскательность вкуса. Кто-кто, а он любил говорить: "Такого писателя нет" и тому подобное. Однако нас было двое, он — один, и считалось, что правда — за нами. С кем согласен читатель, это уже его дело.

Но всё-таки подумайте, стоит ли сохранять такую категоричность. А вдруг, действительно, в ней есть себялюбие и своеволие? Я знаю, что для нынешних психологов самоутверждение — добродетель; но не для христиан же!

Говорю о йоте отдельно, потому что ей нет сноса. Только и слышишь, кого нет. Когда речь идёт о жизни, можно вспомнить, как толкует Спаситель заповедь "не убей".

Снова о йоте

Напишешь о Сцилле, и тут же решают, что ты — за Харибду. Чтобы этого не было, сошлюсь на Честертона, хотя знаю, что пользы будет мало. Где ты, томистская трихотомия, восходящая к Аристотелю! Однако — сошлюсь:

"Дошло до того, что немало, даже слишком много народу проявляет в делах вкуса ту самую нетерпимость, бдительность, постоянную готовность к гневу, которые естественны, когда спор заходит о добре и зле. Словом, для многих вкус стал делом нравственности. Надеюсь всё же, что нравственность не стала делом вкуса".

Надеялся он зря. Тогда — относительно, теперь — едва ли не абсолютно считается, что "истин много", "у каждого — своя правда" и т. п. Мне кажется, что это не так. Много не истин, а частных эгоизмов, у каждого свой. В обычных, мирских спорах чаще всего борются именно они. Тут, по закону готтентота [1], вступают попытки найти причины своих прихотей и поступков; но не чужих. Конечно, если ты очень политкорректен, ты будешь так оправдывать не только себя, но это ничего не стоит, если к себе ты не применишь "ценностей незыблемую скалу". Посмотрите Канта, о знаменитом его императиве. Судя свои поступки, лучше предполагать свободу выбора.

Чтобы и здесь не схватились за очередную Харибду, безнадёжно напомню, что, плача, горюя, гневаясь из-за несомненного зла, мы всё равно жалеем человека — и щадим, и (что ещё важнее) понимаем, как плохо творящему зло.

Новициат [2]

Мои непосредственные предки мыслили и действовали по-разному. Возьмём женщин, поскольку я их гораздо чаще видела. Итак:

  1. бабушка Мария Петровна твёрдо знала, что своеволие — грех, и сообщала мне это;

  2. мама твёрдо знала, что это — добродетель, и ни с чьей волей не считалась, в том числе, естественно, с моей;

  3. бабушка Эмилия Соломоновна жила как живётся и в моё воспитание не лезла;

  4. крёстная настолько не имела своеволия, что действовала не наставлениями, даже не поступками, а сиянием.

Сочетание таких взглядов и свойств не давало мне разгуляться. Благоговейный трепет, видимо — нестойкий, поддерживался самым простым, раздавливающим страхом.

Страх этот очень мучителен и очень опасен. Иногда он приводит к желанию кого-нибудь запугать, иногда — к постоянному вранью, иногда — к слабоумию. Наверное, бывает всё это сразу. Но у нас что-то на что-то перемножилось, должно быть — указанные свойства старших на нянечкины и бабушкины молитвы. Отчасти я стала Башмачкиным, отчасти запомнила, что своеволие — грех (сам Акакий Акакиевич этого не знал).

Что же делать, как создать для детей такой новициат? Слова — пусты, пример — тоже только для тех, у кого прорезалось зрение. Лучше бы сиять, но а) этого мало, б) пока худо-бедно засияешь, у тебя будут правнуки. Кроме того, мы слишком часто пытаемся выдать за сияние ту мерзкую слащавость, которой дети не выносят.

Теперь, когда так долго не было понятия греха, а потом за грех стали принимать что угодно, кроме себялюбия и своеволия, надо всё начинать заново. Как это сделать с прочно взявшими власть детьми, я просто не знаю. Никакие новициаты не помогли мне это сделать самой, скорее — помешали, если учитывать только уровень земли. †


[1]

Как думают многие, готтентот уверен: "Если ты украл корову у соседа, это благо, если он у тебя — это зло".

[2]

Новициат — в западной монашеской традиции период активного вхождения в духовность того или иного ордена.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /