ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Меморандум "О межконфессиональном мире и согласии"

Али В. Полосин :: 05 марта 2003

24 февраля 2003 г.

Во имя Бога Единственного, милость Которого вечна и безгранична!

"Мне, подобно многим другим, выпадало быть побиваемым камнями от рук бессовестных и беззаконных людей. Однажды, когда град обрушиваемых на меня несправедливых и незаслуженных обвинений, кажется, уже превосходил всякую возможность разумно объяснить происходящее, один встреченный мною узбек сказал: "Владыко, пусть Вас не тревожат эти нападки. У нас на Востоке говорят: "Кидают камни в крону только того дерева, которое плодоносит". Да послужит это утешением и всем нам, осознающим свою историческую правоту и твердо следующим своему духовно-национальному призванию".

Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла

Кто на самом деле занимается прозелитизмом?

В последнее время со стороны некоторых кругов Русской православной церкви (РПЦ) умножились зложелательные выпады в адрес новообратившихся мусульман, особенно русских. Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Кирилл (Гундяев) и "Союз православных граждан" опубликовали угрозы в адрес правоверных. В письме митрополита предлагается лишить новообратившихся мусульман права голоса, в противном же случае намекается на возможность благословения какому-нибудь единоверцу-прокурору навесить на них ярлык "экстремистов", якобы срывающих мирный диалог между конфессиями... Все это мы проходили при прошлых режимах.

Разумеется, никакие угрозы нас не пугают, а утешают, и руководство РПЦ, судя по цитате в эпиграфе, это понимает. Нам, людям верующим в Бога – Всемогущего и Всеведущего, даже удивительно, что кто-то считает подвиг исповедничества веры чем-то пугающим – для нас это высшая честь и весь смысл краткой земной жизни перед Судным Днем Всевышнего.

Нас не удивляют также негативные оценки нашего мировоззренческого выбора бывшими сослуживцами – в их положении это объяснимо. Однако монотеизм – религия всех пророков единственного Бога – желает мира и добра не только мусульманам, но и иудеям и христианам.

Поэтому вызывает недоумение не неприятие христианами Ислама, а лишь зложелательность некоторых христиан и клевета на правоверных оппонентов в духе 1937 года. Например, "Союз православных граждан" заявил, что в трагические дни теракта в октябре 2002 г. в Москве я якобы проповедовал "огненный джихад", хотя я не просто осудил эту акцию, но и выступил на ОРТ 25 октября 2002 г. с призывом к разбойникам раскаяться и немедленно отпустить всех заложников. Утверждалось, что в моих сочинениях содержится якобы "хула" на Иисуса Христа (мир ему), хотя я, как и все мусульмане, почитаю его как великого Пророка и Посланника Всевышнего.

Понятно, что ситуация, связанная с сознательным принятием Ислама бывшими христианами, а тем более – бывшими профессиональными служителями церкви, вызывает у ряда их бывших коллег и начальников психологически болезненную реакцию, которая проецируется на любые слова и поступки новообратившихся мусульман, включая их рассказы о своем пути в Ислам. – Ведь человек, пришедший к принятию другой религии, до этого неизбежно должен был усомниться в каких-то прежних постулатах и отказаться от них! Однако здесь появляется "двойной стандарт" в оценках: если людей, расставшихся с православной церковью, православная общественность хулит, то представителей других религий, обращенных в православие, она не называет ни "ренегатами", ни "предателями", а наоборот – хвалит и даже превозносит, как святых. В православной церкви издаются их официальные жития, издаются также рассказы "этнических мусульман", провозгласивших себя христианами и повествующих о том, чем они были недовольны в Исламе.

В православии до сих пор не отменены анафемы на "агарян", то есть мусульман в православной терминологии, а издания "святых отцов" и "учителей церкви", употребляющие откровенно ругательные слова в адрес Ислама и благословенного Пророка Мухаммада, по-прежнему издаются с разрешения руководства РПЦ. Но при этом никто из мусульман не говорит об "оскорблении своих чувств" в связи с такими изданиями – каждая религия суверенна и может трактовать события для своих приверженцев так, как считает нужным.

Чувства обиды за свои убеждения, отвергнутые другим человеком, не должны брать верх над разумом и не могут служить основанием для попыток социального преследования этого человека, оскорбления его чести и достоинства, лишения его данных Богом прав, включая право на свободу слова и распространения своих убеждений в обществе. Для реального межконфессионального взаимопонимания необходимо избегать двойных стандартов!

Нам говорят, что "напряжение в сфере христианско-мусульманских взаимоотношений" возникает вследствие "рекламы новообращенных", однако виновники сего – не мусульмане: в Русской православной церкви и в неопятидесятнических церквах такая реклама ведется несопоставимо шире, нежели в исламской среде. Мы видим рекламу "кряшенов" и торжественные презентации Библии на татарском языке в Казани и в Москве, православных священников-татар, проповедующих по-татарски. Аналогичная деятельность ведется и в Башкортостане на татарском и башкирском языках.

Среди повсеместно продающейся церковно-православной литературы особо выделяются исламофобские сочинения причисленных к статусу святых Иоанна Дамаскина и Максима Грека. Канонизированный в 1988 году н. э. ныне здравствующими иерархами РПЦ епископ Игнатий Брянчанинов в выражениях в адрес благословенного Пророка Мухаммада использует наименование "антихрист". Максим Грек постоянно употребляет слово "бес", Ислам объявляется "сатанинской" религией. Действующий иерарх РПЦ епископ Тихвинский Константин утверждает, что зло внутренне присуще Исламу как религии. Созданный Юрием Максимовым, ответственным сотрудником миссионерского центра "Шестоднев", еще в 1997 году антимусульманский сайт "Православие и Ислам" содержит сочинения вышеуказанных и иных "учителей церкви", в которых наша религия и благословенный Пророк подвергаются откровенным ругательствам.

Мне не известно ни одно мусульманское сочинение – ни классиков Ислама, ни современных новообратившихся мусульман, в которых бы содержались уничижительные наименования религиозных деятелей христианской церкви, а также прямые обвинения в сатанизме всей религии и всех ее последователей. Для нас, и для меня лично, христиане – "люди Писания", в основе своей монотеисты, которые имеют отличную от нас позицию, но которые не могут только поэтому считаться ни врагами Ислама, ни служителями сатаны (если только конкретный человек не станет сам свидетельствовать об этом). Мусульмане не знают о будущей участи тех, кто сегодня исповедует христианство – только Аллах знает все, зато в христианских книгах заявляется, что мусульманам путь в Рай закрыт, если они не перейдут в церковь соответствующей деноминации.

Конечно, учение о святой троице для мусульман не приемлемо, и об этом сказал Сам Всевышний в Коране. Но мы ведь не навязываем христианам свое вероучение, а лишь излагаем его в мусульманских изданиях в соответствии с основами нашей религии. Единственность Бога – это главный догмат Ислама, от которого ни один мусульманин – ни по рождению, ни новообратившийся – отказаться не вправе. Если стать на позицию ряда иерархов РПЦ и радикальной православной общественности и считать изложение на русском языке основополагающих норм Ислама "оскорблением чувств православных", тогда, по этой логике, и мусульмане должны считать оскорблением своих убеждений публичное наименование Бога Моисея и Авраама "святой троицей" и оскорблением своих чувств публичные возглашения: "Христос воскрес", ибо, согласно Корану, он вообще не был убит. Такой подход как раз и ведет к вражде! Полагаем, что следует воздерживаться от вмешательства в вероучительный суверенитет других религий и признать их право на бытие, как объективную данность, которой не могло бы возникнуть без воли Всевышнего! Пусть каждый верит согласно своей религии и не препятствует другим!

Свидетельство новообратившегося о своем пути естественно для любой религии. Каждая религия учит о своей истинности и ложности других, но в разнице вероучений нет и не должно быть никакого "напряжения" в плане современных взаимоотношений представителей традиционных религий. Напряжение возникает в результате попыток прозелитизма среди верующих другой религии, то есть при умышленной попытке изменить веру последователя другой религии с целью вовлечения его в свою общину.

Что такое прозелитизм? В этот термин, к сожалению, вкладывают разный смысл, правовое же звучание он имеет, пожалуй, только в законе, принятом парламентом Греции. Общий смысл сегодня можно определить, как использование незаконных методов в миссионерской деятельности, то есть переманивание верующих из одной религии в другую путем подкупа, угроз, мошенничества, шантажа, в том числе с использованием гуманитарной, благотворительной, медицинской и иной необходимой человеку помощи.

Вот пример православного прозелитизма среди мусульман. Священник Даниил Сысоев, один из руководителей миссионерского центра РПЦ "Шестоднев" (создан указом Патриарха в октябре 2000 г. ), регулярно проводит в православной гимназии "Радонеж", действующей с благословения Патриарха, молебны на татарском и русском языках "Об обращении мусульман и иных еретиков в православие". Отвечая на вопросы Ю. Максимова о деятельности центра "Шестоднев", священник Сысоев описывает целую технологию миссионерско-прозелитической работы среди мусульман:

"–Не могли бы Вы рассказать о работе Вашего Центра среди этнических мусульман?

– За минувшие полгода мы крестили девять человек, перешедших из ислама, шесть женщин и трое мужчин, самого разного возраста, от десяти до шестидесяти, по национальности в основном это были татары.

– Эти люди приходили уже внутренне готовые к принятию христианства?

– Нет, совсем не обязательно. Некоторые приходили как верующие мусульмане...

...нужно говорить о личности Мухаммеда. Даже этническому мусульманину нужно просто подробно рассказать, как произошло первое "откровение" на горе Хира, как якобы "архангел Джибрил" буквально выдушил из Мухаммеда первую суру Корана. Это очень яркое свидетельство. Можно здесь также вспомнить название 17 суры "кутающийся", что, как известно, воспроизводит обстановку получения "откровений", когда Мухаммед падал в конвульсиях, пускал пену изо рта, что с точки зрения Евангелия является классическим случаем беснования. Собственно говоря, сам Мухаммед так и считал, пока его не обманули. И вот, просто рассказ об этом вполне достаточно. Даже убежденные мусульмане после такого рассказа начинают задумываться".

Данная цитата наглядно демонстрирует наличие явно оскорбительных эпитетов и обвинение благословенного Пророка Всевышнего в одержимости сатаной и, соответственно, всей религии – в сатанинском происхождении. Причем это обращено, по признанию автора, к "убежденным мусульманам".

В Исламе прозелитизм – использования недостойных методов – запрещен. Среди исламских духовных управлений России нет центров, подобных "Шестодневу", и нет деятельности в отношении христиан, аналогичной деятельности "Шестоднева"! Исламский призыв обращен к безверующим, к оккультистам, ко всем ищущим Бога единственного и всемогущего.

Обращает на себя внимание и то, что, создавая напряжение вокруг новообратившихся русских мусульман, православная общественность вообще никак не реагирует ни на факты, ни на открытые заявления церкви пятидесятников о триумфе "русского протестантизма" – разве это не двойной стандарт? Сегодня число фиксированных членов этой церкви составляет свыше 1,5 миллионов человек, продолжая быстро расти (данные из журнала "Смысл" №0 за 2002 г.). Русских баптистов – 1 миллион человек, адвентистов – 200 тысяч. В подавляющем большинстве это – бывшая православная паства! Для сравнения, русских правоверных – около 10 тысяч человек, но они вызывают почему-то неизмеримо более болезненную реакцию у православной общественности, нежели 2,5 миллиона русских протестантов.

Если христианин свидетельствует, что он – христианин, мусульманин не вправе принуждать его к принятию Ислама: "Нет принуждения в религии" (Коран, 2:256). Всевышний сказал Своему Пророку: "Если бы захотел Господь твой, то Он создал бы людей общиной, одну и ту же веру исповедующей. Но они разногласят, за исключением тех, над кем смилостивился Господь твой" (Коран, 11:118-119).

Отношение сочинений Али В. Полосина к православию

Что касается обвинений в отношении моих философских и историософских публикаций, то я должен заявить официально следующее:

1. Я категорически отметаю утверждения, что мои публикации являются прозелитическими, и заявляю, что для подобных утверждений нет никаких объективных оснований. Мои публикации предназначены мусульманам и тем, кто не определился с выбором религии и интересуется Исламом, о чем прямо пишется в аннотациях. Нигде, ни в одной моей статье или книге, нет ни одного обращения или призыва к христианам, тем более призыва изменить свою веру! С логикой таких обвинений можно считать прозелитической книгой и сам достохвальный Коран! Привести человека к Истине может только Сам Создатель – Всеведущий и Всемогущий, и никто из людей не вправе присваивать себе Его полномочия. Если иноверец сам обращается к нам за информацией, советом, помощью, мы обязаны эту помощь оказать, и в этом случае становимся исполнителями воли Всевышнего.

"Манифест" – историософское эссе, предназначенное не для полемики с иноверцами, а для обсуждения темы с братьями по вере – мусульманами – с целью выработки мусульманского взгляда на нашу политическую историю. Обложка книги изображает мечеть, что подчеркивает направленность работы и ее адресат.

"Преодоление язычества" – философская работа прикладного характера, ставящая своей целью выработку современного языка для выражения вечных истин "Таухида" – традиционного исламского учения о единственности Бога, в которое я, разумеется, не привношу ничего нового или своего. Разумеется, это учение дается в научном сравнении с иными учениями без моральных оценок последних и предназначено для единоверцев и интересующихся монотеизмом и его отображением в Исламе.

2. Все мои монографии не являются изданием Совета муфтиев России. При указании фамилии автора нет каких-либо ссылок на отношение к Совету муфтиев России (СМР), что является свидетельством того, что в этой публикации я выступаю не от имени Совета, а как в личном качестве, как верующий гражданин, и именно в таком качестве рассказываю своим единоверцам о тех аргументах, которые привели лично меня к пониманию, почему Ислам является высшей Истиной. Это личный взгляд новообратившегося мусульманина на свой жизненный путь и религиозный опыт. Если кому-то этот путь и этот взгляд не нравится, читать мою книгу, как и любую мусульманскую книгу, его никто не заставляет.

В области современных отношений между религиями я поддерживаю позицию высокочтимого муфтия Равиля Гайнутдина, выраженную в его выступлениях и официальных публикациях и направленную на единение населения нашей страны на основе осознания многовекторности нашей общей истории и уважения ко всем коренным народам России и их религиям.

3. Я категорически отметаю любые обвинения в мой адрес, в которых мне пытаются приписать, что я будто бы называю всех христиан язычниками. Такого нет ни в одной моей публикации, ни в одном выступлении. Более того, для меня, как и для всех мусульман, христиане и иудеи – "ахль аль-Китаб", "люди Писания". Мы верим, что первооснова их религии – монотеизм. Любой мусульманин, христианин или иудей, отвергающий единственного Бога, может перестать быть таковым и стать многобожником. Но пока кто-либо из них публично не засвидетельствовал факт придания Богу сотоварища, никто не вправе характеризовать его как многобожника!

Об этом сказано во всех моих публикациях, и если кто-то сделал иные выводы из моих сочинений, то ошибся, и пусть далее основывается на данном официальном разъяснении их содержания. Всем христианам и иудеям мы желаем добра, мира и пребывания в законе и благости Всевышнего!

4. Я отметаю любые обвинения в том, что будто бы я имею желание как-то унизить православную церковь и ее членов. Наоборот, принимая Ислам, я добровольно взял на себя обет не критиковать ни православную церковь как организацию, ни ее современных священнослужителей. Принимая Ислам, я также простил всем своим бывшим коллегам их грехи против меня, а Всевышнего просил простить мои грехи против них и публично всем православным христианам пожелал мира и успехов. Более того, я высказал благодарность всем, кто мне как-то помогал во время моего пребывания в церкви.

"Негативные оценки тех или иных этапов российской истории и анализ их причин присутствуют в любом издании на подобные темы – сколько авторов, столько и позиций. Мы с интересом наблюдаем столкновение таких позиций на съездах Всемирного русского народного собора, в изданиях многих официальных православных организаций, в жестких диспутах между христианами разных конфессий. Это естественно: общество пытается осмыслить свое прошлое и найти наиболее верный путь в будущее, люди ищут, спорят, отстаивают свои точки зрения и критикуют иные. Новообратившиеся мусульмане – такие же граждане, как и все остальные, и имеют такое же право на свободу слова" (из письма СМР).

В своем "Манифесте новой России. Третий путь – прямой" мой главный вывод, подводящий итог всей работе, звучит так: "Третий путь России – в мирном сосуществовании традиционных религий и утверждение в обществе основ Единобожия и исламского порядка!". Да, для меня Ислам – на первом месте, но с православием – не конфронтация, а мирное сосуществование, добрососедство!

Мы протягиваем православным христианам руку мира

В актах "Союза православных граждан" говорится, что само по себе такое явление, как новообратившиеся мусульмане из числа этнически русских, является-де неким препятствием для развития союзнических отношений между православными христианами и правоверными мусульманами. Необходимость таких отношений перед лицом внешних для нашей общей Родины угроз очевидна, и я готов поступиться своими личными интересами, если это действительно принесет пользу для российских мусульман и для всей России.

Однако интерес русских мусульман к самой православной церкви и ее проблемам явно преувеличен. Всемогущий запретил в Коране как-либо ущемлять права на религиозную деятельность христиан и иудеев. Все христиане и иудеи, проживающие, например, в мусульманском государстве, должны находиться под защитой закона и иметь права на полный религиозный суверенитет. Поэтому никто из мусульман в сферу деятельности православной церкви вторгаться не вправе и никаких препятствий "людям Писания" чинить не должен и не будет. Судьба православной церкви в России – это забота самих православных верующих. Мы уважаем право христиан и иудеев пользоваться свободой религиозной деятельности и жить в соответствии со своими традициями и предписаниями в полном объеме, иметь столько церквей, синагог, административных, учебных и благотворительных заведений, сколько им требуется.

Мы обращаемся и к интересующейся данным вопросом православной общественности, и к служителям церкви со следующим конкретным миротворческим предложением:

мусульмане и православные – коренные жители одного государства и потому обречены жить вместе в условиях добрососедства и взаимоуважения;

мы против прозелитизма, то есть целенаправленного и принудительного (угрозами, шантажом, подкупом, обусловливанием получения гуманитарной, медицинской и иной помощи) переманивания верующих из одной религиозной веры в другую, но мы уважаем право каждого россиянина на свободный выбор и принимаем совершенный сознательный выбор как данность, санкционированную Создателем;

Ислам и Православие – коренные религии для всех жителей Российской Федерации, которые вправе совершать свой выбор осознанно и без принуждения.

Предлагаю для обсуждения накопившихся вопросов и снятия ненужных проблем провести неформальный "круглый стол" между заинтересованными представителями православной и мусульманской общественности и выработать взаимоприемлемые принципы мирного и добрососедского сосуществования во имя нашей великой Родины. – Возможно, впоследствии заключить и некий формальный договор или соглашение. Со своей стороны в качестве первого шага я готов забыть все выпады в мой адрес и в адрес других новообратившихся мусульман и протягиваю "людям Писания" руку мира и добрососедства. Следующий шаг – за православными христианами, и он покажет их искренность в желании сохранить и упрочить межконфессиональный мир в великой России.

"Полагаем, что чувства личной неприязни, мести или обиды по отношению к бывшим единоверцам не могут быть противопоставлены необходимости нести великую миссию возрождения духовности, достижения национального единства нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Мы все хотим, чтобы наша единая Родина была родной для каждого россиянина, независимо от его веры и национальной принадлежности. На этой объединяющей нас основе мы не видим никаких объективных оснований для осложнения наших межрелигиозных отношений" (из письма СМР).

Председатель общины мусульман "Прямой путь"
Али Вячеслав Полосин

ИсламИнфо.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама